Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровейка»,3 класс
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveyka.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Миллеровский район
Ст. Мальчевская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мальчевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Протокол № 1 от 28 августа 2015г. Руководитель ШМО: Е.Н.Бердникова Рассмотрено педагогическим советом школы протокол № 1 от 31 августа 2015 г. Председатель:________А.А.Зелинский | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Мальчевская СОШ приказ № 162 от 31 августа 2015г. ___________/А.А.Зелинский/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Здоровейка»
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 3-а класс
Количество часов: 1 час в неделю
Учитель: Аниканова Татьяна Анатольевна
Программа разработана на 2015-2016 учебный год.
Программа разработана на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под ред. В. А. Горского.– М.: Просвещение, 2010.
I. Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Представленная программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 3 класса, является адаптивной и опирается на следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, пр. от 08.04.2015 №1/15)
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2015 года № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Цели и задачи образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
II. Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Актуальность и перспективность курса
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление
здоровьесберегающей компетентности.
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность данной программы состоит в том, что основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации ребенок овладеет знаниями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему быть здоровым, научиться следить за своим здоровьем. Программа ориентирована на здоровьесберегающие ценности, на партнерское отношение детей и взрослых, на создание условий для развития здоровой личности ребенка, повышения его уверенности в себе, в своих силах.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Описание ценностных ориентиров учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части миро- вого сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Основные направления реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Здоровейка» выделяет следующие приоритетные направления:
- 1направление «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
- 2 направление «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
- 3 направление «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
- 4 направление «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в течение 35 учебных недель в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
IV. Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:
- «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
- «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
- «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
- «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
- «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе» (4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
3 класс – 4 часа
Тема 1 «Здоровый образ жизни, что это?»
Тема 2 Личная гигиена
Тема 3 В гостях у Мойдодыра
Тема 4 «Остров здоровья» (текущий контроль знаний - игра)
Раздел 2. Питание и здоровье (5 ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
3 класс- 5 часов
Тема 1 Игра «Смак»
Тема 2. Правильное питание –залог физического и психологического здоровья
Тема 3. Вредные микробы
Тема 4. Что такое здоровая пища и как её приготовить
Тема 5 «Чудесный сундучок»Текущий контроль знаний – КВН
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (6 ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
3 класс - 7 часов
Тема 1 Труд и здоровье
Тема 2. Наш мозг и его волшебные действия
Тема 3 День здоровья«Хочу остаться здоровым»
Тема 4 Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
Тема 5 Экскурсия «Природа – источник здоровья»
Тема6 «Моё здоровье в моих руках» Текущий контроль знаний - викторина
Раздел 4. Я в школе и дома (6 ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
3 класс - 6 часов
Тема 1 Мой внешний вид –залог здоровья
Тема 2 «Доброречие»
Тема 3 Спектакль С. Преображнский «Капризка»
Тема 4 «Бесценный дар - зрение»
Тема 5 Гигиена правильной осанки
Тема 6 «Спасатели, вперёд!»Текущий контроль знаний
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4 ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
3 класс - 4 часа
Тема 1 Шарль Перро «Красная шапочка»
Тема 2 Движение это жизнь
Тема 3 День здоровья «Дальше, быстрее, выше»
Тема 4 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности Текущий контроль знаний городской конкурс «Разговор о правильном питании»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (4 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
3 класс - 4 часа
Тема 1 Мир моих увлечений
Тема 2 Вредные привычки и их профилактика
Тема 3 Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема 4 В мире интересного. Текущий контроль знаний. Научно –практическая конференция.
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (2 ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
3 класс - 2 часа
Тема 1 Я и опасность. Лесная аптека на службе человека.
Тема 2 Игра «Не зная броду, не суйся в воду». Чему мы научились и чего достигли. Контроль знаний – КВН.
Формы и режим занятий
Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Формы занятий
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
Основные формы занятий: викторины, игры, игра - путешествие, защита проекта, комбинированное занятие, памятки, экскурсии, мероприятия, деловая и ролевая игра.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Здоровейка» 3 класс
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
V. Тематическое планирование.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. |
Введение «Вот мы и в школе». «Здоровый образ жизни, что это?» Личная гигиена. В гостях у Мойдодыра. «Остров здоровья». | Теоретические сведения даются детям в форме кратких бесед. Беседа на тему: «Знакомство с бассейном». Основы закаливания организма. «Сведения о закаливании, профилактика простудных заболеваний». Профилактика простудных заболеваний. Профилактика травматизма на воде. Основные способы плавания. | Личностные: Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями. Познавательные: Предполагать, какая информация необходима. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. |
Питание и здоровье. Игра «Смак». Правильное питание – залог физического и психологического здоровья. «Вредные микробы». Что такое здоровая пища и как её приготовить. «Чудесный сундучок». | Строение пищеварительной системы; основы рационального питания. Различать «полезные» и «вредные» продукты. Основы рационального питания; наименование продуктов, содержащих необходимые витамины. | Личностные: Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Познавательные: Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Коммуникативные: При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Регулятивные: Составлять план выполнения задач. |
Моё здоровье в моих руках. Труд и здоровье. Наш мозг и его волшебные действия. День здоровья «Хочу остаться здоровым». Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. Экскурсия «Природа – источник здоровья». «Моё здоровье в моих руках». | Способы закаливания. О пользе и вреде солнечных лучей. Способы сохранения и укрепления здоровья; способы безопасного закаливания. Применять полученные знания в жизненных ситуациях. | Личностные: Формулировать самому простые правила поведения в природе. Познавательные: Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: Учиться подтверждать аргументы фактами. Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
Я в школе и дома. Мой внешний вид – залог здоровья. «Доброречие». Спектакль С. Преображенский «Капризка». «Бесценный дар - зрение». Гигиена правильной осанки. «Спасатели, вперёд!» | Способы сохранения и укрепления здоровья. Значение соблюдения режима дня. Строение позвоночника; Особенности воздействия двигательной активности на организм человека. Строение глаза; правила заботы о глазах; правила работы за компьютером, при чтении, при просмотре телевизора. | Личностные: Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Чтоб забыть про докторов. Шарль Перро «Красная шапочка». Движение это жизнь. День здоровья «Дальше, быстрее, выше». «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности. | Особенности воздействия двигательной активности на организм человека. Строение пищеварительной системы; основы рационального питания. Способы сохранения и укрепления здоровья. | Личностные: Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
Я и моё ближайшее окружение. Мир моих увлечений. Вредные привычки и их профилактика. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». В мире интересного. | Свои права и права других людей. Общепринятые правила в семье; традиции семьи. Влияние здоровья на успешную учебную деятельность. Применение коммуникативных навыков. | Личностные: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Познавательные: Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
«Вот и стали мы на год взрослей». Я и опасность. Лесная аптека на службе человека. Игра «Не зная броду, не суйся в воду». Чему мы научились и чего достигли. | Общепринятые правила безопасного поведения. Сбор лекарственных растений. В гостях у природы. Повторение правил здоровья. Памятка здоровых детей. Анализ ситуаций. | Личностные: Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Познавательные: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. |
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Формы организации занятий | Формы контроля | Дата | |
По плану | Фактическая | ||||
Введение «Вот мы и в школе» - | |||||
1 (1) | «Здоровый образ жизни, что это?» | Практическое занятие | 1.09.2015 | ||
2 (2) | Личная гигиена | Практическое занятие | 8.09.2015 | ||
3 (3) | В гостях у Мойдодыр | Теоретическое занятие | 15.09.2015 | ||
4 (4) | «Остров здоровья» | Обобщающее занятие | Игра | 22.09.2015 | |
Питание и здоровье | |||||
5 (1) | Игра «Смак» | Теоретическое занятие | 29.09.2015 | ||
6 (2) | Правильное питание – залог физического и психологического здоровья | Практическое занятие | 6.10.2015 | ||
7 (3) | Вредные микробы | Теоретическое занятие | 13.10.2015 | ||
8 (4) | Что такое здоровая пища и как её приготовить | Теоретическое занятие | 20.10. 2015 | ||
9 (5) | «Чудесный сундучок» | Обобщающее занятие | КВН | 27.10.2015 | |
Моё здоровье в моих руках | |||||
10 (1) | Труд и здоровье | Теоретическое занятие | 17.11.2015 | ||
11 (2) | Наш мозг и его волшебные действия | Теоретическое занятие | 24.11.2015 | ||
12 (3) | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | Теоретическое занятие | 1.12.2015 | ||
13 (4) | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье” | Практическое занятие | 8.12.2015 | ||
14 (5) | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | Теоретическое занятие | 15.12.2015 | ||
15 (6) | «Моё здоровье в моих руках» | Обобщающее занятие | Викторина | 22.12.2015 | |
Я в школе и дома | |||||
16 (1) | Мой внешний вид – залог здоровья. «Доброречие». | Теоретическое занятие | 12.01.2016 | ||
17 (2) | Спектакль С. Преображенский «Капризка» | Практическое занятие | 19.01.2016 | ||
18 (3) | «Бесценный дар - зрение». | Практическое занятие | 26.01.2016 | ||
19 (4) | Гигиена правильной осанки | Теоретическое занятие | 2.02.2016 | ||
20 (5) | «Спасатели, вперёд!» | Обобщающее занятие | Викторина | 9.02.2016 | |
Чтоб забыть про докторов | |||||
21(1) | Шарль Перро «Красная шапочка» | Теоретическое занятие | 16.02.2016 | ||
22 (2) | Движение это жизнь | Практическое занятие | 1.03.2016 | ||
23 (3) | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | Практическое занятие | 15.03.2016 | ||
24 (4) | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | Обобщающее занятие | Конкурс | 22.03. 2016 | |
Я и моё ближайшее окружение | |||||
25 (1) | Мир моих увлечений | Теоретическое занятие |
| 5.04.2016 | |
26 (2) | Вредные привычки и их профилактика | Теоретическое занятие |
| 12.04.2016 | |
27 (3) | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Практическое занятие | 19.04.2016 | ||
28 (4) | В мире интересного | Обобщающее занятие | Научно –практическая конференция | 26.04.2016 | |
«Вот и стали мы на год взрослей» | |||||
29 (1) | Я и опасность. Лесная аптека на службе человека | Теоретическое занятие | 17.05.2016 | ||
30 (2) | Игра «Не зная броду, не суйся в воду». Чему мы научились и чего достигли. | Обобщающее занятие | КВН | 24.05.2016 |
- Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса.
№ п/п | Наименование | Необходимое кол-во | Имеется/ необходимо | ||
1 | Книгопечатная продукция | ||||
1.1 | Федеральный Закон «Об образовании в РФ» | Д | имеется | ||
1.2 | Стандарт начального общего образования | Д | имеется | ||
1.3 | Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, /авторы В.И. Лях, А.А Зданевич -М.: «Просвещение», 2014 г. | Д | имеется | ||
1.4 | Н. К. Смирнов Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003 г. | Д | имеется | ||
1.5 | М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002 г. | Д | имеется | ||
1.6 | Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2012 г. | Д | имеется | ||
1.7 | Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2012г. / Мозаика детского отдыха. | ||||
2 | Печатные пособия | ||||
2.1 | Карточки с изображением неживых предметов. | Д | имеется | ||
2.2 | Словари, справочники, энциклопедии. | П | имеется | ||
3 | Цифровые образовательные ресурсы | ||||
3.1 | CD Видеофильмы, соответствующие тематике программы по курсу подвижные игры (по возможности). | Д/П | имеется | ||
4 | Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||||
4.1 | МФУ НР LJM 1120 MFP | Д | имеется | ||
4.2 | Проектор М/М Erson EB582 | Д | имеется | ||
4.3 | Экран | Д | имеется | ||
4.5 | Компьютер в сборе 17 ASER с выходом в Internet | Д | имеется | ||
4.6 | Колонки Genius | Д | имеется | ||
5 | Спортивный инвентарь | ||||
5.1 | скакалки | К | имеется | ||
5.2 | кегли | К | имеется | ||
5.3 | мячи баскетбольные | К | имеется | ||
5.4 | мячи резиновые | К | имеется | ||
5.5 | обручи | К | имеется |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х
учеников)
Литература
Для учителя:
- В.И. Лях, А.А Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, - М.: «Просвещение», 2014 г.
- Н. К. Смирнов Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003 г.
- М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002 г. 4) Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2012.
- Г.П.Попова «Дружить со спортом и игрой», Волгоград: «Учитель»,2012.
- Г.П.Болонов «Физкультура в начальной школе», Москва: «ТЦ Сфера»,2013
Для учащихся:
- Учебник по физической культуре 1-4 класс В.И. Лях. М.: Просвещение, 2013 г
Интернет – ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
http://school-russia.prosv.ru/
VIII. Результаты освоения учебного предмета.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы и виды контроля.
№ п/п | Наименование темы | Всего, часов | Форма контроля | Формы самостоятельной работы учащихся | ||
Теоретические занятия | Практи-ческие занятия | |||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 2 | 1 | праздник | Самостоятельно в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 1 | КВН | |
III | Моё здоровье в моих руках | 6 | 4 | 1 | Викторина | |
IV | Я в школе и дома | 5 | 2 | 2 | Виктория | |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 2 | Конкурс | |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | 1 | Конференция | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 2 | 1 | Диагностика | ||
Итого: | 30 | 15 | 8 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровейка" по спортивно-оздоровительному направлению
Данная рабочая программа спортивно-оздоровительного направления является комплексной по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровейка"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), на основе при...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Здоровейка"
Данная рабочая программа разработана для внеурочной деятельности в 1 классе спортивно - оздоровительного направления. Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введени...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Здоровейка" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровейка" 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровейка"
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровейка" (1 класс)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровейка" для 1-4 классов.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих задач: -формир...