«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по формированию основ здорового образа жизни
«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
учитель физической культуры
Евпатов Александр Александрович
2015 год
«Путешествие в страну Неболейки»
Объект исследования - учащиеся класса .
Предмет исследования – влияние образовательных технологий на здоровье учеников.
Цель работы – найти эффективные здоровьесберегающие технологии для учащихся начальных классов.
Цель представленного проекта. Обеспечить благоприятные условия для воспитания у детей позитивного мышления и принципов здорового образа жизни, раскрытия их творческого потенциала.
Цель для детей. «Путешествуя по Стране Неболейка» узнать секреты и способы сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
- Развивать понимание влияния физкультуры и спорта на здоровье.
- Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
- Формировать знания о правилах питания. Понятие гигиены и культуры питания.
- Закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.
- Научить разбираться в полезных и вредных для формирования зубов продуктах, закрепить навыки ухода за зубами.
- Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Основная часть
Теоретическое обоснование темы «Здоровье – не производное от лечения, а умение жить, учиться и трудиться, не причиняя вреда своему организму»
(доктор медицинских наук, профессор Лебедев Н.Т.)
Гуманистическая направленность обучения и воспитания предполагает гуманизацию всех сторон школьной жизнедеятельности, в том числе развитие здоровых сил ребёнка, его способности к самосовершенствованию. Развитие здоровых сил ребёнка начинается с решения такой значимой для детей и взрослых проблемы, как проблема сохранения и укрепления нравственного, психологического и физического здоровья.
Напряжённые и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребёнка, о соотношении факторов обучения и здоровья в общем развитии. Банальное представление: « Здоров тот, кто не болеет», - как бы освобождает учителя от ответственности за формирование здоровья детей; в учебных программа вопросы здоровья преподаются по остаточному принципу, при этом делается акцент на негативных фактах здоровья ( несчастные случаи, табакокурение, алкоголизм, наркомания и т.п.); условия организации образовательного процесса не в полной мере отвечают требованиям обеспечения сохранности здоровья. Также можно говорить о том, что при рассмотрении вопросов, касающихся здоровья, слабо учитываются мотивы каждого возраста к восприятию материала. У детей и подростков не формируется потребность сохранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих людей, как необходимое и очень важное качество человека, как основу его самосовершенствования, основу его семейной жизни и профессиональной деятельности. У школьников отсутствуют постоянные действия по приобретению знаний, умений и навыков сохранения здоровья.
В школе систематически используются социально-психологические и психолого-педагогические методы диагностики ( методики выявления уровня тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса) . Результаты диагностики состояния психологического здоровья учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, безволие и бесхарактерность, пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам безнравственного поведения, корыстолюбие и безлюбие, слабость психолого-смыслового ядра личности. Это лишь частичный перечень личностных свойств, относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребёнка в неблагополучной семье, но и ошибками педагогического характера, собственной незаинтересованностью детей в работе над собой, в стремлении познавать и открывать новое, творить, трудиться.
Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка.
Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна.
Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вопросы духовности и здоровья надо рассматривать во взаимосвязи. «Духовное благополучие» и «духовность» - важнейшие элементы здоровья человека. Именно поэтому перед педагогами и родительской общественностью ставится задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Школе необходимы специалисты медицины и педагоги, сами владеющие наукой быть здоровыми и способные дать эту науку детям. К преимуществам системы образовательной деятельности ОУ по сохранению, укреплению и поддержанию здоровья детей можно отнести:
- высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов в целеполагании, планировании и организации воспитательной работы в классе;
- эффективное использование здоровьесберегающей технологии метода проектов в образовательном процессе;
- стабильная материально-техническая база учебного процесса;
- системный характер диагностики;
- существование традиций школы;
- систематический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы.
- разработка режима двигательной активности учащихся начальной ступени образования.
ДЕВИЗ: “В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”.
месяц | замысел | цель | деятельность руководителя | деятельность учеников |
сентябрь | Мы начинаем «Путешествия из страны Болезней в страну Неболейка». У истоков: -болезней человеческой души; -болезней духа; -болезней тела; -болезней вредных привычек. Преодоление преград на пути в страну Неболейка | -осознать опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье. | -показать воспитанникам непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком. | -активно включаются в игровую деятельность. Познавательная игра: «Витамины каждый день». .« Практическая игра Чистота-залог здоровья!» .Праздник: »Путешествия к Мойдодыру» Инсценировка: «Где живут вредные привычки?» Умей сказать - Нет! вредным привычкам «В здоровом теле, здоровый дух». Сочинение. |
октябрь | «В городе Чистота». Встречаемся с Мойдодыром и Зубной Феей. | -обогатить знания о том, как быть здоровым, развивать гигиенические навыки ухода за собой. | -познакомить воспитанников с историей возникновения медицины; -настроить на участие в программе, сформировать желания в ней участвовать. | -сдают экзамены Мойдодыру и Зубной Фее; -беседуют с Мойдо- дыром и Зубной Феей у Чистого истока о здоровье и нездоровье человека; -берут Мойдодыра задания, талисманы и маршрутную карту путешествия по стране Неболейка. |
ноябрь | «Отдыхаем у реки Мудрости». Встречаем Айболита. | -формировать отношение к книге, как главной советчице и помощнице в осмыслении ценностей человеческой жизни; -приобщать к мудрости человечества, говорящей о значении и ценности здоровья для человека. | -организовать встречу с медицинским работником; -посетить городскую библиотеку. | -встречаются с мудрецами, помогающими быть здоровыми; -читают книги Мудрые, ищат в них ответы, что есть здоровье. |
декабрь | «В деревне Русские Забавы» Встречаемся с бабушкой Ведуньей и Банником. | -познакомить воспитанников с традициями народов России. | -помочь освоить некоторые секреты поддержания и укрепления своего здоровья с помощью знаний и опыта, оставленного нам в наследство нашим народом. | -посиделки у печки с бабушкой Ведуньей и Банником, которые много знают-ведают о том, как человеку быть здоровым; -играют в городке забытых игр и забав. |
Январь | «В санатории на Поляне Здоровья» Встречаемся с Медуницей. | -приобщать к общению с Природой, как источником красоты, гармонии и здоровья человека. | -открыть целительную силу Матушки- Природы. | -встречаются с Медуницей; -открывают и осваивают секреты целительных сил в растительном мире Матушки-Природы. -Набираются сил и здоровья в санатории на Поляне Здоровья (Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья); -участвуют в конкурсе «Лечебные травы». |
февраль | « В гостях у Лешего» | -обучать учащихся экологической грамотности. | -организовать беседу с педагогом д/о по экологическому воспитанию; -привлечь родителей учащихся для участия в конкурсе «Кормушка». | -становятся работниками и защитниками Матушки-Природы; -учатся жить по законам Матушки-Природы в мире и согласии со всеми обитателями ее Великого Царства, даря себе и друг другу Красоту, Здоровье, Счастье; -участвуют в конкурсе «Кормушка». |
март | В городе «Здоровяков» | -формировать ценностное отношение к собственной жизни и здоровью; -развивать устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. | -приобщать воспитанников к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе; -организовать встречу с юными спортсменами нашей школы; -привлечь родителей к спортивному празднику «Мама, папа, я – счастливая семья» | -знакомятся с различными видами спорта и оздоровительными системами; -встречаются со спортсменами нашей школы; -участвуют в конкурсах «На зарядку становись», «Веселые старты»; -участвуют в празднике «Мама, папа, я – счастливая семья». |
апрель | « Деревня Витаминная» Встречаемся со старой знакомой - Медуницей. В деревне у неё лаборатория вкусной и здоровой пищи. | -формировать знания о правилах питания; -закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека. | -помочь воспитанникам раскрыть пользу овощей и фруктов. | -вместе с Медуницей изучают воздействие витаминов на здоровье человека; -участвуют в конкурсе рисунков «Фрукты и Овощи». |
май | Город Хорошего Настроения | -подвести итоги игрового проекта «Путешествие в Страну Неболейка»; -наметить перспективы дальнейшей деятельности взрослых и детей по укреплению и поддержанию своего здоровья. | -помочь детям осознать, что узнали, чему научились в Стране Неболейка, что получилось, а что не получилось и почему; -организовать вместе с родителями «Большой Праздник Здоровья». | -закрепляют убеждения в том, что лучше быть здоровым, чем больным; -сдают экзамены в Академии Здоровья; -Большой Праздник Здоровья. |
Применяемые технологии:
• Личностно-ориентированные технологии
• Медико-гигиенические технологии.
• Физкультурно-оздоровительные технологии.
• Технологии обеспечения безопасности и жизнедеятельности.
• Технология игрового моделирования.
Библиография.
1.Пуляева О. В. « Влияние игровой деятельности на развитие детей с интеллектуальными проблемами», Славянск-на-Кубани ,2014
2.Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 2004
3.Виноградова А.Д., Липецкая Е.И. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. 1985.
4.«Межличностные отношения у подростков с нарушением интеллекта» Курган, 2010
5.Анна Колотырина (anna-kolotyrina), Осипова А.А. – Общая психокоррекция. М., 2003. 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.дл студ.сред. и высш.учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
6. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой – М.: 2000.
7. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике/ Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
8.Мясищев. В.Н.«Психология отношений»
9.Плахова Т. В. «Путешествие в Страну Здоровья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"
В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....