«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
методическая разработка по физкультуре на тему

Евпатов Александр Александрович

Здоровье в порядке, спасибо зарядке!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_2.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по формированию основ здорового образа жизни

«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

учитель физической культуры

Евпатов Александр Александрович

2015 год

«Путешествие в страну Неболейки»

Объект исследования -  учащиеся  класса .

Предмет исследования – влияние образовательных технологий на здоровье учеников.

Цель работы – найти  эффективные здоровьесберегающие  технологии для учащихся  начальных классов.  

  Цель представленного проекта.  Обеспечить благоприятные условия для воспитания у детей позитивного мышления и принципов здорового образа жизни, раскрытия их творческого потенциала.

 Цель для детей. «Путешествуя по Стране Неболейка» узнать секреты и способы сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:  

  • Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
  • Развивать понимание влияния физкультуры и спорта на здоровье.
  • Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
  • Формировать знания о правилах питания. Понятие гигиены и культуры  питания.
  • Закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.
  • Научить разбираться в полезных и вредных для формирования зубов продуктах, закрепить навыки ухода за зубами.  
  • Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Основная часть

Теоретическое обоснование темы  «Здоровье – не производное от лечения, а умение жить, учиться и трудиться, не  причиняя вреда своему организму»

                                          (доктор медицинских наук, профессор Лебедев Н.Т.)

 Гуманистическая направленность  обучения и воспитания  предполагает гуманизацию всех сторон школьной  жизнедеятельности, в том числе развитие здоровых сил   ребёнка, его способности к самосовершенствованию. Развитие здоровых  сил ребёнка начинается с решения  такой значимой для детей  и взрослых  проблемы, как  проблема сохранения  и укрепления нравственного, психологического и  физического здоровья.  

Напряжённые и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой  остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребёнка, о соотношении факторов обучения и  здоровья в общем развитии. Банальное представление: « Здоров тот, кто не болеет», - как бы  освобождает учителя от ответственности за  формирование здоровья детей; в учебных программа вопросы здоровья преподаются по остаточному  принципу, при этом делается акцент на негативных фактах здоровья ( несчастные случаи, табакокурение, алкоголизм, наркомания и т.п.); условия организации образовательного процесса не в полной мере отвечают требованиям обеспечения сохранности здоровья. Также можно говорить о том,  что при  рассмотрении вопросов, касающихся здоровья, слабо учитываются мотивы каждого возраста к восприятию материала. У детей и подростков не формируется потребность сохранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих людей, как необходимое и очень важное качество человека, как основу его самосовершенствования, основу его семейной жизни и  профессиональной деятельности. У школьников отсутствуют постоянные действия по  приобретению  знаний, умений и навыков сохранения здоровья.

 В школе систематически  используются  социально-психологические и  психолого-педагогические методы диагностики ( методики  выявления уровня  тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений  учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса) . Результаты диагностики состояния психологического здоровья  учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников  таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, безволие и  бесхарактерность, пристрастие к вредным привычкам и  неумение противостоять формам безнравственного поведения, корыстолюбие и  безлюбие, слабость психолого-смыслового ядра личности. Это лишь частичный перечень личностных свойств, относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными  условиями развития ребёнка в неблагополучной семье, но и ошибками педагогического характера, собственной незаинтересованностью детей в работе над собой, в стремлении познавать и открывать новое, творить, трудиться.

  Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка.

 Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна.

Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических   дефектов». Вопросы духовности и здоровья надо рассматривать во взаимосвязи. «Духовное благополучие» и «духовность» - важнейшие элементы здоровья человека. Именно поэтому перед педагогами и родительской общественностью  ставится задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Школе необходимы специалисты медицины и педагоги, сами  владеющие  наукой быть здоровыми и способные дать эту науку детям.  К преимуществам системы образовательной деятельности ОУ по  сохранению, укреплению и поддержанию здоровья детей можно отнести:

- высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов в  целеполагании,  планировании и организации воспитательной работы в классе;

- эффективное использование здоровьесберегающей технологии метода  проектов  в  образовательном процессе;

- стабильная материально-техническая база учебного процесса;

- системный характер диагностики;

- существование традиций школы;

- систематический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы.

- разработка режима двигательной активности учащихся начальной  ступени образования.

   

ДЕВИЗ: “В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”.

месяц

замысел

цель

деятельность руководителя

деятельность учеников

сентябрь

Мы начинаем      «Путешествия из страны Болезней в страну Неболейка».

У истоков:

 -болезней человеческой

души;

-болезней духа;

-болезней тела;

-болезней вредных привычек.

Преодоление преград на пути в страну Неболейка

-осознать опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье.

-показать воспитанникам непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком.

-активно включаются в игровую деятельность.

Познавательная игра:  «Витамины каждый день».

.« Практическая игра Чистота-залог здоровья!»

.Праздник: »Путешествия к Мойдодыру» Инсценировка: «Где живут вредные привычки?» Умей сказать - Нет! вредным привычкам

 «В здоровом теле, здоровый дух». Сочинение.

октябрь

«В городе Чистота».

Встречаемся с Мойдодыром и Зубной Феей.

-обогатить знания о том, как быть здоровым, развивать гигиенические навыки ухода за собой. 

-познакомить воспитанников с историей возникновения медицины;

-настроить на участие в программе, сформировать желания в ней участвовать.

-сдают экзамены Мойдодыру и Зубной Фее;

-беседуют с Мойдо- дыром и Зубной Феей у Чистого истока о здоровье и нездоровье человека;

-берут Мойдодыра задания, талисманы и маршрутную карту путешествия по стране Неболейка.     

ноябрь

«Отдыхаем у реки Мудрости».

 Встречаем Айболита.

-формировать отношение к книге, как главной советчице и помощнице в осмыслении ценностей человеческой жизни;

-приобщать к мудрости человечества, говорящей о значении и ценности здоровья для человека.

-организовать встречу с медицинским работником;

-посетить городскую библиотеку.

-встречаются с мудрецами, помогающими быть здоровыми;

-читают книги Мудрые, ищат в них ответы, что есть здоровье.

декабрь

«В деревне Русские Забавы»

Встречаемся с бабушкой Ведуньей и Банником.

-познакомить воспитанников с традициями народов России.

-помочь освоить некоторые секреты поддержания и укрепления своего здоровья с помощью знаний и опыта, оставленного нам в наследство нашим народом.

-посиделки у печки с бабушкой Ведуньей и Банником, которые много знают-ведают о том, как человеку быть здоровым;

-играют в городке забытых игр и забав.

Январь

«В санатории на Поляне Здоровья»

Встречаемся с Медуницей.

-приобщать к общению с Природой, как источником красоты, гармонии и здоровья человека.

-открыть целительную силу Матушки- Природы.

-встречаются с Медуницей;

-открывают и осваивают секреты целительных сил в растительном мире Матушки-Природы.

-Набираются сил и здоровья в санатории на Поляне Здоровья (Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья);

-участвуют в конкурсе «Лечебные травы».

февраль

« В гостях у Лешего»

-обучать учащихся экологической грамотности.

-организовать беседу с педагогом  д/о по экологическому воспитанию;

-привлечь родителей учащихся для участия в конкурсе «Кормушка».

-становятся работниками и защитниками Матушки-Природы;

-учатся жить по законам Матушки-Природы в мире и согласии со всеми обитателями ее Великого Царства, даря себе и друг другу Красоту, Здоровье, Счастье;

-участвуют в конкурсе «Кормушка».

март

В городе «Здоровяков»

-формировать ценностное отношение к собственной жизни и здоровью;

-развивать устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

-приобщать воспитанников к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе;

-организовать встречу с юными спортсменами нашей школы;

-привлечь родителей к спортивному  празднику «Мама, папа, я – счастливая семья»

-знакомятся с различными видами спорта и оздоровительными системами;

-встречаются со спортсменами нашей школы;

-участвуют в конкурсах «На зарядку становись», «Веселые старты»;

-участвуют в празднике «Мама, папа, я – счастливая семья».

апрель

« Деревня Витаминная»

Встречаемся со старой знакомой  - Медуницей. В деревне у неё лаборатория вкусной и здоровой пищи.

-формировать знания о правилах питания;

-закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.

-помочь воспитанникам раскрыть пользу овощей и фруктов.

-вместе с Медуницей изучают воздействие витаминов на здоровье человека;

-участвуют в конкурсе рисунков «Фрукты и Овощи».

май

Город Хорошего     Настроения

-подвести итоги игрового проекта «Путешествие в Страну Неболейка»;

-наметить перспективы дальнейшей деятельности взрослых  и детей по укреплению и поддержанию своего здоровья.

-помочь детям осознать, что узнали, чему научились в Стране Неболейка, что получилось, а что не получилось и почему;

-организовать вместе с родителями «Большой Праздник Здоровья».

-закрепляют убеждения в том, что лучше быть здоровым, чем больным;

-сдают экзамены в Академии Здоровья;

-Большой Праздник Здоровья.

Применяемые технологии:

•        Личностно-ориентированные технологии

•        Медико-гигиенические технологии.

•        Физкультурно-оздоровительные технологии.

•        Технологии обеспечения безопасности и жизнедеятельности.

•        Технология игрового моделирования.

Библиография. 

1.Пуляева О. В. « Влияние игровой деятельности на развитие детей с интеллектуальными проблемами», Славянск-на-Кубани ,2014

2.Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 2004

3.Виноградова А.Д., Липецкая Е.И. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. 1985.

4.«Межличностные отношения у подростков с нарушением интеллекта» Курган, 2010

5.Анна Колотырина (anna-kolotyrina),    Осипова А.А. – Общая психокоррекция. М., 2003. 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.дл студ.сред. и высш.учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

6. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой – М.: 2000.

7. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике/ Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

8.Мясищев. В.Н.«Психология отношений»

9.Плахова Т. В. «Путешествие в Страну Здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....