рабочая программа по физкультуре 4 класс
рабочая программа по физкультуре (4 класс) по теме

Казакова Татьяна Алексеевна

Программа основана на базе авторской рабочей программы В.И.Лях, "Физическая культура 1-4 классы", разбита по четвертям и темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fgos_4_klass.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений средней школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования),

на основе рабочей программы под редакцией В.И. Ляха 1-4 класс

и составлена с учетом следующих нормативных документов:

    -  Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312(ред. От 30.08.2011г. с изменениями, внесенными  МО и Н РФ от  01.02. 2012г.  № 74

-Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).

-Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.

-Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.

-О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.

-О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.

-Закон об образовании РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ

- Примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования  Приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта общего начального  образования.

- Планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №1

- Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ №1

За основу взята  «Комплексная программа физического воспитания 1 - 11 класс» под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича Москва, «Просвещение» 2010 г. 

     

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в 4 классе

 выделяется 102 часа, 3 урока в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

    Целью примерной программы по физической культуре является формирование у учащихся 4-х классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

        1.Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

               2.Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

        3.Формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности

  4.Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

         5.Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

     * Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения.

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

*проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

*оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

  • управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

  • представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;        
  • измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
  • оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

*организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

  • бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;

  • характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

  • выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

Структура программы

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:

  1. «Знания о физической культуре»,
  2.  «Способы двигательной деятельности»
  3.  «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

     Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля

Содержание начального общего образования по учебному предмету

  Знания о физической культуре

  • Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

 Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

  • Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
  • Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

  • Способы физкультурной деятельности
  • Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
  • Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
  • Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
  • Физическое совершенствование
  • физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
  • Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
  • Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
  • Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
  • Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
  • Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
  • Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
  • Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
  • Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
  • Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
  • Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
  • Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
  • Броски: большого мяча (1, 2 кг) на дальность разными способами.
  • Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
  • Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
  • Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
  • На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
  • На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
  • На материале спортивных игр:
  • Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
  • Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
  • Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Народные подвижные игры разных народов.
  • Гандбол: ловля и передача мяча двумя руками, ведение, броски по воротам с заданного расстояния, подвижные игры на материале гандбола. Игры по упрощённым правилам.

Требования к образовательным результатам обучающихся.

Личностные

• начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;

  • начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
  • узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

Обучающиеся:

  • освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;

Метапредметные

*научатся самостоятельно составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование для занятий подвижными играми со своими сверстниками.

  • освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
  • научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
  • научатся находить компромиссы при принятии решений, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
  • Предметные результаты
  • приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России); будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
  • освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
  • смогут самостоятельно осуществлять судейство подвижных и спортивных игр, проводить занятия в качестве командиров отделения.

        Внеурочная занятость учащихся.

       Программа предусматривает проведение внеклассных (кружки, секции)  занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей, тренеров. Занятия проводятся в учебном кабинете, спорт. зале, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, исследовательская деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований и т.д. Данный вид деятельности предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Годовой план-график прохождения учебного материала

по физической культуре в  4 классах

Разделы программы

Кол-во часов

Четверти

1

2

3

4

Номера уроков

1-16

17-27

28-48

49-69

70-78

79-97

98-102

Базовая часть

  78

Легкоатлетические упражнения

  16

    5

Гимнастика с элементами акробатики

  21

Подвижные игры с      элементами спортивных игр

   11

  9

Лыжная подготовка

   21

Вариативная часть

  24

Подвижные игры с элементами баскетбола и лёгкой атлетики

  19

       Итого

 102

        27

     21

          30

         24

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН

Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.

При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.

По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте. С целью проверки знаний используются различные методы.

 Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок

Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении. Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т.п. По технике владения двигательными действиями :умениями, навыками Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Уровень физической подготовленности, 4 класс(10 -11лет)

Контрольное

упражнение

            Мальчики

          Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Бег 30м

5.0

6.1-5.5

6.6 -6.3

5.2 -5.1

6.5-6.3

6.6 -6.4

Бег 60м

10.0

10.8

11.0

10.3

11.0

11.5

Бег 3х10м

8.6 -8.5

9.5 – 9.3

9.9 – 9.7

9.1 -8.9

9.7- 9.3

10.4-10.1

Прыжок в длину с места

185 -195

140- 160

130 - 140

170 -185

140- 150

120-130

Выносливость

Бег 6 минут

1250-

1300

900-1000

850-

900

1050-

1100

750-

900

650-

700

Бег 1000м

4.30

5.00

5.30

5.00

5.40

6.30

Гибкость, наклон вперед из положения сидя

8.5-10.0

4-6-8

2

14.0-15.0

14.0-

15.0

7-10

Силовые

Подтягивание

На низкой перекладине

5-6

3- 4

1

18 - 19

8-10-14

4

Подъем туловища из  положения сидя, под углом 30*за 30 секунд

21-24 и выше

11-20

10 и ниже

19 и выше

10-18

9 и ниже

Список учебно-методической литературы

Для учителя

  1. В.И. Лях.  Рабочая программа по физической культуре 1-4 классы, М.: Просвещение, 2013г.
  2. В.И. Лях, «Физическая культура» учебник для общеобразовательных учреждений – 1-4 классы, издание М.: Просвещение 2012г.
  3. В.Н. Верхлин,  К.А. Воронцов «Физическая культура». Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы – М.: «ВАКО» 2012г.
  4. А.Ю. Патрикеев «Подвижные игры» 1-4 классы М.:»ВАКО» 2007г.
  5. В.И. Ковалько.  Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, методические рекомендации , М.: «ВАКО» 2005г.

        6. И.А. Гуревич «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию», практическое пособие – 2-е издание, Мн.: Выш. Шк. 1994г.

       7. Виммер , Йорг, «Олимпийские игры» /пер с нем. Е.Ю.Жирновой  М.: ООО ТД   «Издательство Мир книги» 2007г.

8.Планирование учебной деятельности, рабочие программы по учебнику В.И. Ляха 1-4 классы, автор – составитель Р.Р. Хайрутдинов.  Издательство «Учитель» 2013г. Волгоград.

Для учащихся

1.В.И.Лях учебник, «Физическая культура 1-4 классы»

2.М. «Просвещение», 2012г.

3.Т.С.Лисицкая, Л.А.  Новикова  «Физическая культура 3-4 классы»

«Астрель», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс (3 часа)

Данная программа составлена на основе Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования,Примерной программы общего образованияи...

Рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре,  авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 ...

Рабочая программа по физкультуре 1 класс

Рабочая программа по физкультуре 1 класс (Матвеев) Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 99 часов в год, соответствует ФГОС.Программа содержит календарно-тематическое планирование и пояснительную з...

Рабочая программа по физкультуре 3 класс (программа В.И.Лях)

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...

Рабочая программа по физкультуре 4 класс (В.И.Лях)

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...