рабочая программа по физкультуре 1 класс
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме
Программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.. Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura.doc | 432 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самсоновская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
«Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор школы
___________Т.В.Глушкова ____________ Маскалёв В. Н.
Рабочая программа
по предмету «Физическая культура»- 1класс
I ступень обучения, уровень базовый.
на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Школа России.,автор В. И. Лях,М.,Просвещение 2011г
Автор учебника: В .И .Лях,М., Просвещение, 2011г..
Составитель:
Т. Г. Панфилова-
учитель начальных классов
с. Самсоново
2013 год
Аннотация.
Программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.. Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему формирования и сохранения здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, на основе программ В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2006г); А.П. Матвеева, Т.В. Петровой (2006г).
Учитывая возрастно-половые особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс по три часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 405 часов. Основное время (357 ч) отводится на раздел «Физическое совершенствование». В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются:
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
- выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
- выполнять, передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
Содержание программного материала
Примерное распределение учебного времени на различные
виды программного материала для учащихся 1-4 классов
(сетка часов при двухразовых (трехразовых) занятиях в неделю)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |||
класс | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. | Базовая часть | 52(78) | 52(78) | 52(78) | 52(78) |
1.1. | Подвижные игры | 12(18) | 12(18) | 12(18) | 12(18) |
1.2. | Гимнастика с элементами акробатики | 12(18) | 12(18) | 12(18) | 12(18) |
1.3. | Лёгкоатлетические упражнения | 14(21) | 14(21) | 14(21) | 14(21) |
1.4. | Лыжная подготовка | 14(21) | 14(21) | 14(21) | 14(21) |
1.5. | Плавание | ||||
2. | Вариативная часть | 14(24) | 16(24) | 16(24) | 16(24) |
2.1. | Знание о физической культуре, способы физкультурной деятельности. | 6(12) | 8(12) | 8(12) | 8(12) |
2.2 | Подвижные игры | 2(5) | 2(3) | 2(3) | 2(3) |
2.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 2(3) | 2(3) | 2(3) | 2(3) |
2.4 | Лёгкоатлетические упражнения | 2(3) | 2(3) | 2(3) | 2(3) |
2.5 | Лыжная подготовка | 2(1) | 2(3) | 2(3) | 2(3) |
Итого часов в год: | 66(99) | 68(102) | 68(102) | 68(102) |
Раздел программы: Основы знаний о физической культуре
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток;
- занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
- Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
- Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Раздел программы: гимнастика с элементами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; основная стойка и команда «Смирно!»; стойки по команде «Вольно!» и «Равняйсь!»; размыкание в шеренге и колонне, на месте и в движении; команды «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде «Налево!» («Направо!»); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком;
Прикладно - гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, спиной, к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, поочерёдно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные шаги польки); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине — вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами.
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).
Раздел программы гимнастика с основами акробатики ориентирован на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) | Результат |
Личностные | - мотивационная основа на занятия гимнастикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой с основами акробатики. |
Регулятивные | -умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (гибкости); - планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий. |
Познавательные | - осуществлять анализ выполненных действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с элементами акробатики; - выражать творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений. |
Коммуникативные | - уметь слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении акробатических комбинаций. |
Планируемые результаты реализации раздела гимнастика с основами акробатики:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов.
- приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности при выполнении гимнастических упражнений;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Ученик научится:
- способам и особенностям движений и передвижений человека; выполнять дыхательные упражнения при выполнении физических упражнений;
- терминологии разучиваемых упражнений их функционального смысла и направленности воздействия на организм; способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения при выполнении гимнастических упражнений;
- правилам выполнения общих и индивидуальных основ личной гигиены, использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида; технике выполнения акробатических упражнений;
- соблюдать технику безопасности при выполнении заданий.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
Раздел программы: легкоатлетические упражнения
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий и низкий старт с последующим стартовым ускорением.
Прыжки: на месте (на одной, на двух, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.
Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и сидя.
Метание: малого мяча на дальность способом «из-за головы» стоя на месте и «из-за головы через плечо» с разбега.
Подвижные игры на материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».
Раздел программы лёгкая атлетика ориентирован на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) | Результат |
Личностные | - мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики. |
Регулятивные | -умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности); - планировать свои действия при выполнении ходьбы, разновидностей бега, метании мяча с места, на дальность; прыжков в длину с места, разбега; в высоту; - комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий. |
Познавательные | - осуществлять анализ выполненных легкоатлетических действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий по лёгкой атлетике; - выражать творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений с предметами и без. |
Коммуникативные | - уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися; -участвовать в коллективном обсуждении легкоатлетических упражнений. |
Планируемые результаты реализации раздела лёгкой атлетики:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов.
- приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности при выполнении легкоатлетических упражнений;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Ученик научится:
- способам и особенностям движений и передвижений человека;
- выполнять дыхательные упражнения при выполнении физических упражнений; терминологии разучиваемых упражнений их функционального смысла и направленности воздействия на организм;
- способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения при выполнении легкоатлетических упражнений;
- правилам выполнения общих и индивидуальных основ личной гигиены, использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- технике выполнения легкоатлетических упражнений; соблюдать технику безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
Раздел программы: лыжная подготовка
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах: ступающим и скользящим шагом; попеременным двухшажным и одновременным одношажным и двухшажным ходом; чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции.
Повороты: переступанием на месте и в движении; «упором».
Спуски: в основной и низкой стойке.
Подъемы: ступающим и скользящим шагом.
Торможение: палками и падением.
Подвижные игры на материале лыжной подготовки: «Салки на марше», «На буксире», «Финские санки», «Два дома», «По местам», «День и ночь», «Кто дольше прокатится», «Куда укатиться за два шага», «Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто дальше скатится с горки», «Быстрый лыжник», «За мной», «Охотники и зайцы», «Круговая лапта».
Раздел программы лыжной подготовки ориентирован на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) | Результат |
Личностные | - мотивационная основа на занятия лыжными гонками, занятиями на свежем воздухе; -учебно-познавательный интерес к занятиям лыжной подготовкой. |
Регулятивные | -умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростной выносливости); - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий при перемещении на лыжах. |
Познавательные | - осуществлять анализ выполненных действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий по лыжной подготовке; - выражать творческое отношение к выполнению заданий с лыжными палками и без. |
Коммуникативные | - уметь слушать и вступать в диалог; - способен участвовать в речевом общении. |
Планируемые результаты реализации раздела лыжная подготовка:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов.
- приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности при занятия лыжной подготовкой;
- развитие самостоятельности при выполнении упражнений для занятий лыжами;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Ученик научится:
- способам и особенностям движений и передвижений человека на лыжах;
- выполнять дыхательные упражнения при выполнении передвижений на лыжах;
- терминологии разучиваемых упражнений их функционального смысла и направленности воздействия на организм;
- способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения при выполнении упражнений на занятиях по лыжной подготовке;
- правилам выполнения общих и индивидуальных основ личной гигиены при занятиях на улице с использованием закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- технике выполнения передвижения на лыжах; соблюдать технику безопасности при занятиях лыжной подготовкой.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы направленные на развитие специальной и скоростной выносливости, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий на свежем воздухе, на лыжах; закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
I КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные подготовка
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- получит первоначальные представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 11—12 | 9—10 | 7—8 | 9—10 | 7—8 | 5—6 |
Прыжок в длину с места, см | 118—120 | 115—117 | 105—114 | 116—118 | 113—115 | 95—112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2—6,0 | 6,7—6,3 | 7,2—7,0 | 6,3—6,1 | 6,9—6,5 | 7,2—7,0 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
Ученик получит возможность научиться:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы и на формирование правильной осанки;
Тематическое планирование по физической культуре 1 класс
Примерный годовой план-график прохождения программного материала
для учащихся 1 классов при двухразовых (3-х разовых) занятиях в неделю
№ п/п | Вид программного материала | Количество в год недель | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Количество недель в четверть | ||||||
Учебные недели | 33 | 9 | 7 | 9 | 8 | |
1. | Базовая часть | 52 (78) | 14 (21) | 11 (16) | 16 (23) | 10 (16) |
1.1. | Подвижные игры | 12 (18) | 4 (11) | 2 (4) | 3 (4) | 3 (5) |
1.2. | Гимнастика с элементами акробатики | 12 (18) | ------ | 9 (12) | -------- | --------- |
1.3. | Лёгкоатлетические упражнения | 14 (21) | 7 (10) | -------- | --------- | 7 (11) |
1.4. | Лыжная подготовка | 14 (21) | ------- | -------- | 13 (19) | ---------- |
1.5. | Плавание | |||||
2. | Вариативная часть | 14 (24) | 4 (6) | 3 (5) | 2 (4) | 6 (8) |
2.1. | Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности. | 6 (12) | 2 (3) | 1 (3) | 1 (3) | 2 (3) |
2.2. | Подвижные игры | 2 (5) | 1 (1) | -------- | ------- | 1 (4) |
2.3. | Гимнастика с элементами акробатики | 2 (3) | -------- | 2 (2) | -------- | ------- |
2.4. | Лёгкоатлетические упражнения | 2 (3) | 1 (2) | -------- | ------- | 1 (1) |
2.5. | Лыжная подготовка | 2 (1) | ------- | ------- | 2 (1) | ------------ |
Всего часов: | 66 (99) | 18 (27) | 14 (21) | 18 (27) | 16 (24) |
Тематическое планирование по физической культуре 1 класс
№ уро-ка | Дата по плану | Дата фактическая | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Ведущие формы, методы и средства обучения | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. | ||||||||
1 | Урок – сказка «Понятие о физической культуре. Правила по технике безопасности на уроках физической культуры». Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Игра «Пингвины с мячом». | Урок – сказка | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой. | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. | Вводный урок | ||
Легкая атлетика – 12 ч. | ||||||||
2 | Урок – путешествие. «Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук под счет коротким, средним и длинным шагом». Игра «Быстро по своим местам». Правила по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики. | Урок – путешествие. | - приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности; -развитие самостоятельности при выполнении легкоатлетических упражнений; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. - приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности; -развитие самостоятельности при выполнении легкоатлетических упражнений; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | -умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности); - планировать свои действия при выполнении ходьбы, разновидностей бега, метании мяча с места, на дальность; прыжков в длину с места, разбега; в высоту; - комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий. - - уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися; -участвовать в коллективном обсуждении легкоатлетических упражнений. | - мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики. - мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики. - мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики. - мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики. | Комбинированный | ||
3 | Спортивный калейдоскоп. Сочетание различных видов ходьбы. Игра «Слушай сигнал». | Спортивный калейдоскоп | Комбинированный | |||||
4 | Спортивный марафон. Обычный бег, бег с изменение направления движения. Бег в чередовании с ходьбой. Игра «Кошки - мышки». Игра «Вызов». Развитие скоростных качеств. | Спортивный марафон. | Комбинированный | |||||
5 | Спортивный марафон. «Бег с преодолением препятствий». Игра «С кочки на кочку». ОРУ. Игра «Два Мороза». Развитие скоростно-силовых качеств. | Спортивный марафон. | Комбинированный | |||||
6 | Спортивный марафон. Бег по размеченным участкам дорожки. ОРУ. Игра «У ребят порядок строгий». Развитие скоростно-силовых качеств. | Спортивный марафон | Комбинированный | |||||
7 | Урок – игра. Челночный бег. Игра «Ястреб и утка». ОРУ. Развитие выносливости. Понятие скорость бега. | Урок – игра | Изучение нового материала | |||||
8 | Спортивный марафон «Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». ОРУ. Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг?» | Спортивный марафон | Комбинированный | |||||
9 | Эстафеты. Бег с ускорением. Игра «Быстро в круг». ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств. | Эстафета | Комбинированный | |||||
10 | Броски большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы. ОРУ. Игра «Воробьи и вороны». Развитие скоростно-силовых качеств. ТБ при метании набивного мяча. | Физические упражнения | Изучение нового материала | |||||
11 | Спортивный марафон «Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». Подвижная игра «Невод». | Спортивный марафон | Комбинированный | |||||
12 | Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай». Развитие координации. | Эстафета | Комбинированный | |||||
13 | Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты. ОРУ. Игра « Мышеловка». Развитие прыжковых качеств. | Физические упражнения | Совершенствование | |||||
14 | Основы знаний о физической культуре . Режим дня и личная гигиена. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Игра «Шишки-желуди-орехи». | Занятие на свежем воздухе | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
Подвижные игры – 12 ч. | ||||||||
15 | Игры на закрепление и совершенствование навыков бега (разучивание игры «К своим флажкам»). Правила по технике безопасности на уроках подвижных и спортивных игр. | Урок- игра |
| характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; -управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | Вводный | ||
16 | Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей (разучивание игры «Пятнашки»). | Урок- игра | Комбинированный | |||||
17 | Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках (разучивание игры «Прыгающие воробушки»). | Урок- игра | Комбинированный | |||||
18 | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Кто дальше бросит», «Метко в цель»). | Урок- игра | Комбинированный | |||||
19 | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Точный расчет»). | Урок- игра | Совершенствование | |||||
20 | Урок – путешествие «Упражнения на внимание». Подвижная игра «Охотники и утки». | Урок – путешествие | Изучение нового материала | |||||
21 | Спортивный калейдоскоп «Упражнения на ловкость и координацию». Подвижная игра «Удочка». | Спортивный калейдоскоп | Комбинированный | |||||
22 | Ведение и передача баскетбольного мяча. Подвижная игра «Круговая охота». | Урок- игра | Изучение нового материала | |||||
23 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал — садись». | Урок- игра | Комбинированный | |||||
24 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал — садись». | Урок- игра | Комбинированный | |||||
25 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Не давай мяча водящему». | Урок- игра | Комбинированный | |||||
26 | Спортивный марафон «Внимание, на старт». Игра «Капитаны». | Спортивный марафон | Комбинированный | |||||
27 | Основы знаний о физической культуре . Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Игра «Не давай мяча водящему». | Физические упражнения | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
28 | Основы знаний о физической культуре . Урок – путешествие «Возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр». Подвижная игра «Горелки». | Урок-путешествие | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
Гимнастика с элементами акробатики – 14 ч. | ||||||||
29 | Строевые команды. Построения и перестроения. Игра «Класс, смирно!». Правила по технике безопасности на уроках гимнастики с элементами акробатики. Игра «Змейка». | Урок-игра | - приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности; - развитие самостоятельности при выполнении гимнастических упражнений; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
| -умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (гибкости); - планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий. - осуществлять анализ выполненных действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с элементами акробатики; - выражать творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений. - уметь слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении акробатических комбинаций. | мотивационная основа на занятия гимнастикой; учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой с основами акробатики. активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | Вводный урок | ||
30 | «Группировка, перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях». Подвижная игра «Иголка и нитка». | Выполнение физических упражнений | Изучение нового материала | |||||
31 | «Кувырок вперед в упор присев». Подвижная игра «Тройка». | Выполнение физических упражнений | Изучение нового материала | |||||
32 | Гимнастический мост из положения лежа на спине. Игра «Раки». | Выполнение физических упражнений | Изучение нового материала | |||||
33 | Стойка на лопатках. Игра «Через холодный ручей». | Выполнение физических упражнений | Изучение нового материала | |||||
34 | Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке), ходьба по гимнастической скамейке, повороты на 90º. Подвижная игра « Пройди бесшумно». | Выполнение физических упражнений | Комбинированный урок | |||||
35 | Передвижения по гимнастической стенке. Игра «Конники-спортсмены». | Выполнение физических упражнений | Изучение нового материала | |||||
36 | Урок – соревнование «Лазание по гимнастической скамейке. Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке». Подвижная игра «Отгадай, чей голос».
| Урок – соревнование | Изучение нового материала | |||||
37 | Перелезание через гимнастического коня. Игра «Не урони мешочек». | Выполнение физических упражнений | Изучение нового материала | |||||
38 | Урок – соревнование «Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания». Подвижная игра «Посадка картофеля».
| Урок – соревнование | Комбинированный урок | |||||
39 | Акробатические комбинации. Игра «Парашютисты». | Выполнение физических упражнений | Совершенствование | |||||
40 | ОРУ с гимнастической палкой. Подвижная игра «Охотники и утки».
| Выполнение физических упражнений | Изучение нового материала | |||||
41 | Основная стойка. Построение в шеренгу и колону по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Игра «Медвежата за медом». Развитие координационных способностей. Название основных гимнастических снарядов. | Выполнение физических упражнений | Комбинированный урок | |||||
42 | Лазание по гимнастической стенке и канату. Лазание по гимнастической стенке в упоре присев. Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке. Перелезание через горку матов. ОРУ в движении. Перелезание через коня. Игра «Кузнечики». Развитие Выполнение физических упражнений силовых качеств | Выполнение физических упражнений | Комбинированный урок | |||||
43 | Основы знаний о физической культуре. Урок – викторина «Основные способы передвижения. Представление о физических упражнениях». Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, как жизненно важные способы передвижения человека; Правила предупреждения травматизма Подвижная игра «Петрушка на скамейке». | Выполнение физических упражнений. Урок-игра | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
Подвижные игры – 4 ч. | ||||||||
44 | Гимнастика с основами акробатики: «У медведя во бору», «Бой петухов». | Урок-игра |
| обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. | — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | Комбинированный урок | ||
45 | Гимнастика с основами акробатики: «Салки-догонялки», «Змейка» | Урок-игра | Комбинированный урок | |||||
46 | Гимнастика с основами акробатики: «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей». | Урок-игра | Комбинированный урок | |||||
47 | Эстафета «Веселые старты». Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами». Подвижная игра «Догонялки на марше». | Эстафета | Комбинированный урок | |||||
48 | Основы знаний о физической культуре . Урок – игра Основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие). Игра «Слушай сигнал». | Урок-игра | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
49 | Основы знаний о физической культуре . Значение занятиями лыжами для укрепления здоровья. Способы самоконтроля. Дыхание при ходьбе. | Урок - знакомство | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
Лыжная подготовка – 20 ч. | ||||||||
50 | Техника безопасности при занятиях на лыжах. Лыжная строевая подготовка. | Вводный урок | - приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности при занятия лыжной подготовкой; - развитие самостоятельности при выполнении упражнений для занятий лыжами; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | -умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростной ыносливости); - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий при перемещении на лыжах. - осуществлять анализ выполненных действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий по лыжной подготовке; - выражать творческое отношение к выполнению заданий с лыжными палками и без. - уметь слушать и вступать в диалог; - способен участвовать в речевом общении. | - мотивационная основа на занятия лыжными гонками, занятиями на свежем воздухе; -учебно-познавательный интерес к занятиям лыжной подготовкой. - мотивационная основа на занятия лыжными гонками, занятиями на свежем воздухе; -учебно-познавательный интерес к занятиям лыжной подготовкой. - мотивационная основа на занятия лыжными гонками, занятиями на свежем воздухе; -учебно-познавательный интерес к занятиям лыжной подготовкой. | Вводный урок | ||
51 | Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. | Вводный урок | Изучение нового материала. | |||||
52 | Разучивание скользящего шага. | Выполнение упражнений | Изучение нового материала | |||||
53 | Передвижение скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. | Выполнение упражнений | Комбинированный урок | |||||
54 | Передвижение скользящим шагом. | Выполнение упражнений | Комбинированный урок | |||||
55 | Передвижение скользящим шагом. Игра «Салки на марше». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Изучение нового материала | |||||
56 | Передвижение скользящим шагом. «Салки на марше». | Выполнение упражнений | Комбинированный | |||||
57 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «На буксире». | Выполнение упражнений | Совершенство-вание | |||||
58 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «На буксире». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Совершенство-вание | |||||
59 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «Финские санки». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Совершенство-вание | |||||
60 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «Финские санки». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Совершенство-вание | |||||
61 | Попеременно двухшажный ход. Игра «Два дома». Игра «Два дома». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Изучение нового материала | |||||
62 | Попеременно двухшажный ход. Игра «По местам». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Комбинированный урок | |||||
63 | Попеременно двухшажный ход. Игра «День и ночь». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Комбинированный урок | |||||
64 | Попеременно двухшажный ход. | Выполнение упражнений. | Комбинированный урок | |||||
65 | Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. Игра «Кто дольше прокатится». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Изучение нового материала | |||||
66 | Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. Игра «Кто дольше прокатится». Игра «Кто быстрее взойдет в гору». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Комбинированный урок | |||||
67 | Попеременно двухшажный ход с палками. Подъем елочкой. Игра «Кто быстрее взойдет в гору». | Выполнение упражнений. Урок-игра | Комбинированный урок | |||||
68 | Прохождение дистанции 1 км. Подъем елочкой. | Выполнение упражнений. | Комбинированный урок | |||||
69 | Прохождение дистанции 1 км. Подъем елочкой. | Выполнение упражнений. | Комбинированный урок | |||||
70 | Основы знаний о физической культуре . Историческое путешествие «Зарождение древних Олимпийских игр». Игра | Урок-путешествие | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
Подвижные игры – 4 ч. | ||||||||
71 | Закрепление передвижений, подъёмов, спусков. Игра «Быстрый лыжник». | Урок-игра |
| обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. | — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | Комбинированный урок | ||
72 | Закрепление передвижений, подъёмов, спусков. Игры «Кто дальше скатится с горки». | Урок-игра | Комбинированный урок | |||||
73 | Лыжные эстафеты. Игра «За мной». | Эстафета | Комбинированный урок | |||||
74 | Лыжные эстафеты. Игра «Охотники и зайцы». | Эстафета | Комбинированный урок | |||||
75 | Основы знаний о физической культуре. Влияние физических упражнений на осанку. Приемы закаливания. Понятие обморожение. | Изучение нового материала | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
76 | Основы знаний о физической культуре. Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси». | Урок-путешествие | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
Легкая атлетика – 12 ч. | ||||||||
77 | Бег на 30 метров. Прыжки в длину с разбега. Подвижная игра «Ловишка». ТБ во время прыжка в длину. | Выполнение упражнений | - приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности; -развитие самостоятельности при выполнении легкоатлетических упражнений; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | -умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности); - планировать свои действия при выполнении ходьбы, разновидностей бега, метании мяча с места, на дальность; прыжков в длину с места, разбега; в высоту; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; -участвовать в коллективном обсуждении легкоатлетических упражнений. | - мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики. - мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики. | Изучение нового материала. | ||
78 | Бег на 60 метров. Прыжки в длину с разбега. | Выполнение упражнений | Комбинированный урок | |||||
79 | Прыжки в длину с разбега. | Выполнение упражнений | Совершенство-вание | |||||
80 | Прыжки в длину с разбега. | Выполнение упражнений | Совершенство-вание | |||||
81 | Бег. Метание на дальность. | Выполнение упражнений | Совершенство-вание | |||||
82 | Бег. Метание на дальность. | Выполнение упражнений | Совершенство-вание | |||||
83 | Игры с использованием скакалки. Подвижная игра «Невод». | Урок-игра | Комбинированный урок | |||||
84 | Прыжок в высоту. «Челночный» бег. | Выполнение упражнений | Комбинированный урок | |||||
85 | Прыжок в высоту. «Челночный» бег. | Выполнение упражнений | Комбинированный урок | |||||
86 | Кроссовая подготовка. | Подготовка к кроссу | Комбинированный урок | |||||
87 | Кроссовая подготовка. | Подготовка к кроссу | Комбинированный урок | |||||
88 | Кроссовая подготовка. | Подготовка к кроссу | Комбинированный урок | |||||
89 | Основы знаний о физической культуре. Прыжки со скакалкой. Подвижная игра «Кот и мыши». | Урок-игра | - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | Изучение нового материала | ||
Подвижные игры – 9 ч. | ||||||||
90 | Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай» . Развитие координации | Эстафета |
| обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. | — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | Комбинированный | ||
91 | Игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости. | Урок-игра | Комбинированный | |||||
92 | Эстафеты. ОРУ. Игра «Пятнашки». Развитие прыжковых качеств. | Эстафета | Комбинированный | |||||
93 | Игра «Воробьи и вороны». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | Урок-игра | Комбинированный | |||||
94 | Игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости. | Урок-игра | Комбинированный | |||||
95 | Игра «Пятнашки» Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | Урок-игра | Комбинированный | |||||
96 | Игра «Воробьи и вороны». ОРУ. Развитие выносливости. | Урок-игра | Комбинированный | |||||
97 | ОРУ в движении. Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | Урок-игра | Комбинированный | |||||
98 | Эстафеты. Развитие координации. | Эстафета | Комбинированный | |||||
99 | Основы знаний о физической культуре. Правила поведения при купании в водоемах во время летних каникул. | Урок-инструктаж |
| обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; | — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | Изучение нового материала |
Контроль и учет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, силовым, выносливости, координации, гибкости, силы.
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Лет | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||
1 | Скорость | Бег 30 м, с | 8 9 | 7,1 6,8 | 7,0-6,0 6,7-5,7 | 5,4 5,1 | 7,3 7,0 | 7,2-6,2 6,9-5,6 | 5,6 5,3 |
2 | Координация | Челночный бег 3×10 м/ с | 8 9 | 0,4 10,2 | 10,0-9,5 9,9-9,3 | 9,1 8,8 | 11,2 10,8 | 10,7-10,1 10,3-9,7 | 9,7 9,3 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | 8 9 | 110 120 | 125-145 130-150 | 165 175 | 90 110 | 125-140 135-150 | 155 160 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 8 9 | 750 800 | 800-950 850-1000 | 1150 1200 | 550 600 | 650-850 700-900 | 950 1000 |
5 | Гибкость | Наклон вперед | 8 9 | 1 1 | 3-5 3-5 | 7,5 7,5 | 2 2 | 5-8 6-9 | 11,5 13,0 |
6 | Сила | Подтягивание на высокой (м), низкой (д) перекладине. | 8 9 | 1 1 | 2-3 3-4 | 4 5 | 3 3 | 6-10 7-11 | 14 16 |
9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
2. Печатные пособия | ||
3. Технические средства обучения | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
5. Игры и игрушки | ||
6. Оборудование спортивного, тренажёрного залов и зала лёгкой атлетики | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс (3 часа)
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта (II) начального общего образования,Примерной программы общего образованияи...
Рабочая программа по физкультуре (4 класс)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре, авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 ...
Рабочая программа по физкультуре 1 класс
Рабочая программа по физкультуре 1 класс (Матвеев) Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 99 часов в год, соответствует ФГОС.Программа содержит календарно-тематическое планирование и пояснительную з...
Рабочая программа по физкультуре 3 класс (программа В.И.Лях)
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...
Рабочая программа по физкультуре 4 класс (В.И.Лях)
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...
Рабочая программа по физкультуре 1 класс. Программа " Начальная школа 21 века"
Данная программа поможет в работе учителям...
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...