Здоровый образ жизни младших школьников
статья по физкультуре на тему

 

 

         Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин "здоровый образ жизни" - показатель уровня развития общества, в котором он живет. Но в последнее время   экономическая нестабильность, экологические катастрофы, злоупотребление наркотиками, алкоголизм оказывают пагубное влияние на рождаемость, дети рождаются не вполне здоровыми, часто болеют. Вот почему в настоящее время надо приложить все усилия к сохранению здоровой полноценной жизни.

         Формирование здорового  образа  жизни является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование  функций организма ребенка,  его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем учреждении. Важная задача школы  - организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка и воспитывающий ценностное отношение к здоровью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gamova_e.n.zozh_.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни в современной школе.

                                                     Будьте добрыми, если захотите;

                                                       Будьте мудрыми, если сможете.

    Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

        Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин "здоровый образ жизни" - показатель уровня развития общества, в котором он живет. Но в последнее время   экономическая нестабильность, экологические катастрофы, злоупотребление наркотиками, алкоголизм оказывают пагубное влияние на рождаемость, дети рождаются не вполне здоровыми, часто болеют. Вот почему в настоящее время надо приложить все усилия к сохранению здоровой полноценной жизни.

        Формирование здорового  образа  жизни является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование  функций организма ребенка,  его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем учреждении. Важная задача школы  - организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка и воспитывающий ценностное отношение к здоровью.

        Сохранение и укрепление здоровья младших школьников   нашего учреждения осуществляется по нескольким направлениям:

- обеспечение психологической безопасности ребенка;

- оздоровительная направленность  воспитательного процесса;

- формирование культуры младших школьников .

        Начиная работу с детьми по обучению здоровому образу жизни, педагогический коллектив нашего учреждения ставит перед собой следующие задачи:  

- охрана и укрепление здоровья детей;

- оценка условий учреждения по здоровьеориентированной деятельности;

- определение эффективности работы педагогов по созданию ценности  здоровья как основы дальнейших успехов в формировании личности ребенка;

- анализ уровня знаний и представлений детей о здоровом образе жизни;

- работа с детьми по воспитанию  сознательных установок  на ведение здорового образа жизни;

- обеспечение физического и психического благополучия;

  1. определение перспективы работы по формированию здоровьесберегающих навыков и привычек.

Основными моментами рациональной организации педагогической деятельности младших школьников     являются: нормирование нагрузки; регламентация длительности уроков; разумное чередование работы и отдыха.

Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, мы стараемся, чтобы школьниками  соблюдался  режим дня. В режиме дня школьника отводится время для отдыха, чередуем  умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволяет  избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка.  
        Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Двигательная активность детей  складывается из ежедневной (утренняя зарядка, подвижные игры  и паузы в режиме дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений рассматриваются  как взаимозаменяемые.
           Основная ответственность за формирования здорового образа жизни детей  ложится на уроки физической культуры, которые проводятся у нас  систематически, нагрузки при этом увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка.
          Правильное и рациональное питание также является залогом здорового образа жизни. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма.
         Повседневная пища в нашем учреждении  содержит  в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества.
        Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма - потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков.  Все они включены  в рацион ребёнка в достаточном количестве

        В целях реализации задач полноценного физического и психического развития младших школьников, в нашем учреждении большое внимание уделяется индивидуальному подходу к детям с учетом возрастных особенностей.

          Проблема укрепления и сохранения здоровья детей  пробудило у нас желание проводить целенаправленную диагностическую работу по выяв-

лению индивидуальных особенностей школьников. Основными способами изучения качеств личности являются систематические наблюдения, анкетирование, постановка дополнительных учебных задач и анализ способов рассуждений ребенка.

          Игра – неизменный спутник детства. В игре находит свое выражение присущая ребенку с самого раннего возраста жажда деятельности, соревнования, потребность проявить  в каких – либо действиях свою творческую энергию, свои физические и умственные силы. Требуя от детей активности, игра развивает в них многие ценные качества, такие, как настойчивость в преодолении трудностей, смелость, умение ориентироваться в сложной обстановке.

            В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного ни  умственного, ни физического развития». Игра – это огромное светлое окно в здоровый         образ жизни детей.

      Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент уроков, что приводит к улучшению психо – эмоционального состояния детей, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ребенка  не на словах, а на деле.

                Благоприятные условия развития, обучения и воспитания школьников  могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов: школы  и семьи.

        Чтобы стимулировать желание не только детей, но и родителей к систематическим занятиям физкультурой  и спортом мы приглашаем взрослых на открытые  просмотры уроков физической культуры, показываем видеоматериалы соревнований. Доброй традицией стало проведение ежегодных семейных праздников «Папа, мама и я – спортивная семья».

        Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ физического развития имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

        Ведь здоровый ребенок  - это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Поэтому, поиск эффективных  способов сохранения и укрепления детей предусматривает повышение активности родителей, которая проявляется  в их участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в различных формах работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, в активном отдыхе вместе с детьми.

         Вся работа, проводимая в нашем учреждении, позволяет выработать разумное отношение детей к своему  организму, прививать санитарно-гигиенические навыки, приспосабливает ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, то есть, учат вести здоровый образ жизни с  начальной школы  

Литература

1. Белоножкина О.В. Спортивно – оздоровительная работа в школе. Волгоград – издательство «Учитель», 2006 г.

2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «Вако» 2004 г.

3. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми- М – Советский спорт – 1989 г.

4. Рунова И.А. Движение днем за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей./Методические рекомендации М., Линка-Пресс,2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Культура здорового образа жизни младшего школьника.

Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...