Здоровый образ жизни младших школьников
статья по физкультуре на тему
Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин "здоровый образ жизни" - показатель уровня развития общества, в котором он живет. Но в последнее время экономическая нестабильность, экологические катастрофы, злоупотребление наркотиками, алкоголизм оказывают пагубное влияние на рождаемость, дети рождаются не вполне здоровыми, часто болеют. Вот почему в настоящее время надо приложить все усилия к сохранению здоровой полноценной жизни.
Формирование здорового образа жизни является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем учреждении. Важная задача школы - организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка и воспитывающий ценностное отношение к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gamova_e.n.zozh_.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни в современной школе.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете.
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин "здоровый образ жизни" - показатель уровня развития общества, в котором он живет. Но в последнее время экономическая нестабильность, экологические катастрофы, злоупотребление наркотиками, алкоголизм оказывают пагубное влияние на рождаемость, дети рождаются не вполне здоровыми, часто болеют. Вот почему в настоящее время надо приложить все усилия к сохранению здоровой полноценной жизни.
Формирование здорового образа жизни является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем учреждении. Важная задача школы - организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка и воспитывающий ценностное отношение к здоровью.
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников нашего учреждения осуществляется по нескольким направлениям:
- обеспечение психологической безопасности ребенка;
- оздоровительная направленность воспитательного процесса;
- формирование культуры младших школьников .
Начиная работу с детьми по обучению здоровому образу жизни, педагогический коллектив нашего учреждения ставит перед собой следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- оценка условий учреждения по здоровьеориентированной деятельности;
- определение эффективности работы педагогов по созданию ценности здоровья как основы дальнейших успехов в формировании личности ребенка;
- анализ уровня знаний и представлений детей о здоровом образе жизни;
- работа с детьми по воспитанию сознательных установок на ведение здорового образа жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия;
- определение перспективы работы по формированию здоровьесберегающих навыков и привычек.
Основными моментами рациональной организации педагогической деятельности младших школьников являются: нормирование нагрузки; регламентация длительности уроков; разумное чередование работы и отдыха.
Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, мы стараемся, чтобы школьниками соблюдался режим дня. В режиме дня школьника отводится время для отдыха, чередуем умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволяет избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка.
Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя зарядка, подвижные игры и паузы в режиме дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений рассматриваются как взаимозаменяемые.
Основная ответственность за формирования здорового образа жизни детей ложится на уроки физической культуры, которые проводятся у нас систематически, нагрузки при этом увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка.
Правильное и рациональное питание также является залогом здорового образа жизни. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма.
Повседневная пища в нашем учреждении содержит в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества.
Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма - потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Все они включены в рацион ребёнка в достаточном количестве
В целях реализации задач полноценного физического и психического развития младших школьников, в нашем учреждении большое внимание уделяется индивидуальному подходу к детям с учетом возрастных особенностей.
Проблема укрепления и сохранения здоровья детей пробудило у нас желание проводить целенаправленную диагностическую работу по выяв-
лению индивидуальных особенностей школьников. Основными способами изучения качеств личности являются систематические наблюдения, анкетирование, постановка дополнительных учебных задач и анализ способов рассуждений ребенка.
Игра – неизменный спутник детства. В игре находит свое выражение присущая ребенку с самого раннего возраста жажда деятельности, соревнования, потребность проявить в каких – либо действиях свою творческую энергию, свои физические и умственные силы. Требуя от детей активности, игра развивает в них многие ценные качества, такие, как настойчивость в преодолении трудностей, смелость, умение ориентироваться в сложной обстановке.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного ни умственного, ни физического развития». Игра – это огромное светлое окно в здоровый образ жизни детей.
Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент уроков, что приводит к улучшению психо – эмоционального состояния детей, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ребенка не на словах, а на деле.
Благоприятные условия развития, обучения и воспитания школьников могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов: школы и семьи.
Чтобы стимулировать желание не только детей, но и родителей к систематическим занятиям физкультурой и спортом мы приглашаем взрослых на открытые просмотры уроков физической культуры, показываем видеоматериалы соревнований. Доброй традицией стало проведение ежегодных семейных праздников «Папа, мама и я – спортивная семья».
Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ физического развития имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
Ведь здоровый ребенок - это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Поэтому, поиск эффективных способов сохранения и укрепления детей предусматривает повышение активности родителей, которая проявляется в их участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в различных формах работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, в активном отдыхе вместе с детьми.
Вся работа, проводимая в нашем учреждении, позволяет выработать разумное отношение детей к своему организму, прививать санитарно-гигиенические навыки, приспосабливает ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, то есть, учат вести здоровый образ жизни с начальной школы
Литература
1. Белоножкина О.В. Спортивно – оздоровительная работа в школе. Волгоград – издательство «Учитель», 2006 г.
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «Вако» 2004 г.
3. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми- М – Советский спорт – 1989 г.
4. Рунова И.А. Движение днем за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей./Методические рекомендации М., Линка-Пресс,2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
Формирование здорового образа жизни младших школьников
В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....
Культура здорового образа жизни младшего школьника.
Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...
Формирование положительной учебной мотивации- главный фактор воспитания здорового образа жизни младших школьников
Из опыта работы....
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»
Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....
«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Опыт работы по фгос в начальной школе....
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио здоровья как средство формирования культуры здорового образ...