Рабочая программа по физкультуре 1 класс
статья по физкультуре (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, программы для общеобразовательного учебных учреждений по физической культуре, под редакцией А.П.Матвеева.
Программа для 1 класса рассчитана на 99 часов при трёхразовых занятиях в неделю.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2011-2012 учебный год.
Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм и лёгкой атлетики.
Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся. Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся должны проходить промежуточную аттестацию по окончании четвертей (1, 2, 3, 4). В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачётов на уроках.
Текущий учёт является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка выставляется в баллах, по текущим оценкам производится аттестация учащихся за четверть. Итоговая аттестация производится на основании четвертных оценок.
Целью рабочей программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Цели:
- развить функциональные возможности организма, его скоростных, силовых, координационных способностей, скоростно-силовых возможностей;
- углубление представления о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья и физического развития, представление об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил охраны труда во время занятий, оказание первой помощи при травмах.
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время.
- обучить способам контроля за физической нагрузкой.
- совершенствовать жизненно важные навыки и умения по предмету физической культуры.
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств.
Данная программа ориентируется на решение следующих задач:
- Совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании;
- Обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
- Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
- Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- Обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
- Формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств.
Для развития двигательных действий на занятиях по физической культуре используются методы: словесные, игровые, соревновательные, метод круговой тренировки, повторений, метод непредельных усилий, вариативный.
По форме организации учащихся на уроке физической культуры используются: фронтальный, групповой и индивидуальный метод работы с учащимися.
Также используются методы:
- опрос;
- демонстрация;
- наблюдение;
- тестирование;
- практическое выполнение;
- комбинированный метод.
Содержание курса
№ | Тема раздела | Планируемые результаты | |
Универсальные учебные действия | Предметные знания | ||
1 | Игровые упражнения | Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Уметь выполнять все изученные команды на построения и перестроения, основные положения и движения руками, ногами, туловищем, головой. Знать и уметь выполнять комплекс утренней гимнастики. |
2 | Ходьба на лыжах | Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Уметь передвигаться на лыжах. Знать технику скольжения, подъёма и спуска. |
3 | Упражнения с большими и малыми мячами | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Уметь бросать и ловить мяч (большой и малый), перебрасывать мяч товарищу и ловить мяч. |
4 | Акробатические упражнения | Выполнять перекат назад из упора присев и перекатом вперед возвращаться в упор присев; уметь лазать по канату. | |
5 | Равновесие. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Уметь держать равновесие. |
6 | Ходьба и бег. Прыжки. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Уметь бегать в медленном темпе в течение 2 мин. Уметь прыгать через короткую скакалку на месте с промежуточным прыжком на обеих ногах. Уметь прыгать в длину с места, с разбега и в высоту с прямого разбега, отталкиваясь одной ногой, мягко приземляясь на обе ноги. |
7 | Метания мяча | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Уметь бросать и ловить мяч(большой и малый), перебрасывать мяч товарищу и ловить мяч. Уметь метать мяч в цель и на дальность |
2. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов |
1. | Знания о физической культуре. Способы физкультурной деятельности. | 4 |
2. | Физическое совершенствование: | |
2.1 | Лёгкая атлетика. | 29 |
2.2 | Гимнастика с основами акробатики. | 24 |
2.3 | Лыжные гонки. | 22 |
2.4 | Подвижные, спортивные игры. | 20 |
2.5 | Общеразвивающие упражнения. | В содержании соответствующих разделов программы |
ИТОГО: | 99 |
Поурочно – тематическое планирование
№п/п | Название темы урока | Кол-во часов | Дата | |||
Плани-руемая | Факти-ческая | |||||
1 | Вводный. Развитие общей выносливости. Игры | 1 | 1.09 | |||
2,3 | Техника бега с высокого старта, догонялки | 2 | 5.09 7.09 | |||
4 | Техника выполнения прыжков. Учет в беге на 30м. | 1 | 8.09 | |||
5,6 | Закрепление техники выполнения прыжков в длину | 2 | 12.09 14.09 | |||
7,8 | Отработка техники разбега в прыжках в длину | 2 | 15.09 19.09 | |||
9 | Подвижные игры | 1 | 21.09 | |||
10 | Контроль по прыжкам в длину | 1 | 22.09 | |||
11 | Различные виды бега. Учет по наклону туловища на полу | 1 | 26.09 | |||
12 | Подвижные игры | 1 | 28.09 | |||
13, 14 | Формирование техники выполнения прыжков. Метание мяча в цель | 2 | 29.09 3.10 | |||
15 | Закрепление техники метания мяча в цель | 1 | 5.10 | |||
16, 17 | Совершенствование техники метания мяча в цель | 2 | 6.10 10.10 | |||
18 | Совершенствование техники метания малого мяча в цель | 1 | 12.10 | |||
19 | Преодоление полосы препятствия | 1 | 13.10 | |||
20 | Совершенствование техники прыжков и метания | 1 | 17.10 | |||
21 | Формирование навыков метания | 1 | 19.10 | |||
22 | Формирование навыков метания. Учет по преодолению полосы препятствия | 1 | 20.10 | |||
23 | Формирование навыков метания, бега, прыжков | 1 | 24.10 | |||
24 | Подвижные игры с элементами метания | 1 | 26.10 | |||
25 | Подвижные игры с элементами бега | 1 | 27.10 | |||
26 | Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 7.11 | |||
27 | Формирование навыков упоров (присев, лёжа, согнувшись, лёжа сзади) | 1 | 9.11 | |||
28 | Группировка из положения лёжа и раскачивание в плотной группировке (с помощью) | 1 | 10.11 | |||
29 | Перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью) | 1 | 14.11 | |||
30 | Формирование навыков выполнения акробатических упражнений | 1 | 16.11 | |||
31 | Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально спиной и лицом к опоре. Отработка техники выполнения акробатических упражнений | 1 | 17.11 | |||
32 | Ползание и переползание по-пластунски, преодоление полосы препятствий с элементами лазания, с перемахом ног влево и вправо | 1 | 21.11 | |||
33 | Хождение по наклонной гимнастической скамейке. | 1 | 23.11 | |||
34 | Упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади. | 1 | 24.11 | |||
35 | Отработка техники акробатических упражнений | 1 | 28.11 | |||
36 | Обучение лазанию по канату | 1 | 30.11 | |||
37 | Лазание по канату произвольным способом | 1 | 1.12 | |||
38 | Подвижные игры | 1 | 5.12 | |||
39 | Учет по подтягиванию | 1 | 7.12 | |||
40 | Отработка акробатических упражнений | 1 | 8.12 | |||
41 | Подвижные игры | 1 | 12.12 | |||
42 | Совершенствование техники выполнения акробатических упражнений | 1 | 14.12 | |||
43 | Упражнения в равновесии. Учет по бегу | 1 | 15.12 | |||
44 | Совершенствование техники выполнения акробатических упражнений | 1 | 19.12 | |||
45 | Развитие гибкости. Совершенствование двигательных умений и навыков. | 1 | 21.12 | |||
46 | Подвижные игры | 1 | 22.12 | |||
47 | Итоговый. Контроль по подтягиванию и лазанию | 1 | 26.12 | |||
48 | Подвижные игры с элементами акробатики | 1 | 28.12 | |||
49 | Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 11.01 | |||
50 | Ознакомление с командами: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!» | 1 | 12.01 | |||
51, 52 | Переноска лыж на плече и под рукой. Передвижение в колонне с лыжами | 2 | 16.01 18.01 | |||
53 | Ознакомление с техникой передвижения на лыжах: ступающим шагом. | 1 | 19.01 | |||
54, 55 | Совершенствование ступающего шага | 2 | 23.01 25.01 | |||
56, 57 | Совершенствование скользящего шага | 2 | 26.01 30.01 | |||
58 | Подвижные игры на свежем воздухе с санками. | 1 | 1.02 | |||
59 | Повороты переступанием на месте и в движении | 1 | 2.02 | |||
60, 61 | Отработка навыков в подъемах и спусках | 2 | 6.02 8.02 | |||
62 | Торможение палками и падением | 1 | 9.02 | |||
63 | Учет по технике подъема | 1 | 20.02 | |||
64 | Подвижные игры на свежем воздухе с санками. | 1 | 22.02 | |||
65, 66 | Развитие выносливости при ходьбе на лыжах | 2 | 23.02 27.02 | |||
67 | Совершенствование техники передвижения | 1 | 29.02 | |||
68 | Совершенствование техники скольжения | 1 | 1.03 | |||
69 | Подвижные игры | 1 | 5.03 | |||
70, 71 | Формирование ходьбы на лыжах | 2 | 7.03 12.03 | |||
72 | Подвижные игры | 1 | 14.03 | |||
73 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | 15.03 | |||
74 | Контроль прохождения дистанции на лыжах | 1 | 19.03 | |||
75, 76 | Закрепление техники передвижения на лыжах | 2 | 21.03 22.03 | |||
77 | Управление на развитие статического равновесия | 1 | 4.04 | |||
78, 79 | Обучение прыжкам в высоту с разбега под углом 30-40гр. | 2 | 5.04 9.04 | |||
80 | Подвижные игры | 1 | 11.04 | |||
81, 82 | Преодоление полосы препятствия | 2 | 12.04 16.04 | |||
83, 84 | Метание и ловля малого мяча | 2 | 18.04 19.04 | |||
85 | Подвижные игры | 1 | 23.04 | |||
86, 87 | Совершенствование техники выполнения упражнения в равновесии | 2 | 25.04 26.04 | |||
88 89 | Совершенствование техники выполнения прыжков в длину | 2 | 30.04 2.05 | |||
90 | Подвижные игры | 1 | 3.05 | |||
91 | Техника выполнения прыжков в длину. Учет по бегу | 1 | 7.05 | |||
92 | Техника выполнения прыжков в длину с разбега | 1 | 9.05 | |||
93 | Учет выполнения прыжков в длину с разбега. Подвижные игры | 1 | 10.05 | |||
94 | Учет по подтягиванию. Подвижные игры | 1 | 14.05 | |||
95-97- | Упражнения на развитие гибкости, статического и динамического равновесия | 3 | 16.05 17.05 21.05 | |||
98 | Контроль по бегу на 30м. | 1 | 23.05 | |||
99 | Спортивная спартакиада. | 1 | 24.05 |
4. Основные требования к уровню подготовки учащихся в первом классе
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
- выполнять комплекс упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплекс упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа, кол-во раз | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 9-10 | 7-8 | 5-6 |
Прыжок в длину с места, см | 118-120 | 115-117 | 105-114 | 116-118 | 113-115 | 95-112 |
Наклон вперёд, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, сек | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,2-7,0 | 6,3-6,1 | 6,9-6,5 | 7,2-7,0 |
Бег 1000 м | Без учёта времени |
6. Список литературы,
используемой для составления программы
- Государственного стандарта начального общего образования второго поколения по физической культуре, 2011.
- Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре. Игровой подход: 1 класс. – м.: ВАКО, 2008.
- Комплект учебников «Школа России»: Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1 / Е. В. Алексеенко, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. — М. : Просвещение, 2011.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура . Начальные классы / под ред. А.П. Матвеева. – М.: Просвещение, 2011.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс (3 часа)
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта (II) начального общего образования,Примерной программы общего образованияи...
Рабочая программа по физкультуре (4 класс)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре, авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 ...
Рабочая программа по физкультуре 1 класс
Рабочая программа по физкультуре 1 класс (Матвеев) Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 99 часов в год, соответствует ФГОС.Программа содержит календарно-тематическое планирование и пояснительную з...
Рабочая программа по физкультуре 3 класс (программа В.И.Лях)
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...
Рабочая программа по физкультуре 4 класс (В.И.Лях)
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...
Рабочая программа по физкультуре 1 класс. Программа " Начальная школа 21 века"
Данная программа поможет в работе учителям...
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...