Внеурочная деятельность
методическая разработка по физкультуре (1 класс) по теме

Антонова Елена Владимировна

Программа

 

 внеурочной деятельности в  1 классе в 2011 - 2012 учебном году

 

 Кружок «Путешествие по тропе здоровья»

 

 

 

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonova_vneurochk2011.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                  МОУ « Клишинская  основная общеобразовательная школа»

« Рассмотрено»                                                                                « Утверждаю»

На заседании                                                                                   Директор

ШМО « Начальные  классы»                                                         МОУ « Клишинская  ООШ»

                                                                                                          __________  М.Л.Кочеткова                                                                                        

                                                                                                                   

                                                                                                           «           »   _________2011 г.

Программа

 внеурочной деятельности в  1 классе в 2011 - 2012 учебном году

 Кружок «Путешествие по тропе здоровья»

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

                                                                                                        Составители:                                                                                  

                                                                              Антонова Е.В. – учитель начальных  классов  

                                                                                                       МОУ « Клишинская ООШ»                                                                                                    

                                                 .

                                                                             Денисова О.Н.  – учитель начальных классов

                                                                                                            МОУ « Клишинская ООШ»

                                                   

 2011г

                                  Пояснительная  записка

 Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

-  Стрессовая педагогическая тактика;

· Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; · Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

· Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

· Провалы в существующей системе физического воспитания; · Интенсификация учебного процесса;

· Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

· Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

· Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

                Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение.

            В целом, вся программа данного кружка  направлена на принятие правильных решений детьми в отношении своего здоровья. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность образовательной программы   кружка « Путешествие по тропе здоровья».  При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования. Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на  обучающихся 1 классов (6-7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В программу могут вноситься необходимые коррективы с учетом местных условий, особенностей здоровья детей, их развития; может меняться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов, число выполненных практических работ.. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе. Направленность программы: социально-педагогическая. Вид образовательной деятельности: здоровьесберегающие технологии.

 Цель, задачи и принципы реализации содержания программы: 

Цель: 

 Формирование основ культуры здоровья у младших школьников , через практические навыки, умения познакомить учащихся  со своим организмом, т.е. с самим собой.

 

 Задачи:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение школой движений;

- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии подвижных игр на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе проведения подвижных игр.

По окончанию кружка  обучающиеся должны:

Знать:

Факторы, влияющие на здоровье;

 Факторы, негативновоздействующие на здоровье;

Психофункциональные особенности собственного организма;

 Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

Уметь:

Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

 Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

 Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Средства диагностики:

Наблюдение;

Тесты;

Анкетирование (анализ анкет);

Отзывы родителей;

                                                                               

1. Актуальность  программы:

-Создание условий для хорошего физического развития учащихся;

- для достижения оптимального уровня двигательных способностей;

- для развития знаний и умений в области физической культуры;

- для формирования спортивного образа жизни, предусматривающего активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях.

2. Участники программы:

- учащиеся 1 класса.

3. Состав группы:

- постоянный.

4. Форма занятий:

-групповая.

5. Время существования программы:

-программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

6. Количество занятий и учебных часов в неделю, за год:

-программа рассчитана на 33 учебные недели – на 66 учебных часа.

7. Основная идея программы:

- освоение учащимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе- в первую очередь- это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

8. Основные направления содержания деятельности:

 

- здоровьесберегающие технологии;

- духовно-нравственное развитие;

- технология развивающего обучения.

9. В практике работы используются следующие формы:

- эстафеты;

- спортивные соревнования;

- спортивные праздники;

- подвижные игры;

- беседы.

10. Условия реализации программы:

-кабинет;

- спортивный зал;

- спортивная площадка;

-спортивный инвертарь

- Учебно-методические материалы:  Учебно-методическое пособие «Подвижные игры» 1-4 классы.  Автор-составитель Патрикеев А.Ю.- М.  ВАКО.  2007г.;      Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.  «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами».  Метод. Пособие –М.      Издательство НЦ   ЭНАС. 2002г.  

    Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры». Под редакцией Л.В.Руссковой.  М.  Просвещение. 1986г.

    Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет» -М.  Владос 2001г.

    Смирнова Л.А. «Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников». –М.-Владос. 2003г.

Н.А. Касаткина « Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня». Волгоград 2008 г.

Научно – практический журнал « Завуч начальной школы» № 1- 2008 г., № 2- 2009 г. № 4- 2008 г.; №5- 2008 г.,

11. Ожидаемые результаты:

- приобретение школьниками знаний о правилах ведения ЗОЖ; об основных нормах гигиены;

- о технике безопасности во время игр;

- о правилах конструктивной групповой игры;

- об основах организации коллективной творческой деятельности;

- о способах проведения досуга людей.

12. Диагностика.

  4 раза в год.

- Участие в Дне Здоровья                                                                  сентябрь

- Участие в «Весёлых стартах» (между начальными классами)       октябрь.

- Участие в празднике «Мы – спортсмены!»                                     январь.

- Участие в Туристическом слёте                                                         май.

Тематическое  планирование

№П/П

             Названия     тем

Количество час.

Дата

1.

Вводное занятие. Беседа «Твой  новый режим дня»  Игра «Через цепь».

2ч.

2.

« Путешествие в страну Здоровичков». День Здоровья.

2 ч.

3.

«Волшебница Гигиена» - внеклассное занятие. Игра «Салки - стенки».

2 ч.

4.

Секреты закаливания. Игра «Палочка-выручалочка».

2 ч.

5.

«Советы Айболита» Игра с флажком.

2 ч.

6.

Как устроен человек? Игра «Моё тело».

2 ч.

7.

Секреты в лукошке. Игра «Шишки, жёлуди, орехи»

2 ч.

8.

Лакомств – 1000, а здоровье – одно. Игра «Поймай шарик».

2 ч.

9.

Копилка витаминов. Игра  «Хлопки».

2 ч.

10.

Здоровые зубы – залог здоровья. Игра «Повтори-ка».

2ч.

11.

«Доктор Свежий воздух» - экскурсия  в природу.

1 ч.

12.

Школа здорового питания. Игра « Съедобное – несъедобное»

2 ч.

13.

Мир звуков. Береги слух! Игра « На внимание: пол, нос, потолок»

2 ч.

14.

Весёлые старты.

1ч.

15.

Друзья Вода и Мыло. Игра «Надень кольцо».

2 ч.

16.

Игровая программа « Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды»

1ч.

17.

Одевайся по сезону – викторина. Игра ««Кто быстрее дойдёт до середины».

2 ч.

18.

Игра – путешествие « Откуда берутся грязнули?»

1ч.

19.

Что нужно знать о лекарствах. Игра «Поймай шарик».

2 ч.

20.

Вредные сестрички – вредные привычки. Игра «Воробьи и вороны».

2ч.

21.

Праздник « Чистота и здоровье»

1 ч.

22.

Разучивание игр народов мира.

4ч.

23.

Как стать Гулливером?

Игра «Волшебные ёлочки».

2 ч.

24.

Ядовитые растения.

Игра «Через кочки и пенёчки».

2ч.

25.

Спортивный праздник « Мы – спортсмены!»

1 ч.

26.

Чихали мы на простуду. Строим крепость.

2ч.

27.

«Играют все!» - игрокросс.

2 ч.

28.

Игра « Зов джунглей»

1ч.

29.

«Красный, желтый, зеленый» ПДД

4 ч.

30.

Любимые игры детей.

3ч.

31.

« От физкультуры и спорта  - к здоровому образу  жизни» - спортивно – творческая программа»

 2 ч.

32.

Путешествие в королевство « Будь Здоров!»

2ч.

33.

Участие в Туристическом слёте.

1ч.

34..

Кольцовка подвижных игр

2 ч.

35.

Итоговое занятие. Праздник Здоровья

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....