Использование физкультминуток в работе логопеда
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Использование физкультминуток в работе логопеда
В процессе учебной деятельности у младших школьников значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления учеников является потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Поэтому с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности проводятся физкультминутки.
Физкультминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в структуре логопедического занятия.
Задачи физкультминуток:
- снятие усталости и напряжения, улучшение кровообращения, а значит – и повышение работоспособности;
- развитие памяти, волевого импульса (умения переключиться с одного действия на другое);
- повышение интереса к занятию, эмоционального настроя учащихся;
- развитие общей моторики;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- закрепление изучаемого на занятии звука.
Следовательно, физкультминутки способствуют повышению результативности занятий.
Рекомендации к проведению физкультминуток:
- физкульминутки тесно связаны с темой занятия и являются переходным мостиком к следующей части занятия;
- проводятся в середине занятия, могут проводится и в начале занятия – помогают ученикам собраться, настроиться на работу;
- при планировании физкультминуток необходимо учитывать возраст учащихся, вид деятельности и сложность учебного материала;
- длительность 3-5 мин. Совсем необязательно провести лишь одну физкультминутку, больший эффект будет от сочетания физкультминуток различного вида.
- движения должны влиять на многие группы мышц, но интенсивность упражнений не должна быть высокой, поскольку интенсивная нагрузка приводит к обратному эффекту - к дополнительному утомлению уставших учеников.
Предлоги
На горе растут дубы (руки вверх)
Под горой растут грибы (присели)
Мы в корзинки их собрали (ученики имитируют движения),
Быстро к дому побежали (бег на месте).
Какие предлоги вы услышали?
Звук Г
Ученики имитируют движения по тексту.
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону)
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперёд-назад)
Мимо голуби летели (покачивание руками)
И на веточку присели (приседание)
Веточка качается (покачивание руками)
Неплохо получается.
Звук Ч
Ученики сопровождают стихи имитацией всех движений.
Чок-чок-чок,
Ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Звуки П-П`, Т-Т`
Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернись,
Семь, восемь – улыбнись,
Девять, десять – не зевайте,
Своё место занимайте!
Звуки Л-Л`
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске, - руки в боки.
Наклонились влево-вправо,
Влево-вправо.
Получается на славу.
Влево-вправо.
Влево-вправо.
Таким образом, проведение физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
Литература
1. Болонов Г.П. Болонов Н.В. Игровые упражнения. Физкультминутки. Подвижные игры. Полезные советы. Москва, 2004.
2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. -М.:"ТЦ Сфера", 2018. - 64 с.
3. Поваляева В.В. Сюжетные физкультминутки // Физкультура в школе. 2000. №3. С. 71-72.
4. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»: Пособие для логопедов. –М.: Владос, 2003. – 216 с.
5. Щербинина В.П. Упражнения для физкультминуток // Физкультура в школе. 2004. №8. С.68-69.