ПРОЕКТ "ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
ПРОЕКТ
"ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК"
Психолого-педагогическое
сопровождение и поддержка
талантливых детей
Руководитель проекта: Михалева Е.В.
Разработчики проекта: Редькина Л.М., КобзоваИ.А., БарсегянЮ.Т., Шамина С.В., ТаюндаТ.М., Скоркина О.Н., Моисеева М.Г.,Яценко В.В., Салихова Э.А., Шилова С.В., Добранская Л.С., Езерская Н.Н.
г. Пыть-Ях
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Одаренный ребенок» Психолого – педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей |
Тип проекта | Долгосрочный. |
Место реализации проекта | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад» г. Пыть-Ях ХМАО-Югра. |
Срок реализации проекта | октябрь 2021 года - май 2022 года. |
Участники проекта | педагог-психолог, воспитатели, воспитанники групп общеразвивающей направленности с 5 до 8 лет, обучающиеся МАОУ «КСОШ-ДС», родители (законные представители), администрация МАОУ "КСОШ-ДС". |
Вид проекта | Творческий, практико-ориентированный. |
Проблема | Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения, выявления и развития талантливых детей в общеобразовательном учреждении. |
Цель проекта | Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья, через совместную деятельность детей дошкольников и школьников, педагогов и родителей. |
Задачи проекта | -разработать совместно со специалистами учреждения алгоритм распределения ролей при реализации проекта; -содействовать самореализации талантливых детей; -содействовать в повышении профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми; -проанализировать литературу по данной теме; -провести мониторинги по данной теме; -приобщить родителей и педагогов к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта; -развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал педагогов. |
Ожидаемые результатыпроекта | Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей. Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью. Создание и апробация психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка). Разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми. Самореализация детей через участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах. Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей МАОУ «КСОШ-ДС». Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сферепсихолого-педагогических основ способностей. |
Источники финансирования проекта | Бюджет МАОУ «КСОШ-ДС» |
Организация контроля за исполнением проекта | Координацию работ и контроль за исполнением проекта осуществляет администрация МАОУ «КСОШ-ДС». |
Перспективы проекта | Обмен и передача опыта педагогам других ОУ. Цикличность этапов работы с одаренными и талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов. |
Форма отчета по проделанной работе: | обобщение опыта работы на уровне МАОУ "КСОШ-ДС"; презентация проекта на городском уровне. |
Ресурсы обеспечения проекта: | |
Материально-технические ресурсы | Техническое оборудование |
Кадровые ресурсы | Авторы и координаторы проекта Родители обучающихся. |
Методические ресурсы | Повышение квалификации педагогов Овладение методическим инструментарием проектной технологии учителями школы и внедрение данной технологии в практику образовательной и досуговой деятельности учащихся |
Нормативно-правовые ресурсы | Годовой план ОО; Приказ №502-од от 31.08.2021 г «О создании методической сети учреждения» |
Информационные ресурсы | Информационная поддержка проекта на сайте МАОУ «КСОШ-ДС»; На странице в ВК |
Организационные ресурсы | Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта Работа по управлению деятельностью участников проекта Организация творческой группы педагогови родителей обучающихся. |
Актуальность:
Одаренность - конечно, дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность - это огонь. Не гаси, поддержи его, слышишь? Одаренность - пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный - философ и шут, в общем, трудный еще ребенок.
Мы заметили, что в образовательном учреждении присутствуют дети, которые отличаются остротой мышления, наблюдательностью, развитой памятью, выраженной и разносторонней любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли и проявляют исключительные способности. Мы посчитали необходимым выделить работу с одарёнными детьми в отдельное направление педагогической деятельности. Занялись проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми. Для каждой возрастной группы систематизирован материал по работе с одаренными детьми: создана папка «Одаренный ребенок», где составлен список детей, на основании анкетирования, определены направления «одаренности», составлен перспективный план.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей. Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым. Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?
Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет. В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными.
Типичные черты одаренных детей
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
- высоко развитая любознательность, пытливость;
- способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- стремление к самостоятельности.
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.
Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Здесь возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности?
Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Одаренность ребенка нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. В настоящее время я вместе с педагогами нашего дошкольного учреждения, с семьей ребенка, поддерживаем смышленого и любознательного малыша, создаем условия для развития способностей, дарованных природой. И, возможно, одаренных детей станет больше.
Гипотеза
Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом выявления и развития детей с признаками одаренности, предоставление возможности для творческой деятельности и самореализации личности ребенка, будет способствовать достижению высоких результатов в творческом развитии детей, их успешной адаптации и обучению в школе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, но и в дальнейшем к жизни.
Постановка проблемы
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Предметом является: выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Концепция проекта.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка.
Цель проекта:
обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования. Повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми с признаками одаренности.
Задачи:
1. Формировать мотивацию педагогов на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности.
2. Совершенствовать систему выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, их специальной поддержки.
3. Способствовать обогащению и индивидуализации предметно - развивающей среды ДОУ.
4. Обеспечить эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.
5. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности.
6. Создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.
7. Подкрепить мотивацию родителей детей с признаками одаренности на объединение усилий по развитию творческого потенциала детей.
8. Организовать взаимодействие с социумом с целью дальнейшего развития активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности:
-непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
-признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
-бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
-защита интересов ребенка;
-индивидуальный путь развития ребенка;
-учет специфики возрастного и индивидуального развития;
-принцип диалогичности;
-принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
-принцип построения развивающей работы на основе диагностики;
4. Направления работы
Основные направления проекта:
- разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности;
- создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка;
- освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми;
- обобщение и распространение педагогического опыта;
- просветительская и партнерская работа с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
5. Этапы и пути реализации проекта
№ п/п | Месяц | Тема заседания /форма работы | Цель | Ответственный |
1 | Сентябрь | Утверждение состава творческой группы | Формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников | Михалева Е.В.- руководитель творческой группы |
2 | Октябрь | Заседание творческой группы №1. Тема: Перспективный план работы творческой группы на год | Составление и утверждение плана работы, объема и перечня мероприятий в ходе реализации проекта | Михалева Е.В.- руководитель творческой группы |
3 | Ноябрь | Наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов, социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога. | Разработка индивидуальных карт совместно с педагогами групп, участие в создании и формировании базы данных одаренных и талантливых детей; | Моисеева М.Г. - воспитатель; Салихова Э.А. воспитатель. |
4 | Декабрь | День рождения Югры. Заседание творческой группы № 2. Тема: «Подведение итогов 1 полугодия». | Подготовка совместно с семьями воспитанников и обучающихся ответов на закрепление знаний детей о родном крае - ХМАО-Югра. Обсуждение итогов работы за прошедший период, внесение корректив | Творческая группа. Михалева Е.В.- руководитель творческой группы |
5 | Январь | Обмен опытом «Организация взаимодействия с родителями по выявлению индивидуальных особенностей воспитанников» | Сотрудничество педагогов детского сада и школы с семьями воспитанников в рамках реализации проекта. | Творческая группа. |
6 | Февраль | Семинар-практикум. «Пути взаимодействия с родителями одаренных детей» | Продолжение тесного сотрудничества детского сада и школы с семьями воспитанников. | Гущина С.В. - учитель начальных классов; Добранская Л.С. - учитель начальных классов; Езерская Н.Н. - учитель начальных классов; |
7 | Март | Международные, Всероссийские интеллектуальные и творческие конкурсы | Участие детей в конкурсах и викторинах (онлайн, заочные) | Творческая группа. |
8 | Апрель | "День Победы" Организация совместного творчества родителей и детей. Выставки детских работ. Заседание творческой группы № 3. Тема:«Результатыработы за год и перспективы на следующий год» | Формирование у детей активной жизненной позиции. Подведение итогов работы за год в форме отчета руководителя. Презентация проекта. Корректировка данной программы в соответствии с выявленными проблемами. Обсуждение дальнейшей работы по теме в следующем учебном году. | Творческая группа. Михалева Е.В. - руководитель творческой группы |
Этапы работы с одаренными детьми:
Организационный этап
Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомились с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
1 этап. Первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
- анкетирование родителей и воспитателей, с целью выявления одаренных детей;
- опрос специалистов;
- анализ полученной информации;
- дополнительная психолого-педагогическая диагностика одаренных детей;
- разработка индивидуальных карт развития одаренного ребенка.
Диагностический инструментарий. Используемые методики:
С детьми:
1. Тест креативности П. Торренса «Дорисуй фигуры»
2. Тест Векслера. диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
3. Методика В. С. Юркевич «Дерево желаний»
4. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская) .
С педагогами:
1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» В. С. Юркевич
2. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (ЛОСЕВА А. А.)
4. Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»
3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)
С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
2. Методика «Определение склонностей ребенка»
2 этап - представляет собой прохождение трех модулей:
Работа с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования.
1. Наблюдение во всех видах деятельности.
2. Выявление уровня способностей по методике А. И. Савенкова «Детская одаренность- развитие средствами искусства»
3. Модифицированная диагностическая методика Н. А. Лепской «Диагностика сформированности художественно-творческих способностей».
4. Методика «Карта одаренности»
5. Одарённых детей условно разделили на 4 группы (по Б. М. Теплову) :
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
-дети с высоким уровнем творческих способностей
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся (академическая одаренность).
Формы работы с одаренными детьми:
- проекты индивидуальные, групповые, семейные;
- конкурсы, викторины, соревнования;
- занятия в кружках, учреждениях дополнительного образования;
- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
- опытно-исследовательская деятельность.
Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.
1. Изучение педагогами проблемы работы с одаренными детьми. Определение специфики и основных направлений.
2. Методические материалы в помощь педагогам.
3. Педсовет «Особенности развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности
4. Консультация для педагогов «Выявление и развитие детских талантов и одаренности»
Формы работы с педагогами:
- педагогическое проектирование;
- открытые показы, семинары-практикумы.
Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка
Модель работы с семьей
1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:
- выявить интересы и предпочтения родителей;
- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию одаренности ребенка.
3. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах развития одарённости в условиях семьи.
4. Мы разработали пошаговую модель взаимодействия воспитателя и родителей в решении задач активизации потенциальных возможностей ребенка:
-Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться.
-Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.
-Установление общих требований к поведению ребёнка.
-Упрочение сотрудничества в достижении общих целей.
-Реализация достигнутых договорённостей.
-Реализация единых педагогических возможностей.
5. Индивидуальные консультации психолога;
6. Детско-родительские проекты.
7. Анкета «Как развита фантазия Вашего ребенка»
3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка в ДОУ.
• предоставить ребенку место исключительно для его занятий;
• предоставить ребенку возможность строить его собственные планы и принимать решения;
• снабжать ребенка книгами и материалами для его любимых занятий;
• внимательно относится к индивидуальным потребностям ребенка;
• разрабатывать практические эксперименты, чтобы помочь ребенку побольше узнать;
• в течение дня предоставлять ребенку больше свободного времени для собственных дел.
Эффективным приемом для повышения активности в самостоятельной деятельности, развития интереса к окружающему является прием «Полочка необычных вещей», «Полочка умной книги», «В гостях у профессора», которые способствуют ребенку активизировать поиск информации в процессе самостоятельного изучения литературы, в процессе взаимодействия со взрослым и детьми. В свободной деятельности детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Эффективным приемом является чтение художественной литературы, проигрывание этюдов, драматизация сказок.
Важно создать необходимые условия для проявления одарённости ребёнка не только на уровне группы, но и на уровне общественной жизни детского сада. То есть его участие во взрослой жизни с единомышленниками. Выводим ребёнка на тот уровень, где он может развивать свои способности на равных со взрослыми. Применять различные пути вовлечения родителей в процесс обучения их детей, и оказании помощи в процессе взаимодействия с ребенком. Эффективными приемами работы являются совместные организации персональных выставок ребенка, совместные выполнения домашних заданий. Целенаправленно создаваемая среда для одаренных детей в интегративном воспитательном пространстве на основе личностно-ориентированного подхода может рассматриваться как самостоятельное звено развивающей системы, позволяющее выявлять, учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
6. Выводы и результаты
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам, либо в процессе индивидуализированного образования. Работа по проекту дает свои результаты. Анализ реальной ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно-образовательную деятельность. В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. В результате нашей совместной деятельности произошла активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысился профессиональный уровень педагогов. Воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявляют признаки одаренности, и тем самым помогают родителям создать все необходимые условия для развития таких детей. Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на мой взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показала, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность — это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии.
Мы через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, аукционы, досуги, оказываем им помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей. Взаимодействие с социумом – позволяют показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.
Вместе с тем были выявлены противоречия между:
•разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых т теоретических подходов и методов к их раскрытию;
•возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;
•необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;
•стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником. На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.
Исходя из этого, мы, будем продолжать работу по разработанному проекту, создавая условия для реализации и развития творческого потенциала одаренных дошкольников.
Литература
1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
2.Блонский П.П. Возрастные особенности детей. - М., 1971.
3.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов, 1983.
4.Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.
5.Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого-М.,1973.
6.Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия «Психология». - 1986.- №1.- С. 11-19.
7.Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии-1972-№ 2. -С. 11- 123.
8.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии- 1969. - №1.
9.Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии-1960- №1.- С.9-14.
10.Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.- №6.
11.Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995. 12.Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. - М., 1985.
13.Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993. 14.Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. - Ижевск, 1992.
15.Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. -№6
«Игры для одаренных детей»
Консультация для педагогов
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили
Часто слышишь рассказы родителей о своих проблемах при воспитании детей, я обратила внимание на это:
«…Мой ребенок не хочет ходить в детский сад. Он говорит, что никто с ним не играет, все его обижают и не слушаются. А ему приходится драться, чтобы защитить себя. Я пошла в детский сад и узнала, что, хотя воспитатели считают моего сына одаренным, дети редко принимают его в игру, потому что он сразу начинает командовать и распоряжаться ими. Если они его не слушают, ругается или уходит. Как лучше поступить: оставить детей разбираться самим или что-то нужно делать?»
Действительно, довольно часто одаренные дети испытывают трудности в общении со сверстниками как в детском саду, так и в школе.
Что такое одиночество одаренного человека – неизбежное следствие уникальности или отголосок не решенных в детстве проблем?
Нужно ли адаптировать неординарных детей к группе сверстников или дать им возможность развиваться в социуме своим путем, не приспосабливаясь к требованиям «ординарной» среды?
Проблемы, встающие перед детьми в сфере коммуникации, являются не локальными, а влияют на все их психическое развитие. Взаимодействие ребенка со сверстниками является важнейшим фактором его развития, оно во многом обеспечивает усвоение общественно-исторического опыта, овладение выработанными человечеством способами умственной и практической деятельности.
Следовательно, насколько благополучно будут складываться отношения одаренных детей с окружающими, настолько полно они захотят и смогут реализовать свои способности.
Для того чтобы помочь одаренным детям быть успешными в общении со сверстниками, необходимо, прежде всего, разобраться в причинах, приводящих к проблемам в коммуникативной сфере.
Существует три группы таких причин:
- противоречия, заложенные в нормах поведения, предписываемых культурой;
- завышенные ожидания и требования родителей;
- особенности личности самого одаренного ребенка.
Противоречия в культурных нормах и правилах поведения
Первая сложность заключается в том, что внутри самих норм и правил поведения, выработанных обществом и предлагаемых к исполнению ребенку, заложены противоречия (Н. Е. Веракса).
Проанализируем одно из них.
С одной стороны, культура предписывает ребенку быть как все, не выделяться из группы. С другой – настраивает его на достижения, призывает быть первым, лучшим среди сверстников.
Дети собираются на прогулку. Взрослый обещает: «Кто первый оденется, тот пойдет со мною рядом первым». Все оделись и вышли гулять. Миша оделся раньше всех и гордо забегает вперед. Воспитатель сразу же говорит ему: «Не беги впереди, иди рядом с другими».
Предлагая решить интеллектуальную задачу, мы стимулируем детей к быстрому поиску решения. Но одновременно ждем, чтобы большинство нашло ответ, и поэтому не даем высказаться ребенку, который справился раньше других.
Аня, как всегда, первой нашла ответ, от нетерпения подпрыгивает на стуле, торопясь сказать его. Педагог останавливает девочку: «Подожди, дай другим подумать. Ты и так всегда первая». Аня обижается и сердится: «Не буду решать ваши дурацкие задачи».
Можно сказать, что такая противоречивость характерна для большинства культурных норм. Правила человеческого сообщества и морали требуют поддерживать единство и сплоченность группы (быть уступчивым, доброжелательным, альтруистичным). В то же время необходимо быть успешным, опережать других. С одной стороны, ребенок должен подчиняться принятым нормам поведения, быть членом коллектива, равняться на сверстников и соотносить свои желания с чужими. С другой – отстаивать свою индивидуальность, добиваться успеха, стремиться быть лучшим во всем.
Конфликтность нормативной ситуации очевидна и знакома всем. Каждый раз приходиться выбирать между одной или другой нормой поведения в зависимости от ситуации.
Однако одаренные дети особенно чувствительны к таким противоречиям. Им свойственны обостренное чувство справедливости, эмоциональность, ранимость. Столкновение различно направленных правил задевает систему «Я» ребенка, подвергает испытанию его самооценку (А. А. Рояк), провоцирует возникновение внутреннего личностного конфликта и внешнего социального, выливаясь в конфликты со сверстниками.
Это чаще всего происходит, когда стремление ребенка к доминированию встречает отпор со стороны группы или его притязания на признание не удовлетворяются.
Следовательно, взрослым необходимо хорошо понимать, какая коммуникативная ситуация имеет место в данный момент, в чем ее противоречия и как их можно решать. Особенно это относится к родителям и взрослым, работающим с одаренными детьми, т. к. последние из-за повышенной социальной восприимчивости способны тоньше чувствовать двойственность ситуаций общения и норм, ее регулирующих.
Требования и ожидания родителей
В большинстве случаев взрослые сами становятся источником непонимания и конфликтов в общении детей (А. Д. Кошелева, Л. М. Шипицына и др.). Предъявляя к ребенку высокие требования, родители, даже не осознавая этого, провоцируют конфликтность в их поведении.
Одним из нежелательных последствий высоких родительских ожиданий может стать чрезмерная соревновательность, которая заключается в том, что дети стремятся опережать всех в любых сферах деятельности, конкурируют с другими по любому, даже незначительному поводу.
Никита не успел одеться на прогулку раньше всех. Несколько секунд он сдерживает слезы, потом бросает шапку на пол и убегает в группу. Идти гулять он категорически отказывается.
Зачастую именно взрослые стимулируют формирование соревновательности, говоря: «Ты сегодня был самым лучшим?», «А кто занимался лучше тебя?», «Если ты постараешься, никто не опередит тебя». Родители уделяют слишком большое внимание победам ребенка и расстраиваются из-за иногда мнимых поражений. Они не учитывают, что ребенок очень чутко прислушивается к их мнению и пытается любой ценой заслужить одобрение. Маленький человек еще не знает, что всех победить невозможно и неудачи все равно неизбежны. Поэтому он очень остро реагирует даже на незначительное отставание, его и без того нестабильная самооценка падает, он чувствует себя неудачником. Другие дети становятся не друзьями, а конкурентами, что мешает строить с ними дружеские отношения.
Можно сказать, что в такой ситуации часто оказываются не только одаренные дети, но и их обычно развивающиеся сверстники. Однако для одаренного ребенка эти проблемы особенно значимы. Дело в том, что он успешнее других детей в обучении и в общении со взрослыми, поэтому неудачи так непривычны для него.
Помимо этого, одаренный ребенок, развиваясь в сфере интеллекта быстрее своих сверстников, в общении остается таким же дошкольником, как и другие, но при этом еще более восприимчивым, эмоциональным, порывистым и ранимым, плохо контролирующим себя. В случае неудачи он становится агрессивным, возбужденным или, наоборот, подавленным, плаксивым, что отталкивает от него сверстников.
Следовательно, родителям необходимо помнить, что, ожидая от ребенка высоких достижений, сравнивая его с другими детьми, постоянно обращая внимание на его удачи или поражения, можно сформировать такие качества, которые будут мешать маленькому человеку чувствовать себя комфортно среди других детей и получать удовольствие от общения с ними.
Особенности развития и личности одаренных детей
Многие авторы (О. М. Дьяченко, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, Дж. Фримен, К. Хеллер, В. С. Юркевич, Е. К. Ягловская и др.) отмечают, что одаренные дети обладают многими личностными качествами, усложняющими взаимодействие со сверстниками. Они склонны высмеивать других детей, подшучивать над их слабостями, не умеют сдерживать себя, уступать сверстникам, ориентироваться на темп деятельности партнера. Иными словами, у одаренного ребенка эгоцентризм, свойственный дошкольникам, усугубляется недостаточным развитием способности регулировать свое поведение.
Одаренные дети не только испытывают сложности в общении, свойственные детям дошкольного возраста, но и имеют свои специфические трудности, определяющиеся неравномерностью их развития: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сферы соответствуют возрасту, а иногда и запаздывают.
Особые трудности в общении возникают из-за постоянного стремления одаренного ребенка к доминированию.
В сюжетно-ролевой игре Илья всегда выбирает главные роли, требует строить игры в соответствии с его сюжетом, не терпит возражений. Если это не устраивает других детей, он отказывается играть, ругается, иногда дерется. Если такая тактика не дает результатов, Илья довольно быстро придумывает изменения сюжета игры, приводящего к выдвижению его роли на главное место. В игре с правилами он пытается превратить проигрыш в выигрыш, находя этому различные объяснения, убеждает изменить правила в свою пользу, командует действиями других детей. Если его желание не встречает поддержки в группе, он проявляет упрямство, негативизм, отказывается от общения.
В обучении такое поведение также осложняют взаимодействие ребенка со сверстниками. Одаренный ребенок хочет всегда отвечать первым, получать только поощрение, ошибаясь или встречая неодобрение воспитателя, он может обижаться, плакать, отказаться отвечать, что нарушает ход занятия и вызывает неудовольствие других детей.
На занятии по литературе похвалили не только Аню, но и еще нескольких детей. Девочка краснеет, сбрасывает на пол все книжки со стола, топает ногами, плачет и выбегает из комнаты. Всю первую половину дня настроение у нее испорчено, она вялая, печальная, с трудом отвечает на вопросы взрослых, со сверстниками не играет.
Следовательно, сложности в общении со сверстниками могут возникнуть у одаренных детей из-за таких личностных черт, как высокие притязания, эгоцентризм (неумение и нежелание учитывать темп деятельности партнера и др.), своеобразное чувство юмора (высмеивание других), неумение сдерживать себя, повышенная эмоциональность и др.
Проблемы в развитии коммуникативной сферы одаренного ребенка возникают из-за противоречий внутрикультурных норм и правил поведения, неадекватных требований и ожиданий значимых взрослых, прежде всего родителей, а также его личностных особенностей.
Для того чтобы помочь одаренному ребенку оптимально развиваться в коллективе сверстников, необходимо не только понимать и учитывать специфику социализации таких детей, но и проводить специальную работу, направленную на формирование у них навыков позитивного взаимодействия.
С этой целью мы предлагаем систему игр и упражнений, способствующую расширению опыта общения и взаимодействия одаренных детей со сверстниками.
Данная система может быть использована как воспитателями, так и родителями или другими взрослыми, поставившими своей целью научить одаренного дошкольника общаться с детьми, сохраняя при этом свою уникальность и индивидуальность.
Центральное место занимает формирование умения конструктивно вести себя в ситуации конфликта и неудачи, так как именно неадекватная реакция на проигрыш, негибкость притязаний на признание вызывают наибольшие трудности во взаимодействии со сверстниками.
Очевидно, для того чтобы овладеть способом поведения в таких ситуациях, ребенок должен не только знать, как нужно себя вести, но и прожить конфликт как в игре, так и в реальном взаимодействии со сверстниками. Учитывая, что одаренные дети зачастую отличаются эмоциональной подвижностью и восприимчивостью и реальная неудача вызывает у них бурные эмоциональные реакции, нами была создана методика трехэтапного введения ребенка в ситуацию.
На первом и втором этапах дошкольник сталкивается с неудачей не непосредственно, а опосредованно через картинку и игрушку, и лишь затем, в случае удачного формирования, в реальном взаимодействии. На первом и втором этапах взрослый общается с ребенком индивидуально, и лишь на третьем этапе допускается участие сверстников.
Последовательность предъявления ситуаций выстроена в логике развития коммуникативной деятельности. На первом этапе определяется, умеет ли ребенок различать конфликтную ситуацию, имеет ли он представление о диапазоне ее решений. Если ребенок демонстрирует неадекватные реакции, на втором этапе взрослый знакомит его с социально принятыми нормами поведения в данной ситуации.
На третьем этапе ребенку предлагается самому реализовать эти стратегии. Трехэтапная система введения ребенка в ситуацию помогает ослабить эмоциональную напряженность конфликта.
После завершения работы по этим заданиям предлагается применить известные способы поведения в конфликтных ситуациях в реальном взаимодействии детей. Для этого используются игры с правилами типа «фортунного эксперимента» (В. С. Мухина), в которых взрослый может искусственно создавать ситуации выигрыша или проигрыша, показывать на своем примере способы реагирования на неудачу, отрабатывать и закреплять этот способ с помощью выигрыша.
Нами были выбраны различные сферы деятельности детей: познавательная, продуктивная, двигательная. Дело в том, что одаренный ребенок на неудачи в спорте реагирует менее болезненно, чем в обучении. В связи с этим можно либо первыми давать задания, где обыгрывается проигрыш в спортивном соревновании, либо, как и предложено в программе, обыгрывать эту ситуацию не только со взрослым, но и со сверстниками.
Помимо этого, мы постарались расширить спектр предлагаемых ситуаций, охватив все виды деятельности детей. В соответствии с видами деятельности задания разбиты по сериям.
При подборе наиболее адекватного способа реагирования на ситуацию неуспеха в игре с правилами мы использовали результаты исследования А. А. Рояк, в которых доказано, что наиболее успешными в коммуникативной деятельности являются дети, умеющие выражать действенную и эмоциональную поддержку и поощрение другим. Таким образом, мы пришли к выводу, что важно не только научить детей спокойно относиться к своему проигрышу, но и демонстрировать положительную эмоциональную оценку более успешным детям.
В связи с тем что взрослые, а особенно родители часто сами ориентируют одаренного ребенка на лидерство и соревнование, мы считаем эффективным проведение данных заданий как психологами и воспитателями, так и с родителями.
Задания, направленные на овладение способом поведения в ситуации неуспеха, представляют собой серии картинок и игровые ситуации, где главный персонаж, с которым идентифицируется ребенок, не справляется с поставленной задачей. Каждая серия имеет свою сферу реализации (обучение, продуктивные виды деятельности или спорт) и состоит из трех этапов.
На первом этапе ребенку показываются картинки, на которых изображены различные ситуации, где один ребенок подчеркивает неудачу другого. Одаренный ребенок должен ответить за неудачника.
Если ответы детей неадекватны, т. е. они сердятся, не хотят отвечать и т. д., взрослый предлагает помощь, т. е. показывают способ реагирования в такой ситуации. Для этого на втором этапе он разыгрывает перед ребенком эту же или похожую ситуацию с использованием игрушек. Одна из игрушек «произносит» провокационные высказывания, а другая отвечает таким образом, чтобы не только не задеть партнера, но и поддержать свою самооценку.
На третьем этапе происходит закрепление представлений ребенка о способе адекватного поведения в конфликте. Взрослый проигрывает с ребенком схожую ситуацию на игрушках или с участием других детей. При этом взрослый выступает в роли провоцирующего конфликт, а ребенок пытается адекватно ответить.
1-я серия
Первая серия направлена на овладение способом поведения в конфликтах, возникающих при неудачах в обучении.
I этап. Ребенку показывается картинка, на которой изображены два дошкольника, мальчик или девочка (в соответствии с полом одаренного ребенка). Один из них говорит другому: «Ты сегодня не смог (не смогла) решить задачу. А она была совсем не сложная». Ребенок должен ответить на данное высказывание
II этап. Взрослый предлагает ребенку показать, как можно поступить в данном случае, не обидев собеседника, но и не дав себя в обиду. Для этого он рассказывает историю, одновременно проигрывая ее с куклами.
«Жили-были две девочки (или мальчика, в соответствии с полом ребенка) Маша и Катя (или другие имена). Однажды на занятиях Маша не смогла правильно решить ни одной задачи, хотя обычно ей все легко удавалось. (Куклы ставятся друг напротив друга.) Катя посмеялась над Машей: «Не умеешь ты задачи решать». А Маша ей ответила: «Ничего страшного. У каждого бывают неудачи. В другой раз у меня все будет хорошо».
Затем воспитатель обсуждает с ребенком, кто поступил правильно, а кто – нет, почему, как нужно вести себя в подобных случаях, что ответить, если тебя назовут неудачником.
III этап. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в Лесную школу.
Ребенку дается игрушечный Зайчик, а взрослому – Лисичка. В школе зверям дают разные задания. Взрослый подбирает их таким образом, чтобы ребенок либо не мог справиться, либо испытывал значительные трудности. Можно предложить сделать звуковой анализ сложного слова или решить пример с трехзначными числами. Лисичка (взрослый) быстро справляется с заданием, а Зайчик (ребенок) – нет. После занятия Лисичка говорит: «А ты не умеешь заниматься, маленький еще». Если первый и второй обучающие этапы прошли успешно, ребенок дает адекватные ответы типа: «Я еще позанимаюсь и все сделаю» или «Ничего страшного, у каждого бывают неудачи».
Данная серия может состоять из пяти заданий подобного типа, где неудачи провоцируются на занятиях по грамоте, математике и так далее.
2-я серия
Во второй серии детям предлагаются задания, где герои не справляются с продуктивными видами деятельности (конструированием, аппликацией и т. д.).
I этап. Ребенку показывается картинка, на которой изображены мальчики или девочки, конструирующие по чертежу. У одного – постройка готова, а у другого – нет. Первый ребенок говорит второму: «Я уже все сделал. А ты опять не успеваешь?» Одаренному ребенку предлагается дать ответ
II этап. Та же ситуация разыгрывается взрослым с куклами или игрушками. При этом он проговаривает разные варианты ответов: «Я скоро закончу свою постройку. Она получится очень красивой» или «Главное сделать не быстро, а правильно» и так далее.
III этап. Ребенку еще раз предлагается поиграть в Лесную школу, где проходят занятия по аппликации.
Ребенку дается игрушечный Мишка, а взрослый берет себе Ежика. Аппликация выполняется по сложному образцу. Ежик справляется быстрее, чем Мишка. Ежик (взрослый) говорит Мишке (ребенку): «А я быстрее тебя, медведи ведь такие неловкие».
Задания такого типа могут проецировать неудачи в игровой деятельности. Например, ребенка могут не брать в игру, говоря о том, что он еще маленький или не умеет играть.
3-я серия
Третья серия направлена на овладение способом поведения в конфликтах, возникающих при неудачах в двигательной сфере.
Данная область для умственно одаренных детей не является такой же значимой, как и обучение, вследствие этого неудачи в ней воспринимаются дошкольниками более спокойно. На третьем, закрепляющем этапе в данной серии могут быть предложены реальные ситуации в общении со сверстниками, а не взаимодействие со взрослыми.
I этап. Одаренному дошкольнику показывается картинка, на которой изображены дети, соревнующиеся в беге. На второй картинке мальчик (девочка) говорит другому: «Ты сегодня бежал медленнее всех». Ребенку предлагается ответить на это высказывание (см. рис. 3).
II этап. Взрослый с помощью игрушек разыгрывает перед ребенком следующую сценку.
Мишка и Зайка соревнуются в беге. Зайка бегает быстрее Мишки. Зайка говорит Мишке: «Я такой быстрый, а ты Мишка косолапый, бегаешь медленно». Мишка отвечает: «Ничего страшного, зато я очень сильный. Потренируюсь и стану быстро бегать».
III этап. Нескольким детям предлагается поиграть в игру «Кто дальше прыгнет». Скорее всего, в группе найдутся дошкольники, прыгающие лучше одаренного ребенка. Задача взрослого – определить, усвоил ли ребенок способ поведения в ситуации неуспеха, применяет ли он его в реальном взаимодействии в другими, более успешными в данной деятельности детьми.
Во второй серии могут быть предложены еще 3–4 задания подобного типа, например, соревнования по бросанию колец, лазанье по канату, бросание мяча в корзину.
После завершения работы по выше описанным заданиям рекомендуется проводить игры, построенные на основе «фортунного эксперимента».
С этой целью нами была использована игра «Световой тир», состоящий из пистолета, стреляющего узким световым лучом, табло-мишени, на котором загораются точки попадания луча (чем ближе точка к центру, тем успешнее выигрыш), и устройства, незаметно управляющего зажиганием точек на табло
Детям предлагается поиграть в тир. Взрослый рассказывает правила игры, и каждый по очереди может пострелять. Когда очередь доходит до одаренного ребенка, взрослый незаметно отключает табло. Это делается несколько раз и с несколькими детьми. Таким образом, получается, что ребенок и некоторые дети из группы проигрывают своим сверстникам, то есть ни разу не попадают в мишень.
Затем взрослый вступает в игру и несколько раз сам проигрывает. Он расстраивается, говорит о том, что каждому хочется выиграть, очень неприятно проигрывать. После этого проводится беседа, направленная на формирование у детей умения адекватно реагировать на неуспех. Взрослый рассказывает о том, что он знает секрет, как можно выиграть в следующий раз. Для этого нужно не расстраиваться, понимать, что можно и выиграть и проиграть и говорить волшебные слова: «Проиграть не страшно. Все когда-нибудь проигрывают. Нельзя всегда все делать хорошо, что-то всегда не получается. Хорошо, что другим повезло. В следующий раз повезет и мне». Дети все вместе проговаривают эти фразы.
Взрослый говорит, что другой секрет выигрыша состоит в том, чтобы порадоваться за других. Дети вместе со взрослым придумывают приятные слова и говорят их выигравшим детям.
Во втором туре с помощью скрытого устройства делается так, чтобы проигравшие дети выигрывали, если они научились выражать радость по поводу успехов других детей и не расстраиваться из-за своих промахов. При этом одаренный ребенок играет последним и имеет возможность продемонстрировать, насколько он усвоил предложенный взрослым способ. Выигрыш является положительным подкреплением его стараний. Игру рекомендуется проводить 4–5 раз.
Использование запланированных ситуаций выигрыша и проигрыша дает возможность одаренному ребенку адаптироваться к ситуации неуспеха, принять и закрепить предложенные взрослым или полученные в предыдущих заданиях (первая, вторая и третья серии) способы поведения в конфликте, вызванном проигрышем.
Перечисленные задания не исчерпывают возможных вариантов работы по развитию коммуникативных способностей у одаренных детей. Они лишь раскрывают некоторые пути преодоления трудностей, возникающих у таких дошкольников в общении со сверстниками, и помогают им овладевать некоторыми приемами и правилами взаимодействия людей в нормативной ситуации.
Подборка дидактических игр
для работы
с одаренными детьми
«Фигурные таблицы». Нарисовать геометрические фигуры в несколько рядов на листе (порядок любой, произвольный). Это могут быть круги, треугольники, флажки, квадраты и т.д. Задание: по сигналу малыш должен найти, например, треугольники, флажки и квадраты. В треугольнике поставить черточку, в квадрате - плюсик (крестик), в середине флажка нарисовать крупную точку. |
«Цифровая таблица». Это задание для детей, умеющих считать в пределах 25- 30. Нарисуйте таблицу 5#5 квадратиков, в каждом расположите числа от 1 до 25 в произвольном (хаотичном) порядке. Задание для малыша - найти и показать, как можно быстрее все числа по порядку. |
«Назови соседей». Играть можно с мячиком. Бросаете ребенку мячик и называете любое число в пределах, известных ребенку. Ребенок должен быстро называть «соседей» числа (предыдущее и последующее числа). Теперь он бросает мяч обратно и называет свое число, теперь «соседей» нужно назвать вам. Когда игра будет освоена, можно усложнить задачу. В ответ на число, названное ребенком, вы «ошибаетесь», а малыш должен внимательно слушать и исправлять ваши неверные ответы. |
«Мячик - исправляйка». Бросаете мяч ребенку и произносите несогласованные слова. Малыш ловит мяч и говорит правильное словосочетание из этих слов (детям постарше можно дать задание составить предложение). В «исправляйку» можно играть и один на один, и с группой детей. Возможные варианты: Кошка - царапать; врач - лечить; дождь - лить; собака - гулять; телефон - звонить; девочка - плакать; книга - читать; мяч - уронить; парикмахер - стричь; нож - резать; футболисты - играть; мышка - шуршать; стекло - разбить; краски - рисовать; дерево -расти; голова - болеть; телевизор - показывать; карандаш -точить; портной - шить; ученик - отвечать т.д. |
«Топаем и хлопаем». Произносите правильные и неправильные фразы. Если правильные - малыш хлопает, если неправильные - топает. Например: «Кошка летает», «Корова дает молоко», «Трава синяя», «Зимой идет снег», «Собака меньше муравья» и т.д. |
«Три задания». Ребенок по команде «Замри!» стоит посередине комнаты в произвольной удобной позе. Вы даете ему три задания, которые он должен запомнить и выполнить. Предупредите, что выполнять задания надо именно в том порядке, как они были названы. Начинать можно, когда вы скомандуете: «Раз, два, три!» Задания придумываете сами, например такие: •- Два раза топни левой ногой. •- Назови любой предмет одежды. •- Встань возле предмета, сделанного из стекла. Или: •- Хлопни в ладоши столько раз, сколько тебе лет. •- Подними вверх правую руку и подпрыгни три раза. •- Встань рядом с предметом мебели, название которого начинается на звук «С». Позже, когда малыш освоится, задания можно усложнять («Четыре задания», «Пять заданий»). Играть можно с друзьями - хорошая тренировка не только общения, но и внимания. |
«Мы знаем профессии!» Это один из вариантов игры на внимание. Вместо профессий можно дать задание не пропустить «растение», «животное», «виды транспорта» - любые слова определенной группы. Вы произносите слова. Когда малыш слышит «нужное», он подпрыгивает, или поднимает руки, или хлопает - о правилах можно договориться. Играть можно и с одним ребенком и с группой детей. |
«Сколько успеешь?» Пока вы считаете до тридцати, малыш должен найти и назвать как можно больше предметов, в названии которых, например два слога. Другие варианты игры: •- назвать все предметы на какую-нибудь букву; •- назвать все предметы определенного цвета; •- назвать все предметы определенной формы; •- назвать все предметы определенного размера… Еще один вариант этой же игры: попросите малыша внимательно оглядеться, потом пусть закроет глаза. И тогда вы дадите задание. Здесь будет работать не только внимание, но и память. То есть по одним правилам вы сможете провести как минимум десять игр. Играть можно в комнате или на улице, только с одним ребенком или с группой. |
«Послушай!» Это игры на развитие слухового внимания. В них также можно играть и с одним ребенком, и с группой детей. Такие игры хорошо развивают умение слышать речь, сосредотачиваться на звуках. •- Внимательно послушай, что происходит за дверью (за окном). Через минутку попробуй рассказать обо всех звуках. •- Закрой глазки и попробуй угадать, какой предмет издает звук. (Можно использовать как игрушки, так и обычные предметы, позвенеть колокольчиком, постучать ложкой об ложку, пошуршать газетой и т.д. •- выполни задание, которое я произнесу шепотом (с расстояния двух-трех метров): «Подними куклу», «Принеси паровозик», «Посади на диван мишку» и т.д. |
«Мы послушаем хлопки» Перед игрой договоритесь с ребенком о правилах. Например, если вы хлопните в ладоши один раз, малыш должен четко, как солдатик, шагать по комнате. Если услышит два хлопка - сразу замереть на одной ноге и раскинуть руки в стороны. Три хлопка - быстро присесть, а четыре - попрыгать. Если хлопаете не по порядку, задача малыша - внимательно слушать, считать хлопки и выполнять правила. |
«Куда ползет букашка?» На листе бумаги начертите квадрат, разделите его на клетки. Для совсем маленьких детей достаточно 9 клеток (как для игры в «крестики-нолики»), для тех, кто постарше,- 16 клеток. Когда ребенок играет в первый раз, можно дать ему «букашку» (цветной кружочек, мелкую игрушку из киндер-сюрприза, маленькую картинку жучка или мухи). Скажите: «Сейчас мы поиграем. Наша букашка ползет по полю, но двигается только по команде. Передвигаться она может вверх, вниз, вправо или влево. Я буду говорить ход, а ты поможешь букашке ползти. После этого вы диктуете ходы, например: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо и т.д. Как только ребенок поймет игру, уберите «макет букашки», дальше играть будете без него. Правила немного измените, скажите, что передвигаться будет букашка-«невидимка» будет «мысленно», водить пальцем по клеточкам или рисовать нельзя. Покажите, с какой клеточки начинается игра, и вновь диктуйте ходы. В конце спросите: «Где остановилась букашка? На какую клеточку она приползла?» Когда малыш освоит игру, количество клеток в квадратном поле можно увеличить до 24 или 36, а ходы усложнить, например: 3 клетки вправо, 2 клетки наискосок влево-вверх и т.д. Эта игра поможет малышу освоиться в мысленном ориентировании по клеточкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?
Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка! Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...
Родительское собрание «Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия».
Данный материал поможет учителю напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребёнка от насилия....
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...
Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?
1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3. Ребенок не хочет учит...
Здоровый ребенок-легко обучаемый ребенок.
Родительское собрание с участием медицинского работника....
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...