Памятки по русскому языку и математике для учащихся.
методическая разработка
Памятки для учащихся могут быть использованы для повторения и закрепления определенной темы. При многократном использовании памятки ребенок зрительно запоминает необходимые данные и может в дальнейшем самостоятельно выполнять задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды предложений Предложение выражает законченную мысль.
| Части речи
|
Признаки гласных звуков.
Характеристика гласных. Обозначают твёрдость согласных звуков: а о у ы э Обозначают мягкость согласных звуков: я ё ю е и
Гласные второго ряда
Пример: маяк [май’ак] м [м] – согл., зв., тв., сон., непарн. а [а] - гл., безуд.. я- [й’] – согл., зв., мягк., сон., непарн. [а] - гл., уд.. к [к] - согл., глух., тв., парн. 4б.,5зв., 2сл., 2гл., 2согл. | Признаки согласных звуков.
Характеристика согласных. Л, М, Н, Р, Й – непарные звонкие сонорные согласные. Х, Ц, Ч, Щ - непарные глухие согласные.
Ь, Ъ - не обозначают звуков. Парные по звонкости – глухости Звонкие – б в г д ж з Глухие - п ф к т ш с гласный звук
согласный твердый звук
согласный мягкий звук слог-слияния
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением. Например: моря – море,
(б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) Чтобы проверить парные согласные по глухости – звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный звук «н» Например: гриб – грибы, клуб - клубный
Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне слова после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я. Например: платье, вьюга, соловьи, семья
Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласные перед гласными е, ё, ю, я. Например: подъём, подъезд, объяснение Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после корня, перед гласными е, ё, ю, я. Например: двухъярусный, трёхъярусный.
В именах существительных женского рода в конце слова после шипящих пишется Ь. В именах существительных мужского рода в конце слова после шипящих, Ь не пишется. Например: мышь (ж.р.), врач (м.р.), товарищ (м.р.), рожь (ж.р.) |
Предлоги со словами пишутся отдельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Например: Сосна росла у берега. Сосна росла у самого берега.
Например: Маша и Игорь шли в школу. Васька слушает да ест.
Например: В портфеле лежали и ручки, и карандаши, и учебники.
Например: Вчера было солнечно, а сегодня идёт дождь. Я к тебе заходил, но тебя не было дома. Красна ягодка, да на вкус горька.
Например: не бегай, не слышу.
Например: добежал до дорожки, доплыл до берега | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Склонение имён существительных единственного числа
Склонение имён прилагательных.
Окончания прилагательных проверяй вопросами. Глагол. 1.Глагол имеет начальную форму – неопределённую форму (инфинитив) что делать? что сделать? 2. Глаголы бывают совершенного вида (действие уже сделано, или будет закончено) - что сделает? и несовершенного вида (действие не закончено) – что делает? 3.Глаголы изменяются по временам и числам: настоящее время - что делаю? - ед.ч. что делаем? – мн.ч. будущее время - что сделаю? что буду делать? – ед.ч. что сделаем? что будем делать? –мн.ч. прошедшее время – по родам: что сделал? м.р. что сделала? ж.р. что сделало? ср.р. что сделали? мн.ч. по лицам - н.вр. и б.вр. ( изменение глаголов настоящего будущего времени по лицам и числам называется спряжением)
Схема разбора глагола.
ПРИМЕР: В портфеле лежали ручки и карандаши.
Лежали – глагол, (что делать?) лежать, несов.вид, I спр., мн.ч., прошед.вр., в предложении – сказуемое. Разбор глагола по составу. Личные окончания глаголов: -у, -ю, -ешь, -ишь, -ет, -ит, -ем, -им, -ете, -ите, -ут, -ют, -ат, -ят. Родовые окончания глаголов: -а, -о. Окончания неопределённой формы: -ть, -ти. Суффиксы: -и-, -е-, -а-, -ну-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-, -л- (суффикс прошедшего времени)
| Схема разбора имени существительного
ПРИМЕР: В саду поспели груши. В саду – сущ., (кто? что?) сад, нариц., неодуш., м. р., ед.ч., П.п., 2 скл., в предложении – обстоятельство места.
Схема разбора имени прилагательного.
ПРИМЕР: Мы шли по глубокому снегу. По глубокому (снегу) – прилаг.( какой?) глубокий, м.р., ед.ч., Д.п., в предложении – определение. Спряжение глаголов.
Если у глагола безударное личное окончание, то нужно: поставить глагол в неопределённую форму, определить, какая гласная стоит перед –ть.
Запомни: глагол I спряжения ед.ч. имеет окончание –ешь Местоимение. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество , но не называет их.
Изменяются по падежам – склоняются
Схема разбора местоимения.
ПРИМЕР: Ребята говорили о нём. О нём – местоимение, (кто?) он, 3 лицо, П.п., м.р., ед.ч., в предложении – дополнение. В предложении могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по русскому языку "Части речи" для учащихся начальной школы
Данный материал поможет детям быстре запомнить основные правила о частях речи....
Карточки-памятки по русскому языку и математике
Карточки-памятки для детей по русскому языку и математике,которые можно раздать каждому ребёнку....
Памятки по русскому языку и математике 2 класс
Памятки по русскому языку и математике 2 класс...
Памятки по русскому языку и математике 2 класс
Десяток. Письменная нумерация в пределах 100 2 класс учебник М. И. Моро...
Памятки по русскому языку и математике
Памятки по русскому языку и математике для 1-4 класса подходят для любого УМК. Листы удобно распечатать и вставить в файлы А6 или в фотоальбом 10х15....
Памятки по русскому языку и математике для обучающихся 2-3 классов
Памятки можно распечатать и использовать как опорные таблицы по предметам....
Памятки по русскому языку 2 класс для учащихся
Предложенный материал могут использовать учащиеся 2 класса. Предложенные памятки уместны для любого УМК....