Развитие графомоторного навыка у младших школьников с ОВЗ
статья (1 класс)

Гридина Юлия Михайловна

Развитие  графомоторного  навыка у  младших  школьников   с  ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opublikovat._statya_._razvitie_grafomotornogo_navyka.docx345.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие   графомоторного   навыка   у   младших   школьников   с  ОВЗ

Графомоторный навык - это  положение и движение пишущей руки, которое позволяет изображать письменные знаки  и   их  соединения.

Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений, сформированность слухомоторных  и  оптико-моторных координаций, двигательной сферы.

Графомоторный навык  формируется  в  результате обучения. Графомоторные  упражнения   для   младших   школьников  с ОВЗ направлены на:

 - совершенствование зрительного и слухового восприятия;                                        - развитие зрительно-моторной координации;                                                            - формирование плавности, ритмичности и точности движений;                                   - развитие мелкой моторики и воображения;                                                                   - совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи.                                                                                                        Содержание, последовательность и объём материала подбирается  в зависимости от уровня развития детей, степени их подготовленности к восприятию данного материала.

На занятиях используются  цветные карандаши,  требующие нажима грифеля. Фломастеры или маркеры рекомендуется  не  использовать.  Ниже приведены упражнения  для   развития  графомоторного  навыка:

  •  Штриховка  по  контуру, обводка, раскрашивание.
  • Нарисовать фигуры слева, справа, вверху или внизу от требуемого предмета:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0acb/00053aea-10ea24c9/hello_html_35f29fde.jpg

  • Зеркальное отображение части изображения:

https://n.raskraski.link/uploads/9/1/7/9174.jpghttps://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRw8vV1Dqm9MGR2hgkoILcVA

  • Безотрывное  рисование:

 https://sun9-44.userapi.com/impf/c626318/v626318809/1dd1b/ixQgyK4LfS4.jpg?size=1040x682&quality=96&sign=37f8c7015cf2050734d70f7441cf17d2&c_uniq_tag=69DAFlnQ-vjA2SXKck77qh5jYOafEKkhiOCCgBpVRZ4&type=album           https://sun9-44.userapi.com/impf/c626318/v626318809/1dd1b/ixQgyK4LfS4.jpg?size=1040x682&quality=96&sign=37f8c7015cf2050734d70f7441cf17d2&c_uniq_tag=69DAFlnQ-vjA2SXKck77qh5jYOafEKkhiOCCgBpVRZ4&type=album

  • Дополнение рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями).
  •  Работа с трафаретами, бумагой, пластилином, аппликации.
  • Пальчиковые игры:

«Фрукты»

Я  у  бабушки  в  деревне (по  очереди  соединять пальцы с  большим  на  правой  руке)

Фрукты  собираю. (по  очереди  соединять пальцы с  большим  на  левой  руке)

Груши, яблоки  и  сливы (по  очереди  соединять пальцы с  большим  на  правой  руке)

С  дерева  срываю. (по  очереди  соединять пальцы с  большим  на  левой  руке)

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капусту солим-солим, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капусту трём-трём, (потирать кулачок о кулачок)                                  Мы капусту жмём-жмём. (сжимать и разжимать кулачки).
«Замок»

На двери висит замок (руки в замке).

Кто его открыть бы мог? (тянем пальчики, не разжимая)

Потянули (тянем),

покрутили (вращаем),

постучали (стучим основанием ладоней, не разжимая пальцев) и открыли!

Таким  образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации, мелкой моторики.

Литература

1. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 208 с.

2. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед.ун-та, 2014. – 50 с.

3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/ М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009 – 464с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у младших школьников

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...

Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 12 ,, Письмо строчной буквы в,,

Письмо нового варианта буквы  в  и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее  соединения).2.Обратить внимание - овал недописан до верхней строки.3.Работа над формой буквы...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 13 ,, Письмо строчных и заглавных букв н ю Н Ю",,

1. Анализ букв, выделение трудных элементов: узелков и петель.2.Работа над формой строчной буквы н.3.Работа над формой строчной буквы  ю  .4.Закрепление букв при написании сочетаний букв, сл...