Развитие графомоторного навыка у младших школьников с ОВЗ
статья (1 класс)
Развитие графомоторного навыка у младших школьников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opublikovat._statya_._razvitie_grafomotornogo_navyka.docx | 345.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторного навыка у младших школьников с ОВЗ
Графомоторный навык - это положение и движение пишущей руки, которое позволяет изображать письменные знаки и их соединения.
Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений, сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций, двигательной сферы.
Графомоторный навык формируется в результате обучения. Графомоторные упражнения для младших школьников с ОВЗ направлены на:
- совершенствование зрительного и слухового восприятия; - развитие зрительно-моторной координации; - формирование плавности, ритмичности и точности движений; - развитие мелкой моторики и воображения; - совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи. Содержание, последовательность и объём материала подбирается в зависимости от уровня развития детей, степени их подготовленности к восприятию данного материала.
На занятиях используются цветные карандаши, требующие нажима грифеля. Фломастеры или маркеры рекомендуется не использовать. Ниже приведены упражнения для развития графомоторного навыка:
- Штриховка по контуру, обводка, раскрашивание.
- Нарисовать фигуры слева, справа, вверху или внизу от требуемого предмета:
- Зеркальное отображение части изображения:
- Безотрывное рисование:
- Дополнение рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями).
- Работа с трафаретами, бумагой, пластилином, аппликации.
- Пальчиковые игры:
«Фрукты»
Я у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)
Фрукты собираю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)
Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)
С дерева срываю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капусту солим-солим, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капусту трём-трём, (потирать кулачок о кулачок) Мы капусту жмём-жмём. (сжимать и разжимать кулачки).
«Замок»
На двери висит замок (руки в замке).
Кто его открыть бы мог? (тянем пальчики, не разжимая)
Потянули (тянем),
покрутили (вращаем),
постучали (стучим основанием ладоней, не разжимая пальцев) и открыли!
Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации, мелкой моторики.
Литература
1. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 208 с.
2. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед.ун-та, 2014. – 50 с.
3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/ М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009 – 464с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у младших школьников
Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...
Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 12 ,, Письмо строчной буквы в,,
Письмо нового варианта буквы в и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее соединения).2.Обратить внимание - овал недописан до верхней строки.3.Работа над формой буквы...
Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 13 ,, Письмо строчных и заглавных букв н ю Н Ю",,
1. Анализ букв, выделение трудных элементов: узелков и петель.2.Работа над формой строчной буквы н.3.Работа над формой строчной буквы ю .4.Закрепление букв при написании сочетаний букв, сл...