eeee
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. студента: Сидорова Карина Рустемовна
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: Какие бывают тексты?
Программа: Школа России
Тип урока: ОНЗ
Цель: создание условий для формирования умений определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о том, что такое текст, чем объединены и связаны предложения в тексте;
- подвести учащихся к открытию понятий «текст-повествование», «текст-рассуждение», «текст-описание»;
- учить учащихся определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, умение наблюдать, рассуждать;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- развивать умение учащихся работать самостоятельно;
- развивать навыки языкового анализа и синтеза учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к предмету;
- воспитывать познавательный интерес у учащихся;
- воспитывать готовность к взаимовыручке и внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся знают о том, что такое текст, чем объединены и связаны предложения в тексте;
- учащихся знакомы с понятиями «текст-повествование», «текст-рассуждение», «текст-описание»;
- учащихся умеют определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умеют принимать и сохранять учебную задачу;
- умеют выполнять взаимооценивание;
- осваивают начальные формы познавательной и личной рефлексии.
Познавательные:
- осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывают новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- формируют готовность слушать собеседника и вести диалог;
- учатся признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
- учатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
- проявляют познавательную активность на уровне внутреннего понимания необходимости учения;
- умеют осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера
Ресурсное обеспечение:
- комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- документ-камера;
- интерактивный стол;
- презентация;
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть;
- раздаточный материал.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к деятельности | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Карина Рустемовна. - Посмотрите на слайд, прочитайте про себя. «Без труда не выловишь рыбку из пруда» - Что вы видите на слайде? Прочитайте кто-нибудь ее вслух. - Как вы ее понимаете? - Вы правы, ребята. Чтобы наш урок сегодня прошел продуктивно, всем нужно хорошо поработать. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. У всех все готово к уроку? Молодцы. Давайте приступим к работе. | Приветствуют учителя. Читают предложение. - Мы видим пословицу. Один из учеников читает пословицу вслух. - Для того чтобы чего-то добиться, нужно хорошо постараться. - Да. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | - Ребята, что такое текст? (стр.12) - Чем объединены предложения в тексте? - Чем связаны предложения в тексте? - Ребята, а текст можно озаглавить? - Хорошо, молодцы. Давайте выполним задание. Посмотрите на доску, прочитайте про себя. Что вы видите перед собой? - Хорошо, ребята, докажите мне, что это текст. - Ребята, определите тему и главную мысль данного текста. - Молодцы, ребята. Сейчас давайте поработаем в парах, но перед этим вспомним правила работы в парах. - Молодцы. Ребята, предлагаю вам в парах озаглавить текст. - Итак, первая пара, как вы озаглавили текст? И т.д. | - Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений. - Предложения в тексте объединены общей темой. - Предложения в тексте связаны по смыслу. - Да. - Мы видим текст. - Это текст, потому что данные предложения связаны по смыслу и объединены общей темой. - Тема текста: маленький соловей. Главная мысль: внешность человека не всегда может рассказать о том, какой он внутри. - Выслушивать собеседника, не перебивать и т.д. - Соловей. Маленький соловей. Чудный соловей и т.д. |
Выявление места и причины затруднения | - Хорошо, ребята. Определите, какой это тип текста. Можем ли мы это сделать? - Как вы думаете почему? | - Нет. Возникло затруднение. - Мы не знаем типы текстов. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Да, ребята. Мы еще с вами эту тему не изучали. Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Молодцы, вы правильно определили тему нашего урока. Тема урока: «Какие бывают тексты?» - Как вы думаете, что сегодня мы с вами на уроке узнаем? - Давайте составим план нашего урока. Что мы будем делать первым делом? - Что будем делать дальше? - А потом? | - Типы текстов. Какие бывают тексты? - Какие бывают типы текстов. - 1. Узнаем, какие бывают типы текстов. - 2. Научимся различать типы текстов. - 3. Выполним самостоятельную работу и закрепим знания. |
Реализация проекта выхода из затруднения | - Поработаем по первому пункту плана и узнаем, какие бывают типы текстов. Типов текстов у нас 3. Давайте разгадаем ребус и определим первый тип. Не забывайте поднимать руку. - Молодцы, теперь давайте узнаем следующий тип. - Совершенно верно, итак, последний ребус: - Молодцы. Мы с вами назвали 3 типа текстов. Повторите мне их ещё один раз. - Хорошо. Теперь давайте выполним второй пункт нашего плана, то есть научимся определять тип текста. Поработаем в парах, возьмите карточку №1, ваше задание прочитать текст и предположить, какому типу он относится и доказать свою точку зрения. Карточка №1. Первая пара. Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. Карточка №1. Вторая пара. Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать. Карточка №1. Третья пара. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший. - Итак, первая пара, к какому типу вы отнесли свой текст? - Почему? Какие бы вы вопросы задали данному тексту? - Какой мы можем сделать вывод? - Молодцы. Вторая пара, к какому типу вы отнесли свой текст? Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту? - Какой мы можем сделать вывод? - Молодцы. Третья пара, к какому типу вы отнесли свой текст? Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту? - Молодцы, ребята, давайте проверим наши выводы, откройте страницу 13 и прочитайте правило. Правильно мы с вами сделали вы воды? | - Повествование. - Рассуждение. - Описание. - Повествование, рассуждение, описание. - Текст-повествование. - Что? Где? Как? Когда произошло? - В тексте-повествование рассказывается, сообщается о чём-либо. - Текст-рассуждение, потому что в тексте автор рассуждает о предсказаниях синоптиков. К этому тексту можно задать следующий вопрос: почему? - Текст-рассуждения - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. - Текст-описание, так как в тексте описывается дождь. Можно задать вопрос «какой?». - Да. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Отлично. Теперь давайте поработаем в тетрадях. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 6 апреля и классную работу. Какая орфограмма встречается в слове «классная»? - Молодцы. Ребята, не забывайте сидеть прямо, держать тетрадь под наклоном и писать красивым почерком. - Давайте выполним упражнение №15. Прочитайте задание про себя. Что нам нужно сделать? - Молодцы. Прочитайте текст про себя. Ребята, к какому типу мы отнесем этот текст? И почему? - Молодцы. Кто выйдет к доске, запишет первое предложение и подчеркнёт существительные? Остальные работают в тетрадях. - Ребята, а почему в данном предложение Земля и Венера пишутся с заглавной буквы? - Молодцы, давайте теперь немного отдохнем. Физминутка: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише-тише, Деревцо все выше-выше. | - Удвоенная буква с в корне слова. - Прочитать текст, определить тип, списать первое предложение и подчеркнуть в нём существительные. - Это текст рассуждение, потому что автор текста изучает вопрос, доказывает факт, приводит доказательства. - Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера – серебристой? - Потому что, это имена собственные, названия астрономических объектов. |
Самостоятельная работа | - Сейчас мы с вами выполним 3 пункт нашего плана, а именно выполним самостоятельную работу. - На ваших столах лежат карточки №2 с самостоятельной работой, прочитайте задание про себя. Все понятно? Можете приступать к работе. У … индивидуальное задание. Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ Карточка №2. Индивидуальное задание Составь кластер по теме: «Какие бывают тексты». Запиши, на какие вопросы отвечает каждый из типов. - Ребята, ваше время вышло. Возьмите ручку или карандаш, проверим ваши ответы. - Ставьте «+», если ответ правильный и «–», если допустили ошибку. - Если у вас всё правильно, нет ошибок, то поставьте «5». Если в работе есть 1ошибка – поставьте «4». Если 2 ошибки, то поставьте себе 3. Если у вас больше 2 ошибок, то ничего себе не ставьте, в следующий раз будьте внимательнее. - Помашите мне рукой у кого «5» и у кого «4». Молодцы. - А теперь проверим индивидуальное задание у … . Все ли правильно? Можешь поставить себе 5. | 1. Повествование. 2. Описание. 3. Рассуждение. - Да, правильно. |
Включение в систему знаний | - Сейчас мы с вами немного поиграем. Нам нужно будет выполнить 3 задания и выбраться из комнаты. Но перед этим, вы их должны найти. Выходим к доске по одному, не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте стилусом. Определите тип текста по заголовку: Как мы ходили в лес за грибами (повествование) Почему нельзя собирать мухоморы? (рассуждение) Красив гриб-боровик! (описание) - Молодцы. Вы справились с заданием. Ребята, пока мы с вами выполняли задание, там был заголовок «Почему нельзя собирать мухоморы?». Давайте подумаем, почему же нельзя собирать мухоморы? - Раз мухомор – ядовитый гриб для человека, а вреден ли он для животных? - Ребята, а вы ходите за грибами с родителями? - Какие правила сбора грибов мы можете назвать? - Молодцы, ребята. Будьте внимательны и аккуратны, когда собираете грибы. И ни в коем случае не сбивайте и не растаптывайте ядовитые и несъедобные грибы, так как они помогают лесным жителям. | - Мухомор – это ядовитый гриб для человека. - Нет, животные едят их. - Да. - Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь, не собирай грибы возле дорог, не сбивай и не растаптывай ядовитые и несъедобные грибы. |
Рефлексия деятельности | - Итак, наш урок подходит к концу. Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Подойдите к интерактивному столу, не толкайтесь, влажными руками не прикасайтесь. Положите яблоки в корзинку. Если у вас все получилось – выберете зеленое яблоко, если были трудности, но вы с ними справились, выберете желтое яблоко, если было что-то непонятно на уроке – красное яблоко. - Спасибо за урок! Я все. | Оценивают свою деятельность. |
Карточка №1. Первая пара. Прочитайте текст и определите тип. Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. | Карточка №1. Первая пара. Прочитайте текст и определите тип. Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. |
Карточка №1. Вторая пара. Прочитайте текст и определите тип. Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать. | Карточка №1. Вторая пара. Прочитайте текст и определите тип. Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать. |
Карточка №1. Третья пара. Прочитайте текст и определите тип. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший. | Карточка №1. Третья пара. Прочитайте текст и определите тип. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший. |
Карточка №2. Индивидуальное задание Составь кластер по теме: «Какие бывают тексты». Запиши, на какие вопросы отвечает каждый из типов. | Карточка №2. Индивидуальное задание Составь кластер по теме: «Какие бывают тексты». Запиши, на какие вопросы отвечает каждый из типов. |
Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ | Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ |
Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ | Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ |
Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ | Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ |
Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ | Карточка №2. Самостоятельная работа. Определите и запишите тип текста. 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. ___________________________ 2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. _______________________________ 3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. ______________________________________ |