eeee
план-конспект урока

eeee

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_teksty.docx245.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. студента: Сидорова Карина Рустемовна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Какие бывают тексты?

Программа: Школа России

Тип урока: ОНЗ

Цель: создание условий для формирования умений определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся о том, что такое текст, чем объединены и связаны предложения в тексте;

- подвести учащихся к открытию понятий «текст-повествование», «текст-рассуждение», «текст-описание»;

- учить учащихся определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, умение наблюдать, рассуждать;

- развивать орфографическую зоркость учащихся;

- развивать умение учащихся работать самостоятельно;

- развивать навыки языкового анализа и синтеза учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к предмету;

- воспитывать познавательный интерес у учащихся;

- воспитывать готовность к взаимовыручке и внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся знают о том, что такое текст, чем объединены и связаны предложения в тексте;

- учащихся знакомы с понятиями «текст-повествование», «текст-рассуждение», «текст-описание»;

- учащихся умеют определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- умеют принимать и сохранять учебную задачу;

- умеют выполнять взаимооценивание;

- осваивают начальные формы познавательной и личной рефлексии.

Познавательные: 

- осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;

- умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывают новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: 

- формируют готовность слушать собеседника и вести диалог;

- учатся признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

- учатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: 

- проявляют познавательную активность на уровне внутреннего понимания необходимости учения;

- умеют осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

Ресурсное обеспечение:

- комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

- документ-камера;

- интерактивный стол;

- презентация;

- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть;

- раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Карина Рустемовна.

- Посмотрите на слайд, прочитайте про себя.

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»

- Что вы видите на слайде? Прочитайте кто-нибудь ее вслух.

- Как вы ее понимаете?

- Вы правы, ребята. Чтобы наш урок сегодня прошел продуктивно, всем нужно хорошо поработать. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. У всех все готово к уроку? Молодцы. Давайте приступим к работе.

Приветствуют учителя.

Читают предложение.

- Мы видим пословицу.

Один из учеников читает пословицу вслух.

- Для того чтобы чего-то добиться, нужно хорошо постараться.

- Да.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Ребята, что такое текст? (стр.12)

- Чем объединены предложения в тексте?

- Чем связаны предложения в тексте?

- Ребята, а текст можно озаглавить?

- Хорошо, молодцы. Давайте выполним задание. Посмотрите на доску, прочитайте про себя. Что вы видите перед собой?

- Хорошо, ребята, докажите мне, что это текст.

- Ребята, определите тему и главную мысль данного текста.

- Молодцы, ребята. Сейчас давайте поработаем в парах, но перед этим вспомним правила работы в парах.

- Молодцы. Ребята, предлагаю вам в парах озаглавить текст.

- Итак, первая пара, как вы озаглавили текст? И т.д.

- Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений.

- Предложения в тексте объединены общей темой.

- Предложения в тексте связаны по смыслу.

- Да.

- Мы видим текст.

- Это текст, потому что данные предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.

- Тема текста: маленький соловей. Главная мысль: внешность человека не всегда может рассказать о том, какой он внутри.

- Выслушивать собеседника, не перебивать и т.д.

- Соловей. Маленький соловей. Чудный соловей и т.д.

Выявление места и причины затруднения

- Хорошо, ребята. Определите, какой это тип текста. Можем ли мы это сделать?

- Как вы думаете почему?

- Нет.

Возникло затруднение.

-  Мы не знаем типы текстов.

Построение проекта выхода из затруднения

- Да, ребята. Мы еще с вами эту тему не изучали. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Молодцы, вы правильно определили тему нашего урока. Тема урока: «Какие бывают тексты?»

- Как вы думаете, что сегодня мы с вами на уроке узнаем?

- Давайте составим план нашего урока. Что мы будем делать первым делом?

- Что будем делать дальше?

- А потом?

- Типы текстов. Какие бывают тексты?

- Какие бывают типы текстов.

- 1. Узнаем, какие бывают типы текстов.

- 2. Научимся различать типы текстов.

- 3. Выполним самостоятельную работу и  закрепим знания.

Реализация проекта выхода из затруднения

- Поработаем по первому пункту плана и узнаем, какие бывают типы текстов. Типов текстов у нас 3. Давайте разгадаем ребус и определим первый тип. Не забывайте поднимать руку.

- Молодцы, теперь давайте узнаем следующий тип.

- Совершенно верно, итак, последний ребус:

- Молодцы. Мы с вами назвали 3 типа текстов. Повторите мне их ещё один раз.

- Хорошо. Теперь давайте выполним второй пункт нашего плана, то есть научимся определять тип текста. Поработаем в парах, возьмите карточку №1, ваше задание прочитать текст и предположить, какому типу он относится и доказать свою точку зрения.

Карточка №1. Первая пара.

    Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город.

Карточка №1. Вторая пара.

    Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.

Карточка №1. Третья пара.

   Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

- Итак, первая пара, к какому типу вы отнесли свой текст?

- Почему?  Какие бы вы вопросы задали данному тексту?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Молодцы. Вторая пара, к какому типу вы отнесли свой текст? Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту?

- Какой мы можем сделать вывод?

-  Молодцы. Третья пара, к какому типу вы отнесли свой текст? Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту?

- Молодцы, ребята, давайте проверим наши выводы, откройте страницу 13 и прочитайте правило. Правильно мы с вами сделали вы воды?

- Повествование.

- Рассуждение.

- Описание.

- Повествование, рассуждение, описание.

- Текст-повествование.

- Что? Где? Как? Когда произошло?

- В тексте-повествование рассказывается, сообщается о чём-либо.

- Текст-рассуждение, потому что в тексте автор рассуждает о предсказаниях синоптиков. К этому тексту можно задать следующий вопрос: почему?

- Текст-рассуждения - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение.

- Текст-описание, так как в тексте описывается дождь. Можно задать вопрос «какой?».

- Да.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Отлично. Теперь давайте поработаем в тетрадях. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 6 апреля и классную работу. Какая орфограмма встречается в слове «классная»?

- Молодцы. Ребята, не забывайте сидеть прямо, держать тетрадь под наклоном и писать красивым почерком.

- Давайте выполним упражнение №15. Прочитайте задание про себя. Что нам нужно сделать?

- Молодцы. Прочитайте текст про себя. Ребята, к какому типу мы отнесем этот текст? И почему?

- Молодцы. Кто выйдет к доске, запишет первое предложение и подчеркнёт существительные? Остальные работают в тетрадях.

- Ребята, а почему в данном предложение Земля и Венера пишутся с заглавной буквы?

- Молодцы, давайте теперь немного отдохнем.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше-выше.

-  Удвоенная буква с в корне слова.

- Прочитать текст, определить тип, списать первое предложение и подчеркнуть в нём существительные.

- Это текст рассуждение, потому что автор текста изучает вопрос, доказывает факт, приводит доказательства.

- Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера – серебристой?

- Потому что, это имена собственные, названия астрономических объектов.

Самостоятельная работа

- Сейчас мы с вами выполним 3 пункт нашего плана, а именно выполним самостоятельную работу.

- На ваших столах лежат карточки №2 с самостоятельной работой, прочитайте задание про себя. Все понятно? Можете приступать к работе. У … индивидуальное задание.

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

Карточка №2. Индивидуальное задание

Составь кластер по теме: «Какие бывают тексты». Запиши, на какие вопросы отвечает каждый из типов.

- Ребята, ваше время вышло. Возьмите ручку или карандаш, проверим ваши ответы.

- Ставьте «+», если ответ правильный и «–», если допустили ошибку.

- Если у вас всё правильно, нет ошибок, то поставьте «5».

Если в работе есть 1ошибка – поставьте «4».

Если 2 ошибки, то  поставьте себе 3.

Если у вас больше 2 ошибок, то ничего себе не ставьте, в следующий раз будьте внимательнее.

- Помашите мне рукой у кого «5» и у кого «4». Молодцы.

- А теперь проверим индивидуальное задание у … . Все ли правильно? Можешь поставить себе 5.

1. Повествование.

2. Описание.

3. Рассуждение.

- Да, правильно.

Включение в систему знаний

- Сейчас мы с вами немного поиграем. Нам нужно будет выполнить 3 задания и выбраться из комнаты. Но перед этим, вы их должны найти. Выходим к доске по одному, не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте стилусом.


https://joyteka.com/100237519

Определите тип текста по заголовку:

Как мы ходили в лес за грибами (повествование)

Почему нельзя собирать мухоморы? (рассуждение)

Красив гриб-боровик! (описание)

- Молодцы. Вы справились с заданием. Ребята, пока мы с вами выполняли задание, там был заголовок «Почему нельзя собирать мухоморы?». Давайте подумаем, почему же нельзя собирать мухоморы?

- Раз мухомор – ядовитый гриб для человека, а вреден ли он для животных?

- Ребята, а вы ходите за грибами с родителями?

- Какие правила сбора грибов мы можете назвать?

- Молодцы, ребята. Будьте внимательны и аккуратны, когда собираете грибы. И ни в коем случае не сбивайте и не растаптывайте ядовитые и несъедобные грибы, так как они помогают лесным жителям.

- Мухомор – это ядовитый гриб для человека.

- Нет, животные едят их.

- Да.

- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь, не собирай грибы возле дорог, не сбивай и не растаптывай ядовитые и несъедобные грибы.

Рефлексия деятельности

- Итак, наш урок подходит к концу. Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Подойдите к интерактивному столу, не толкайтесь, влажными руками не прикасайтесь.

Положите яблоки в корзинку. Если у вас все получилось – выберете зеленое яблоко, если были трудности, но вы с ними справились, выберете желтое яблоко, если было что-то непонятно на уроке – красное яблоко.

- Спасибо за урок! Я все.

Оценивают свою деятельность.


Карточка №1. Первая пара. Прочитайте текст и определите тип.

    Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город.

Карточка №1. Первая пара. Прочитайте текст и определите тип.

    Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город.

Карточка №1. Вторая пара. Прочитайте текст и определите тип.

    Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.

Карточка №1. Вторая пара. Прочитайте текст и определите тип.

    Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.

Карточка №1. Третья пара. Прочитайте текст и определите тип.

   Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Карточка №1. Третья пара. Прочитайте текст и определите тип.

   Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Карточка №2. Индивидуальное задание

Составь кластер по теме: «Какие бывают тексты». Запиши, на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Карточка №2. Индивидуальное задание

Составь кластер по теме: «Какие бывают тексты». Запиши, на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________

Карточка №2. Самостоятельная работа.

Определите и запишите тип текста.

1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

___________________________

2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

_______________________________

3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

______________________________________