Социальный проект "Поможем реке Клязьма"
методическая разработка (2 класс)
Долгосрочный социальный проект "Поможем реке Клязьма". Проект разбит на мини-проекты:
- Историческая
- География в вопросах и ответах
- Занимательная ботаника
- В гостях у архитекторов
- Юный зоолог
- Будущие геологи
- В мире ремёсел
- Вместе с экологами.
На каждой станции вся проектная деятельность направлена на конечный продукт – это наши добрые дела. Клязьма впадает в реку Ока, Ока в Волгу. Наши маленькие речные достижения пополняют такие крупные реки. Волга соединена со многими морями, а значит, наши капельки добра пополняют и моря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 110.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект
« Поможем реке»
Руководитель проекта: классный руководитель, Таланова Е. А.
Участники проекта: учащиеся 2 б класса, их родители.
- Актуальность проекта.
В 1 классе класс работал над проектом «Что такое хорошо, а что такое плохо?» по направлению «Нравственность».
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Ученики сегодня другие, и роль учителя сегодня тоже должна быть другой. Как активировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Одним из таких средств может быть проектная деятельность. Целью экологических проектов в начальной школе является формирование у учащихся представления об экологии, целостности природы, о необходимости бережного и сознательного отношения к ней через различные виды деятельности
( познавательную, ценностно – ориентированную, творческую, коммуникативную). Проектная деятельность в начальной школе – это опыт совместной детско–взрослой деятельности по организации и использованию эколого-развивающей среды в общеобразовательном учреждении и за его пределами. Проектная деятельность для учащихся начальных классов - это увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми. Экологические проекты могут проводиться в учебном кабинете, на природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т.д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Большую роль в экологическом образовании младших школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные учеником на уроках и занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность позволит детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не новая, но учитывая особенности класса, микрорайона, результаты предыдущего проекта, я считаю, что тема актуальна.
Если ребёнок с детства будет приучен заботиться об окружающей природе, то у него сформируется нравственное отношение к нашему общему дому – Земле.
Представляю технологию реализации коллективного долгосрочного проекта «Поможем реке»
2. Тема проекта
В 1 классе мы были участниками игры «По морям, по волнам». Наши проекты: «Капельки дружбы», «Ручеёк искусства» «Болото грубости», «Река знаменитых людей навели нас на вопрос:
- Правда ли, что с «Голубого ручейка начинается река?»
- Какие реки есть в нашем регионе?
-Прочитав, что по Клязьме раньше ходили пароходы, у нас возник вопрос: «Почему не плавают теперь суда по реке Клязьма?» Всё это подтолкнуло нас работать над проектом «Поможем реке».
3. Описание проекта
Предлагаемый проект проводится в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Внеклассное чтение» и внеклассной работе. Проект реализуется с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получают представление о реке Клязьма, встав на позицию биолога, историка, архитектора, географа, зоолога, эколога. В ходе проектной деятельности учащиеся создают презентации, буклеты, стенгазеты, макеты, плакаты, сказки.
Проблемные вопросы:
Почему Клязьму так зовут?
Что было, когда нас не было?
Откуда в речке вода?
От чего зависит скорость течения реки?
Обитаема ли речка?
Почему мелеет Клязьма?
Как нам помочь речке?
Учебные вопросы:
Какие исторические события связаны с нашей рекой?
Какие архитектурные сооружения есть на её берегах?
Достаточно ли благоустроены берега нашей реки в черте города?
Судоходна ли Клязьма?
Где находится исток Клязьмы? Куда впадает Клязьма?
Какая глубина реки?
Какова скорость течения реки?
Какие животные обитают в реке и на берегах?
Какие растения растут у реки?
Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?
Природа – источник доброты. Помогая своими добрыми делами окружающему миру, у детей формируется свойство личности – нравственность.
Мы решили окунуться в историю и прокатиться с ветерком по Клязьме на пароходе с посещением следующих станций:
- Историческая
- География в вопросах и ответах
- Занимательная ботаника
- В гостях у архитекторов
- Юный зоолог
- Будущие геологи
- В мире ремёсел
- Вместе с экологами.
На каждой станции вся проектная деятельность направлена на конечный продукт – это наши добрые дела. Клязьма впадает в реку Ока, Ока в Волгу. Наши маленькие речные достижения пополняют такие крупные реки. Волга соединена со многими морями, а значит, наши капельки добра пополняют и моря.
4. Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей социальной компетенции учащихся и эколого – биологических знаний путём совместной работы учитель-ученик-родитель.
5. Задачи проекта:
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – реке;
- Вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о ней;
- Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к реке, как к живому существу;
- Помочь детям сформировать, основы активной жизненной позиции, осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.
- Воспитывать умение сопереживать всему живому;
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- Сформировать представления о роли человека в загрязнении реки, о роли реки в жизни человека.
- Упражняться в применении приобретённых знаний и посильной природоохранной деятельности;
6. Гипотеза
Экологическая культура повышается, если в системе работать по направлению «Экология», а значит, положительно влияет на уровень воспитанности.
7. Формы работы с классом в направлении «Экология»:
- Тематические классные часы по экологической тематике;
- Дискуссии по теме.
- Шефская работа учащихся в детских садах;
- Организация циклов бесед «Уроки экологии»;
- Праздники, сюрпризы, конкурсы;
- Экскурсии, поездки, походы по достопримечательностям города, микрорайона;
8. Этапы проекта
1. Подготовительный (сбор заявок и классное обсуждение, проведение родительского собрания с целью вовлечения в игру)
2. Основной (старт игры – путешествия, движение по маршрутной карте)
3. Заключительный этап (подведение итогов путешествия, презентация книги).
9. Реализация проекта
Следуя по маршрутной карте, на каждой станции был свой проект. На промежуточных этапах проводилась «защита» каждого этапа. Мы – второклассники. Спектр посильной помощи реке не так уж велик. Мы решили сделать упор на общение с малышами из детского сада. С голубого ручейка начинается река, ну а любовь и бережливость ко всему окружающему закладывается с раннего детства. На каждой станции нашего речного круиза по реке Клязьма конечным продуктом было доброе дело для малышей детского сада, и не только для них. Представляю матрицу проекта.
Матрица проекта
название | Поможем реке | ||||||||
Этапы, их сроки | Конечный продукт | действия | роли | Необходимые материалы | Источник информации. | Привлечение других взрослых | |||
В школе | Вне школы | ||||||||
Сентябрь | Историческая станция | ||||||||
Экскурсия в исторический центр города Владимира | Подготовка к экскурсии | Поиск материала | Туристы | Блокнот Ручка | Учитель Экскурсовод | Родители | |||
Классный час «Исторические события, связанные с рекой Клязьма» |
| Работа с интернет - сайтами | Историк Рассказчик Эрудит | Фотографии Книги Диски | Учитель Родители | Библиотекарь | |||
Устный журнал «По следам великого мужества и стойкости» | 1.Рассказ о героях земли Владимирской | Подбор фотографий | Рассказчик Слушатель Читатель | Книги Диски | Учитель | Библиотекарь | |||
2 недели | Неделя краеведения | Викторина | Творческая работа | Художник Оформитель | Бумага Гуашь | Интернет - сайты, книги | Родители | ||
октябрь | География в вопросах и ответах | ||||||||
Составление схемы реки Клязьма | Схема реки | Работа с картой, атласом | Географ Топограф | Чертёжные инструменты | Карта, атлас | Родители | |||
Картотека вопросов о реке Клязьма | Изготовление карточек | Составление вопросов | Географ | Картон Маркеры | Дети | Родттели | |||
Заочная экскурсия на Нерлинскую очистительную водную станцию | Правила техники безопасности | Лаборант | Блокнот Ручка | Работники Владимиро водоканала | Экскурсовод | ||||
Создание словаря о Клязьме | Подбор слов, которые войдут в словарь | Работа с литературой | Лингвист | Принтер Компьютер | Книги журналы | Родители | |||
Макет «Клязьминский заказник» | Сбор информации | Художники Мастера Географы | Бумага Краски Клей Гуашь Клейстер Шерсть для валяния | Литература Беседа с учителями | Носкова Е.А. | ||||
Фотосессия | Инструктаж | Подбор фотографий | Фотограф | Фотоальбом | Журналы Семейные альбомы | Родители | |||
ноябрь | Занимательная ботаника | ||||||||
Сбор информации Фотогалерея | Обработка материала | Поиск материала | Сборщики информации Рассказчики | Фотографии Открытки | Книги Журналы | Родители | |||
Ботаническое лото (Подарок малышам в ДОУ) | Изготовление лото | Подготовка заготовок для изделий | Художники Мастера Ботаники | Бумага Краски Клей Гуашь Клейстер | Литература | Махнёва Е.А. | |||
Викторина «Охраняемые растения Владимирской области» | Знакомство с растениями | Подбор картинок для лото | Топограф | Журналы Книги Открытки | |||||
Устный журнал «Боголюбовский луг» | Рассказ о памятнике природы | Слушатель | Книги | ||||||
декабрь | Юный зоолог | ||||||||
Фантастическая рыбалка | Сочинение «Забавный случай на рыбалке» | Работа с информацией | Писатель | Книги Бумага Фломастеры | Литература Беседы с взрослыми | Родители | |||
Игровое занятие в ДОУ № 82 | Подготовка к занятию | Заготовки рыбок | Актёр Учитель | Атрибуты к играм | Учитель | Воспитатель ДОУ | |||
Зоологическое домино (Подарок малышам в ДОУ) | Изготовление домино | Подготовка заготовок для домино | Мастера Художники | Бумага Клей Ножницы Гуашь | Красная книга о Владимир- ской области | Родители | |||
Акция «Поможем перезимовать птичкам» | Беседа «Зимующие птицы нашего края» | Изготовление кормушек | Плотники Корреспондент | Всё необходимое для кормушек | Ученики | Родители | |||
январь | В гости к архитекторам | ||||||||
Сбор информации Классный час «Архитектурные сооружения на берегу реки Клязьма» | Обработка материалов | Поиск информации | Сборщики информации | Книги Журналы | Литература Беседы с взрослыми | Родители Библиотекари | |||
Экскурсия в исторический центр города Владимира | Знакомство с историей города | Подбор фотографий | Слушатели Посетители музея Фотографы | Фотографии | Учитель Экскурсовод | Работники музея | |||
Конкурс рисунков «Памятники архитектуры на реке Клязьма» | Разработка критериев конкурса | Выполнение работы | Художники | Бумага Гуашь Кисточки | Дети | Родители | |||
Пазлы для малышей «Памятники архитектуры» | Выполнение работы | Подготовка заготовок | Художники Оформители Издатели | Краски Бумага Клей Картинки из журналов | Ученики | Родители | |||
февраль | Будущие геологи | ||||||||
Урок-экспедиция «Полезные ископаемые Владимирской области» | Знакомство с полезными ископаемыми Владимирской области | Слушатели Участники опытов | Ручка Тетрадь | Наглядное пособие «Полезные ископаемые» Учитель | |||||
Ярмарка вещей, при изготовлении которых применяют полезные ископаемые | Оформление ярмарки | Подготовка к ярмарке | Организаторы ярмарки | Вещи Посуда | Учитель выступает в роли помощника | ||||
Создание стенда «Полезные ископаемые Владимирской области» | Оформление стенда | Поиск информации о конкретном полезном ископаемом | Оформители Художники | Ватман Коробочки Гуашь Клей | Книги интернет-сайты | Носкова Е.А. | |||
март | В мире ремёсел | ||||||||
Буклет «Ковровская игрушка» | Создание буклета | Поиск журналов | Художники | Бумага Гуашь Кисточки | Книги Учитель Игрушки Фломастеры | ||||
Мастер-класс «Лаковая миниатюра» | Закрашивание заготовок | Роспись шкатулок | Посетители музея Художники | Гуашь Клей ПВА Кисточки | Экспонаты музея Экскурсовод | ||||
Посиделки «Вместе с бабушками о лоскутном шитье» | Знакомство с изделиями в технике «Лоскутное шитьё» | Поиск и изготовление изделий | Слушатели Швеи | Ткань Нитки | Учитель | Романцова А.Ю. | |||
Интерактивная игра «Павловопосад- ские платки» | Знакомство с изделиями | Работа в интернете | Игроки Художники | Атрибуты к игре | Книги Презентация | Старшеклассники | |||
апрель | Экологическая | ||||||||
Сборник частушек | Разучивание частушек | Подбор частушек | Артист Писатель | Компьютер Ручка Бумага | Интернет Родители | ||||
Экологический рисунок | Парад мнений о предстоящей работе | Выполнение работы | Художник Эколог | Гуашь Кисточка Бумага | Дети | Родители | |||
Письмо экологам | Подбор предложений для письма | Составление письма | Писарь | Конверт Бумага Ручка | Ученики | Родители | |||
Речная лента | Оформление | Изготовление лозунгов | Художник Машинист | Принтер Бумага Гуашь Кисточки | Родители Средства массовой информации | ||||
Экологический праздник | Подготовка к празднику. Выступление перед первоклассниками | Выступление в ДОУ № 82 | Артист Программист | Костюмы Атрибуты к конкурсам | Сценарий экологической сказки | ||||
Конкурс экологических знаков | Изготовление шаблонов Обсуждение эскизов | Рисование знака | Эколог Художник | Гуашь Картон | Дети | Родители | |||
Экологическая сказка | Обсуждение правил написания сказки | Сочинение сказки | Писатель Сказочник | Всё необходимое для оформления сказки | Дети | ||||
Экологический субботник | Подготовка к работе | Выполнение работы | Рабочие | Рабочая одежда Перчатки | Старшеклассники | ||||
май | Так это было …… | ||||||||
Создание обложки книги | Создание эскиза обложки книги «Речной круиз по Клязьме» | Художник Дизайнер | Гуашь Ватманы Клей | Дети | Родители | ||||
Дневник речного круиза | Обмен мнениями | Индивидуальные задания | Эколог Художник Писатель | Гуашь Клей Фотографии | Дети | ||||
Фоторепортаж проекта | Подбор фотографий | Анализ событий | Фотограф | Фотографии Папки Файлы | Учитель выступает в роли помощника | ||||
Представление книги на конкурс «Ты Владимирец! | Просмотр и обсуждение альбома | Обмен мнениями | Книговед | Созданный альбом |
Паутинка темы
Тема проектной деятельности:
«Поможем реке»
10. Критерии результативности проекта
1.Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой
2. Потребность общения с родной природой
3. Бережное отношение к живому
4. Стремление совершать добрые дела
Методики, используемые для выявления сформированности экологической культуры в начальной школе:
- «Радость и огорчения»
Методика выявляет место природы в системе ценностных ориентаций младших школьников.
1.»Что тебя больше всего радует во время прогулки на речку?»
2. «Что тебя больше всего огорчает, когда ты находишься у реки?
2. «Река благодарит и сердится»
Методика выявляет отношение к природе и развивает представление о правилах, нормах и взаимодействиях с ними. После прогулки возле реки ребята заполняют карточку.
Напиши, за что река могла бы тебе сказать спасибо.
-----------------------------------------------------------------------
А за что река рассердится?
-----------------------------------------------------------------------
3. Метод незаконченных предложений.
1. Течение реки напоминает мне …….
2. Глядя на берег реки, мне кажется ……
3. Когда рвут кувшинку, я чувствую …
4. Я люблю смотреть, как рыбки …
5. Когда я слышу пение птиц …
6. Я люблю речку, потому что …
7. Мне доставляет удовольствие, когда солнышко ..
8. Когда разжигают костёр на берегу реки, ….
9. Все звери, птицы, рыбы, растения хотят …
10. Всё живое прекрасно, т.к. ….
11. Выводы
В младшем школьном возрасте происходит осознанное отношение к окружающему миру. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему: накопленный личный опыт по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной картины окружающего мира, определяющего процесс развития экологической культуры личности.
Экологическое воспитание учащихся должно быть в системе с использованием местного краеведческого материала. Надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов (озеленение школы, улиц, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка территории, охрана и подкормка птиц и т.д.) Осуществление проекта способствовало формированию и проявлению нравственных качеств личности. Жизнь в классе была насыщенной и интересной. Проект мотивировал детей к поиску решения многих вопросов. При анкетировании дети высказывали свои впечатления о проекте и вопросы, ответы на которые они хотели бы узнать.
Во 2 классе мы выяснили, что ухудшение экологической обстановки отрицательно влияет на здоровье человека. Поэтому в 3 классе мы решили работать над темой «Здоровый образ жизни».
Результативность
Отношение к родной природе
Литература:
- Горячев А. Работа над темой.- М.: 1999
- Савенков А. Как провести самостоятельное исследование? // Педагогика. 2001. № 8
- Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993
- Боголюбов С.А Природа: что мы можем. М. – 1987
- Дмитриева Ю.Д. Земля у нас одна М.: Детская литература. - 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ООМ. Пресноводные водоёмы. Река. Части реки.
В основе разработки урока лежит учебник «Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова. Урок направлен на формирование у учащихся представления о различных водоёмах, умения квалифицировать водоёмы по происхож...
Исследовательский проект " Клязьма,реченька!"
Цель проекта: ü Выяснить, «здорова» ли наша Клязьма и можно ли в ней купаться?Задачи:ü Исследовать состояние берегов реки Клязьма в нашем районе.ü Исследовать состояние воды в реке Клязьма.ü Исследова...
«Виртуальная экскурсия по литературным улицам микрорайона Клязьмы»
Посредством создания виртуальной экскурсии по литературным местам микрорайона Клязьма г.Пушкино приобщить ребят к изучению богатого мира художественной литературы. Познакомить детей с тво...
«Виртуальная экскурсия по литературным улицам микрорайона Клязьмы»
Посредством создания виртуальной экскурсии по литературным местам микрорайона Клязьма г.Пушкино приобщить ребят к изучению богатого мира художественной литературы. Познакомить детей с тво...
Растительность. река Клязьма
Растения бассейна р.Клязьма...
План описания реки Клязьма
План поможет рассказать о реке Клязьма...
План описания реки Клязьма
Опорная таблица для анализа реки на примере реки Клязьма...