Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения
консультация

Бурова Яна Николаевна

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk_0401.docx52.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

Контрольная работа по МДК.04.01

                                                                        Взаимодействие с родителями и

сотрудниками образовательного учреждения

                                                                    Обучающейся  группы 4 «Б»

                                                              Заочной формы обучения

                                                                Буровой Яны Николаевны

                                                           

606500

Нижегородская область

Городецкий район

дер. Абросиха

д.16

Бурова Я.Н

(тел.: 8-910-105-80-99)

2021г

Тема: Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников»

Содержание:

  1. Содержание понятия «профессиональная компетентность педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников»…………………3
  2. Структурные компоненты профессиональной компетентности педагога ДОУ…………………………………………………………………………5
  3. Общение педагога ДОУ с родителями воспитанников, как составная часть профессиональной компетентности. ………………………………8
  4. Формы и методы развития профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников………………..…12
  5. Влияние методической работы на развитие профессиональной компетентности воспитателя…………………………………………….17

1. Содержание понятия «профессиональная компетентность педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников».

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
  • Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно-методической;

- социально-педагогической.

  • Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
  • Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
  • Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

2. Структурные компоненты профессиональной компетентности педагога ДОУ

Работа  по  повышению  профессиональной  компетентности  является главным  средством  управления  качеством  образования  в  учреждении дошкольного  образования.  Она  должна  превратиться  в  процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения  и  предпринимать  различные  действия,  обеспечить  педагогу понимание  самого  себя,  содействовать  выполнению  социальной  роли  в процессе трудовой деятельности.

Современный педагог должен уметь мыслить и действовать сообразно современным  нормам  профессиональной  педагогической  деятельности, обладать способностью концептуального мировоззрения и гуманистическими ценностными установками, иметь рефлексивно-аналитические, креативные, проектно-технологические,   организаторские,   коммуникативные   и исследовательские способности.

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия, структуры, содержания и способов формирования компетентностей. Профессиональная компетентность по А.К. Марковой - это «индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, психическое состояние,  позволяющее  действовать  самостоятельно  и  ответственно, обладание  человеком  способностью  и  умением выполнять  определенные трудовые функции». Она  выделяет  следующие  виды  профессиональной  компетентности:

  • специальную  (собственно  профессиональное  владение  техниками, инструментариями,  знаниями  на  высоком  уровне,  способность  к постоянному  профессиональному  развитию),  
  • социальную  (владение умениями  и  навыками  профессионального  общения,  обмена  опытом),
  • личностную (владение способами личностного выражения и саморазвития)
  • индивидуальную (проявление своей индивидуальности, креативности в ходе профессиональной  деятельности,  владение  способами  самореализации, саморегуляции и самоорганизации).

Современная  система  профессионального  образования  требует  от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с  оцениванием  личностных  качеств  «рефлектирующего»  другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление  и  анализ,  обоснованности  и  доказательности  своей  позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Таким  образом,  все  структурные  компоненты  профессиональной компетентности  направлены  на  практическую  деятельность  педагога дошкольного  образования  в  виде умений  разрешать  конкретные педагогические ситуации.

Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют  его  профессиональную  компетентность,  а,  следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.

Задачи  совершенствования  профессионального  уровня  педагогов дошкольных учреждений решаются:

  • в системе повышения квалификации и мероприятий дополнительного образования взрослых;
  • в процессе методической работы с кадрами;
  • посредством самообразования педагогов.

Современные  требования,  предъявляемые  к  профессиональной компетентности  воспитателей  ориентируют нас  на  максимальное удовлетворение их запросов с позиции компетентностного подхода.

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.

Пути  развития  профессиональной  компетентности  педагогов дошкольного образования:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская, экспериментальная деятельность;
  • инновационная  деятельность,  освоение  новых  педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;
  • обобщение собственного педагогического опыта.
  • аттестация педагогических работников.

3. Общение педагога ДОУ с родителями воспитанников, как составная часть профессиональной компетентности.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, осуществляют воспитатели группы. Наблюдения и анализ сложившейся практики этого общения показали, что не всегда взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка. К числу недостатков можно отнести относительную стихийность этих контактов. Как показывает исследование Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьевой, А.Е. Жичкиной, С.И. Мусиенко они складываются из: обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке; обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения; общения по другим поводам, не связанным с ребенком.

Согласно исследованию Н.В. Антоновой, в общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:

-разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с педагогом чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются, и этот факт нередко остается вне поля внимания персонала;

- родители, прежде всего, интересуются тем, что и как ел ребенок, реже - его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;

- воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией;

- воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную в адрес педагога или собственного ребенка - реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение. В некоторых случаях проблема, с которой педагог обращается к родителям, на самом деле связана с его собственным неправильным поведением;

- воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы;

- значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы;

- не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на "ты" и по имени, не соблюдаются ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.

Для того, чтобы избежать таких ошибок, необходима систематическая работа методиста с воспитателями. Она направлена на решение следующих задач: сбалансировать частоту общения воспитателей с родителями всех детей группы; планировать содержание общения с каждой семьей, его и ожидаемые результаты; обеспечить ежедневное информирование родителей о жизни ребят в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке; установить требование всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений до обращения воспитателей к родителям с какими-либо проблемами, касающимися ребенка; повышать осознанность и психологическую культуру общения воспитателей с родителями; работать над формированием стиля общения с родителями, принятого в данном учреждении; добиваться, чтобы воспитатели беседовали с родители только на темы, связанные с развитием и здоровьем детей; гарантировать защиту прав детей в дошкольном учреждении и в семье.

Стиль взаимодействия с родителями воспитанников складывается постепенно, но, определившись в своих основных чертах, становится затем традицией детского сада. Именно поэтому задача его формирования становится приоритетным направлением работы учреждения, по крайней мере, на один учебный год.

Исследование Ю.А. Желтоновой показало, что стиль взаимодействия ДОУ с семьями определяется рядом факторов:

1. Принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на различные вопросы родителей. В зависимости от конкретных условий, вопросы могут решаться по-разному - важно лишь, чтобы все сотрудники точно знали, какие из них они вправе обсуждать с родителями, а какие нет .

Поясним на примере. Очень часто родители задают вопрос воспитателю: "Почему мой ребенок часто плачет по утрам и вообще плаксив?" Для ответа на этот вопрос, как советует С.В. Зайцев, необходимо индивидуальное наблюдение за ребенком, анализ семейной ситуации того, как проходит ежедневный прием детей в группе. Оптимально, если этот вопрос будет адресован психологу детского сада.

По содержанию общение воспитателей с родителями должно касаться только детей и их проблем. По мнению Е. Смирновой, общение воспитателя с родителями дает ему возможность:

  • получить информацию о ребенке и о том, как проходит его жизнь в семье;
  • поделиться своими наблюдениями и передать родителям обратную текущую информацию о ребенке;
  • способствовать обеспечению единства воспитательного процесса в детском саду и в семье;
  • содействовать максимальной эффективности образовательного процесса.

Формы общения могут быть разные - наглядные, вербальные, игровые, клубные, показательные. Желательно также, чтобы позиция администрации по вопросу о допустимости обсуждения техническим персоналом учреждения (помощниками воспитателей, уборщицами, работниками кухни) каких-либо связанных с детьми проблем была ясной и известной всем сотрудникам.

2. Принятый стиль речи. Взаимное обращение с родителями на вы, по имени и отчеству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников учреждения. В случае, если инициатива установления неформального стиля настойчиво исходит от родителя, предлагается ответ: "Извините, у нас в детском саду принято ко всем обращаться на вы и по имени и отчеству", воспитатели должны быть знакомы с основами психологии общения, чтобы уметь осознанно использовать позы, жестикуляцию, выражение лица, интонации речи.

3. Принятый стиль одежды на работе. В идеале одежда сотрудников должна быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначению и не слишком отстающей от деловой моды.

4. Соблюдение принципов недирективности, безоценочности личностно-ориентированного подхода, корректности, коструктивности. Важно, чтобы об указанных единых требованиях знали не только воспитатели, но и младший персонал учреждения. Ведущая роль в этом принадлежит заведующему детским садом, который в сентябре на расширенном производственном совещании должен рассказать коллективу об этих требованиях, разъяснить их целесообразность и предупредить, что их соблюдение будет требоваться от всех сотрудников. На методиста в дальнейшем возлагается текущий контроль и ситуативная коррекция поведения персонала.

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого воспитателя. В психологическом словаре приводится следующее определение понятия компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности / результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/ проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.

Эффективность педагогического общения зависит, прежде всего, от наличия у педагога коммуникативных компетенций. Коммуникативные компетенции связаны с общением педагога с воспитанниками, коллегами по работе, с родителями, руководством. В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого, как активного субъекта общения. Как показывает исследование Л.А. Петровской, интерактивная сторона общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, конкуренции и - особом случае взаимодействия - конфликте. Прецептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умения распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным механизмам перцептивной стороны общения относятся идентификация (отождествление себя с партнером, эмоциональное "чувствование" в партнера - эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации "его глазами"). Овладеть навыками общения помогают определенные знания педагогов в области психологии общения.

4. Формы и методы развития профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников.

Процесс общения также является процессом освоения ценностей культуры. Хотя этот процесс объективен, его эффективность возрастает при условии наличия определенного уровня коммуникативной компетенции как в обществе в целом, так и у отдельных субъектов коммуникации.

По данным исследования Д.А. Иванова, важнейшими критериями коммуникативной компетенции можно, прежде всего, считать умения слушать и слышать. Умение слушать и адекватно воспринимать и интерпретировать услышанное вырабатывается далеко не сразу и не у всех, хотя это умение - важнейший показатель профессиональной культуры, особенно в профессиях группы "человек - человек"", по терминологии Е.А. Климова.

 В этой связи уместно процитировать выдающегося американского психолога Абрахама Маслоу: "Умение пассивно воспринимать - это критерий, по которому хорошего психолога отличают от плохого, какой бы школе они ни принадлежали".

Еще сложнее обстоит дело с умением слышать. В общении важно проявление бескорыстного стремления одного человека к другому, желание искреннего общения и добра. Без такого стремления трудно, а порой и невозможно установить контакт.

Одним из необходимых условий, важных для общения в современной жизни становится толерантность - терпимость к мнениям, вкусам, позициям других людей, которая является одним из критериев коммуникативной компетенции педагогов. Педагог, нетерпимый к чужому мнению, будет ортодоксально стоять на своем понимании какого-либо явления и факта и не услышит аргументов другой стороны.

Готовность к компромиссу, стремление к нему, умение его достигать, не поступаясь главным, - также, несомненно, важная черта коммуникативной компетенции педагога. В этом качестве коммуникации проявляется равенство субъектов. Чтобы общение при их социальном и индивидуальном различии было взаимодействием равных субъектов общения, необходимы стремление и готовность к уступкам, компромиссу, иначе не достичь взаимодействия.

Еще одним немаловажным критерием коммуникативной компетенции следует признать гуманистическую направленность субъектов общения, проявляющуюся в ориентации на человека как на цель, а не как средство, принятие партнера по общению как данность, как целостность, а не функционально. В профессиональной деятельности педагогов, как отметил В.А. Болотов, данное качество проявляется в целостном восприятии субъекта общения со всеми его личностными и индивидуальными особенностями и проявлениями.

И, конечно же, гуманистическая направленность не существует без свободы. Свобода выбора круга людей, способов взаимодействия с ними, выбор линии поведения в общении - необходимые условия гуманного акта коммуникации.

Одним из проявлений коммуникативной компетенции педагога, можно считать умение реагировать на юмор и пользоваться им в общении с родителями. "Заставить рассмеяться аудиторию - это значит наполовину убедить ее в своей правоте", - метко заметил Д.С. Лихачев.

Навыки коммуникативной компетенции необходимо развивать, поэтому приведем в качестве примера некоторые из упражнений, направленных на развитие техники общения во взаимодействии с родителями.

Очень часто педагоги испытывают излишнее волнение или тревогу по поводу предстоящей встречи с родителями. Опытные педагоги знают, как важно хорошо подготовиться к встрече с родителями - определить этапы встречи, их последовательность, придерживаться логики развития темы и т.д.

Однако у молодых специалистов бывают проблемы в общении с родителями во время дискуссии, на собраниях и т.д. Предлагаемое упражнение "А что если…" преследует цель: развитие умения гибко реагировать на неожиданности в процессе общения с аудиторией, развитие чувства уверенности в себе. Предлагаются следующие задания: 1. Необходимо представить, что вы объявили тему встречи и предложили родителям обсудить ее, но никто не хочет говорить. Воспитателям предлагается подумать: Как вы себя поведете? 2. Необходимо представить, что один из родителей, излагая свою точку зрения, разгорячился и ушел в сторону от обсуждаемой темы. Воспитателям предлагается подумать: Как вы будете реагировать на это? 3. Необходимо представить, что дискуссия продолжается уже целый час. У вас есть в запасе 10-15 минут для ее завершения. Один из родителей ни разу не высказался, хотя несколько раз пытался, но его перебивали другие. Воспитателям предлагается подумать: Как вы поведете себя в этом случае?

Следующее игровое упражнение "Постройтесь в логической последовательности" направлено на развитие умений определения максимальной последовательности действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей. Каждый из играющих получает карточку, на которой описан какой-либо из организационных фрагментов подготовки или проведения встречи с родителями. Карточки раздают участникам в произвольном порядке. Посовещавшись в течение обусловленного времени, играющие строятся так, как им представляется последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор. Остальные могут возразить или дополнить высказываемые предположения.

Таким образом, общение воспитателей с родителями должно касаться только детей и их проблем. Общение воспитателя с родителями дает ему возможность: получить информацию о ребенке и о том, как проходит его жизнь в семье; поделиться своими наблюдениями и передать родителям обратную текущую информацию о ребенке; способствовать обеспечению единства воспитательного процесса в детском саду и в семье; содействовать максимальной эффективности образовательного процесса.

Современные формы сотрудничества с родителями

Семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка как гражданина.

Сотрудничество - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным восприятием, проживанием хода и результатов этой деятельности.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям. Необходимо выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Для этого сначала необходимо выявить особенности семей воспитанников, уровень их педагогических знаний. С этой целью можно провести анкетирование родителей, беседы. Анализ результатов дает представление о том, что интересно родителям, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.

По результатам предварительной работы составляется перспективный план, в котором прописываются задачи по нескольким направлениям: интеллектуальному и физическому, социально-нравственному, экологическому, здоровьесберегающему. Работа с родителями строится на основе диалога. За основу берется принцип партнерства: "Родители не ученики, а партнеры по общению".

В соответствии с этим принципом, работа проводится в разных формах, в том числе и нетрадиционных: круглые столы; мастер-классы; семинары-практикумы; психологические и деловые игры; конкурсы семейного творчества, творчества с детьми; театрализованные представления, которые вызывают живой отклик и интерес со стороны родителей. Проводятся родительские собрания в форме деловой игры, например на тему "Познай себя как родителя", с просмотром видеозаписей совместных занятий, праздников, где родители взаимодействуют с детьми в различных ситуациях. Видеозаписи позволяют проанализировать, скорректировать и совместными усилиями найти верное решение проблемы детско-взрослого взаимодействия и общения.

Очень часто в детских садах организуются совместные мероприятия и праздники: конкурс "Вместе - дружная семья", совместное интегрированное физкультурное занятие "На лесной полянке", "Весенний блиц-турнир", в которых принимают участие дети, родители и педагоги.

Совместные мероприятия с родителями превращаются в праздник. Ребенок своего родителя видит в необычной роли или ситуации и испытывает настоящую гордость. Родителям такие мероприятия позволяют войти в мир детства, увидеть запросы ребенка, его интересы и на мгновение самому стать ребенком.

Такая работа с семьей, осуществляемая в единстве духовной жизни родителей, воспитанников и воспитателей, по мнению И.В. Дубровиной, позволяет научить родителей понимать и чувствовать душу ребенка, принимать и любить его таким, какой он есть, воспитывать собственным положительным примером, так как ребенок - зеркало семьи и выносит в жизнь как хорошее, так и плохое- все, что заложено в семье.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям. Необходимо выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

5. Влияние методической работы на развитие профессиональной компетентности воспитателя.

 Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Поэтому мы считаем работу по совершенствованию профессиональной компетентности главным средством управления качеством образования в дошкольном учреждении. Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ДОУ, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов.

Проблема качества образования является предметом исследования таких ученых как П.И.Третьяков, Э.В.Литвиненко, И.В.Гудков, Н.С.Митин и др. Одни авторы в своей трактовке ориентируются на потребности личности и общества, другие на сформированный уровень знаний, умений и навыков воспитанников, третьи - на совокупность свойств и результатов, четвертые - на способность образовательных учреждений удовлетворить установленные и прогнозируемые потребности государства и общества.

Стратегия развития дошкольного учреждения, обеспечивающая качество образования, требуют четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.

По определению П.И. Третьякова профессиональное становление педагога - профессионализация человека (раскрытие его сущностных сил в профессии) в ходе формирующих субъектных воздействий, характеризующаяся системностью и динамичностью личностных и деятельностных преобразований субъекта труда.

Профессиональная подготовка педагога - специально организованный процесс профессионализации и результат овладения субъектом системой профессионально- педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно - ценностного отношения к педагогической культуре.

Профессиональная компетентность включает в себя знания о всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.

Исследование профессиональной компетентности педагога - одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (В.Н.Введенский, В.Г.Воронцова, Е. Вторина, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, С.Г.Молчанов, Л.А.Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И.Шамова)

В структуре профессиональной компетентности педагога наряду с другими выделяют технологическую составляющую, которую, по мнению Л. К. Гребенкиной, можно назвать технологической компетентностью.

В ее содержание входят:

- знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;

- владение компьютерными технологиями;

- умение творчески применять эти знания;

- умение проектировать воспитательно-образовательный процесс;

- умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности.

Основными факторами развития профессиональной компетентности, по мнению Е.Н. Никифоровой, являются:

  • приобретение новых знаний и функциональное совершенствование умений и навыков;
  • субъективный смысл желаемых результатов.
  • Задачи методической работы в общем виде можно сформулировать следующим образом:
  • повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
  • формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
  • изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
  •  изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,
  • помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы.

Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив ДОУ разделен на три группы, педагоги которых отличаются по уровню компетентности.

Первая группа. Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Объединены в творческие группы.

Вторая группа. Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам.

Третья группа. Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют молодые педагоги. Для работы с ними организовано наставничество и школа молодого специалиста.

Подбор дифференцированных активных и инновационных методов работы с кадрами позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.

По утверждению К.Ю. Белой, важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки. Мы считаем их таковыми:

  1. мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий воспитателей;
  2. рост творческой активности педагогов в методической работе города, области;
  3. показатели здоровья детей;
  4. уровень развития детей.

Исходя из всего вышесказанного, был разработан план методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности, включающий несколько направлений: повышение компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы; в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями; совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы

Подготовка специалистов в области дошкольного воспитания приобретает особую значимость, что объясняется особыми требованиями, которые предъявляются педагогу ДОУ в условиях модернизации образования. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие и самообразование (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, В.Г. Маралов, Л.М. Митина, Е.П. Милашевич и др.)

Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, чтобы найти решение проблем в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе. Поэтому становятся актуальными оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего это развитие.

Самообразование - важное звено в целостной системе методической работы, комплексный и творческий процесс самостоятельного постижения воспитателями методов и приемов работы с детьми.

Для руководства работой педагогов была создана программа, тематика которой, была выстроена в соответствии с запросами воспитателей. Ее основные компоненты:

  1. Самоопределение педагогов с учетом своих функций (специалиста, воспитателя с учетом категории): мои функции, мое назначение в этой должности.
  2. Организация педагогического процесса, основанного на гуманистическом подходе к воспитанию ребенка (реализация программного содержания работы с детьми и степень владения навыками и умениями).
  3.   Знание критериев своей педагогической деятельности.
  4.   Рефлексия педагогических действий на разных временных интервалах (что у меня получается? как? каким образом?).

В качестве стимулов, поддерживающих активность педагогов с не сложившейся позицией саморазвития, использовались внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов и т.д. Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.

Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул - работа на доверии, возможность обмена опыта с коллегами, предложение работать углубленно по тому или иному направлению образовательной работы в рамках детского сада.

Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействие педагогов в детском саду - семинары-практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять свое время.

Трудно переоценить значение самообразования для совершенствования профессиональной компетентности педагога. Саморазвитие педагога - центральное звено успешного развития дошкольного учреждения, системы дошкольного образования в целом и самого педагога, его уровня профессиональной и технологической компетентности т.к. именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.

Список используемой литературы

  1. Гаврилова Т.Л. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/24/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2005.
  3. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Т.А. Данилина, Т.С. Логода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2008. – 224 с.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М.: Педагогика, 2009. – 209 с.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 184 с.
  6. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).
  7. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.
  8. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. –  2007. – № 1 (35). – С. 8-15.
  9. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.
  10. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac153.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения"

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива....

«Социальный проект «Жизнь дана на добрые дела» как опыт взаимодействия религиозной организации и образовательных учреждений.

Выступление на VIII Образовательных чтениях Центрального федерального округа Российской ФедерацииСекция №7 «Взаимодействие религиозных и общеобразовательных организаций: цели и задачи»25 сентября 2013...

Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е. Н. Степанова)

Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения  (методика Е. Н. Степанова)...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

На родительском собрании выявить уровень удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива....

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива....