Красивое письмо
статья (1 класс)
Красивое письмо важно не только как средство эстетического воспитания, но оно имеет особую связь с орфографией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 400.28 КБ |
Предварительный просмотр:
С чего начинается красивый почерк
Обучение красивому письму в Греции получило название каллиграфии (пишу красиво), синонимом чего в русском языке является слово чистописание.
Красивое письмо важно не только как средство эстетического воспитания, но оно имеет особую связь с орфографией. К. Д. Ушинский указывал, что первоначальные навыки орфографии закладывает именно учитель чистописания. Приучая школьника к аккуратному и точному выполнению письменных работ, выправляя их почерк, учитель воспитывает в детях уважение к своему труду, ответственное отношение к выполняемому заданию, привычку к чистоте и порядку.
Письмо от руки — важный навык, он развивает разные отделы мозга, интегрирует разные его функции.
Конечно, есть вероятность, что электронные устройства скоро вытеснят ручное письмо, но пока такого не происходит, и это радует.
Если у ребенка плохой почерк, то нужно прописать с ним отдельные буквы. Не получаются буквы — вернуться к элементам. Если и здесь сложности — возвращаемся на этап развития графомоторных навыков, когда нужно раскрашивать, проводить прямые линии, рисовать круги и зигзагообразные элементы.
Ровный почерк — это ровные буквы. Ровные буквы — ровные штрихи одинаковой высоты. Чтобы научиться их выполнять, нужно контролировать наклон, расстояние и высоту этих штрихов.
Достичь хорошего результата поможет перо.
Так убедительно доказано исследованиями учёных, письмо пером обладает следующими преимуществами перед шариковой ручкой:
- лучше развивает мелкую моторику;
- способствует раскрытию творческого потенциала детей;
- вырабатывает прилежность и терпеливость;
- лучше подходит для формирования правильной осанки.
Письмо пером в нынешнее время достаточно интересно и увлекательно для ребят. Начать писать пером не поздно в любом возрасте.
Письмо в прописях осуществляется остроконечным пером и чернилами. С их помощью легче выводить нажимные и волосные линии. Кроме письма пером в прописях, необходимо уделить внимание следующим этапам формирования почерка.
Этапы обучения
I. Работа в тетрадях в клетку
Размер клеток 7 х 7 мм. Работа выполняется простым карандашом. Детям предложены образцы орнаментов, которые они должны повторить.
Умения и навыки, которые необходимо сформировать при работе в тетрадях в клетку.
1. Умение держать карандаш правой рукой тремя пальцами. (Дети, работающие левой рукой, не переучиваются).
2. Нахождение линий (горизонтальных и вертикальных).
3. Умение находить пересечение линий и ставить в месте пересечения точку.
4. Способность ориентироваться в пространстве листа в клетку, находить необходимые координаты и отмечать их точкой.
5. Умение ставить точки через одно, два… пересечения в заданных направлениях.
6. Способность соединять заданные точки ровной линией.
7. Понимание логики орнамента, повторяемости его элементов. Умение симметрично дополнять элементы орнамента.
II. Обводка каллиграфических рисунков.
Данная работа осуществляется простым карандашом , с грифелем диаметром 1,5 мм (возможно обведение цветными карандашами, соответствующей мягкости). Цели, которые ставятся при обведении каллиграфических рисунков, – усовершенствовать координацию движений, пластику руки, способность анализировать линейный рисунок и повторять его. Выполняя эти задания, дети знакомятся с изобразительными возможностями линии, эстетическими традициями каллиграфии, красивого письма.
III. Работа на меловой дощечке с графической сеткой.
Умения и навыки, которые необходимо сформировать при работе на дощечке с графической сеткой.
1. Распознавание «ячеек», полос, линий и пересечений линий.
2. Умение изобразить основные элементы букв: Изображение палочек: Изображение крючка с плавным изгибом: Дети учатся, не отрывая руки, проводить палочку, «срезать» уголок «ячейки» и проводить прямую линию до необходимого пересечения.
3. Изображение букв. Письмо каждой изучаемой буквы на меловой дощечке в «ячейку» предшествует письму в прописях. Глядя на письменный алфавит, дети должны определять, из каких элементов состоят буквы, усвоить закономерность повторения типичных элементов: крючков, овалов, палочек, петелек, флажков… Последовательность изучения букв соответствует последовательности изучения букв в Азбуке, но обучение чтению опережает обучение письму.
IV. Работа в прописях
Письмо простым карандашом. Дети имеют возможность пользоваться ластиком.
Принципы изображения деталей букв и самих букв сходны с принципами, которым дети следовали при работе на дощечке с графической сеткой. При письме слов необходимо усвоить виды связей между буквами:
1. К буквам, заканчивающимся крючками или соединениями, в следующей «ячейке» приписывается необходимая буква.
2. К буквам, заканчивающимся овалом, необходимо приписать соединение в следующей «ячейке», а затем присоединить нужную букву. В этом случае возможны два вида соединений: снизу до средней середины рабочей строки, сверху в виде «дужки».
Внедрение и использование специальных заданий и упражнений, постоянный контроль за качеством каллиграфического навыка позволит:
- преодолеть трудности первых уроков каллиграфии;
- формировать осознанное овладение навыками письма;
- повысить качество учебного процесса;
- облегчить понимание и восприятие нового материала;
- развить активность и самостоятельность учащихся;
- найти пути для корректировки почерка у детей;
- учащиеся легко списывают с печатного текста и пишут под диктовку/
Литература:
- Горячева И.А Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической деятельности, Е., Артефакт, 2020
- Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973.
- Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.
- Лурия Л.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка. Правила красивого письма
В процессе изучения элементов букв ребенок должен освоить основные правила красивого письма. ( "Как научить детей писать красиво" М.М. Безруких, М.И. Кузнецова) Стоит напомнить о них ученикам 2-4 клас...
Минуты красивого письма и орфографической зоркости.
Упражнения развивают навык красивого письма, а также позволяют проявить орфографическую зоркость....
Минуты красивого письма и орфографической зоркости.
Упражнения развивают навык красивого письма, а также позволяют проявить орфографическую зоркость....
Секреты красивого письма
Некоторые приёмы формирования каллиграфичекого письма у учащихся младших классов из опыта своей работы...
Упражнения для подготовки руки ребёнка к письму. Рекомендации для родителей "Писать красиво нелегко"!
Упражнения для подготовки руки ребёнка к письмуРекомендации для родителейПисать красиво нелегко!...
Основные правила красивого письма.
Причины плохого подчеркаУпражнения для исправления плохого подчеркаВыбор ручки...
Методики обучения красивому письму в начальной школе.
Данная статья поможет сориентироваться в различных методиках обучения учащихся искусству каллиграфии....