Технология обучения чтению Д.Б. Эльконина
статья (1 класс)

Что говорил Д. Б. Эльконинин о своей методике?  «Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте, — писал Д. Б. Эльконин, подводя итоги пятнадцатилетних экспериментов. — Этот ключ — содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания...»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elkonin.doc17 КБ

Предварительный просмотр:

Что говорил Д. Б. Эльконинин о своей методике?  «Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте, — писал Д. Б. Эльконин, подводя итоги пятнадцатилетних экспериментов. — Этот ключ — содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания...»

На  первоначальном этапе обучения Д. Б. Эльконин определяет чтение как процесс воссоздание звуковой формы слов по их графической или, иначе говоря, буквенной модели. Без правильного воссоздания звуковой формы слова ученик не может понять то, что читает. Звуковой строй языка —  это фонемы и их последовательность являются содержанием и сутью действий первоклассника, учащегося чтению. Необходимо дать понятие о звуковой системе родного языка, сформировать у них умение анализировать слова, определять гласные и согласные фонемы, а также изучить каждую буквы как знак, обозначающий определенную фонему на письме, а затем — научить первоклассников соединению согласных с гласными. При действиях со знаковыми системами самое важное – установление отношений между знаком и обозначаемой им действительностью. Со знаками никаких предметных действий производить не требуется; только чтение и запись Знаковая запись  это инструкция, в которой содержится  действительность или же сам порядок действий и их характер. Любая действительность – имеет названия в форме слов.

 Слова - звуковые сочетания, обозначающие эти предметы и явления. Названия слов используются так же, как названия знаков.    Работая со слогоударными схемами, ученики овладевают первичными навыками моделирования до начала содержательно более сложной работы со звуками; работая со слогами и ударениями мы даем детям возможность поучаствовать в подвижных занятиях: ритмический рисунок слова надо пропрыгать, прохлопат или же отстучать. На уроках обязательно используются считалки, стихи, забавные игры с перестановкой ударений. Все это делает уроки языка динамичными, веселыми, что чрезвычайно важно именно для первых часов и дней, проведенных детьми в школе.

   Предмет работы ученика - слоговая и  позже звуковая форма слова должен отчетливо проступать для ученика. Открытое столкновение двух логик (представленных мнениями разных учеников или учеников и учителя) при выполнении заданий-«ловушек» типа: «Для какого слова нужен большой слоговой домик (схема) — для слова ЛЕВ или для слова МУРАВЕЙ?» или «Сколько звуков в слове ПЯТЬ?» и т. д. — подводит детей к открытию лингвистической истины.

Д.Б.Эльконин в формировании у детей действия чтения выделяет следующие этапы:

 - Форменный анализ слов. Звуковой анализ,  слушание отдельных звуков в словах, и применяется для ознакомления с буквами. Слова раскладываются на слоги, а слоги на звуки. Внимание детей  привлекается к одному звуку. Школьники  учатся находить  его в словах - в начале и  в конце. Закрепляется этот процесс соответствующей буквой. Звук здесь показан, как извлеченный из слова, отнятый от других, а вся совокупность звуков данного языка открывается нам, как состоящее из частей множество. Анализ фонем, если сравнивать фонематическим восприятием, отличается отделением звуковой оболочки слова от его значения и проявлением в ней неразложимых единиц, последовательности их следования, определением  сходства и различия звуковых форм слов, выявлением различий в значениях слов и различий в их фонемном составе. Д.Б.Эльконин советует после освоения произнесения слова с особыми интонациями, проявлением каждого звука в  односложных словах и переходу к анализу слов, которые состоят из двух слогов.