Школа будущего первоклассника
материал

Артёменкова Надежда Николаевна

Материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shbp.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Объячево

Подготовка дошкольников к обучению в школе «Школа будущего первоклассника»

 Учитель начальных классов:

Артеменкова Надежда Николаевна

с. Объячево

Слайд 1

В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

Слайд 2

 В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях  в «Школе будущего первоклассника». Эта группа кратковременного пребывания была создана в 1998 году. В этом году ШБП исполнилось 15 лет. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проходят по субботам для детей 5,5 – 6,5 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.

Слайд 3

Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Данная программа рекомендована Министерством образования России. Она состоит из 6 курсов, рассчитана на 12 часов в неделю:

Экологическое воспитание (Зелёная тропинка)

Эстетическое воспитание (Родной дом)

Речевое развитие (От слова к букве; Риторика для малышей)

Развитие математических способностей (Математические ступеньки)

Конструирование и ручной труд (Конструирование)

Физическое воспитание

Слайд 4

  В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
      Целью
личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель реализуется в группах кратковременного пребывания в МОУ «Объячевская СОШ»

Слайд 5

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
      — развитие эмоционально-волевой сферы;
      — развитие коммуникативных навыков;
      — формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
      — сохранение здоровья дошкольников.
      Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом,
целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Слайд 6

Основными задачами подготовки к обучению являются:
      — охрана и укрепление здоровья;
      — развитие психических функций и качеств личности;
      — обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

Слайд 7

В нашем МОУ «Объячевская СОШ» занятия в «Школе будущего первоклассника» включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей» ( 2 курса 4 ч. в неделю, по 30 ч. в год )

Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 15 мая. В  сентябре мы объявляем о наборе групп, родители пишут заявления установленного образца.
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами.

Примерное количество занятий в неделю

Название раздела

Число занятий

«Речевое развитие»

2

«Развитие математических способностей»

2

Всего:

4

 Слайд 8

Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам) с помощью комплекта пособий, подготовленных к  программе «Преемственность».

 Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.

Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Слайд 9

 Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков.

Слайд10

Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств.

Слайд11

Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Слайд 12
      
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;

Слайд 13

знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради;учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;

Слайд 14

знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Слайд 15

Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой курса «Математические ступеньки».
 В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

Слайд 16

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

Слайд 17

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Слайд 18

“Школа будущего первоклассника” позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть “слабые звенья” в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности.

Слайд 19 - 20

Опыт работы нашей школы показал, что дети, посещающие занятия, успешнее адаптируются в школе, психологически подготовлены к началу обучения, что позволяет им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...