Картотека дидактических игр для развития словаря у детей старшего возраста (слова - антонимы).
картотека

Инна Викторовна Целуйко

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов , действий или слов-антонимов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_-_antonimy_v_dets_sadu.docx (85.52 КБ85.52 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\иль.jpg

«Картотека дидактических игр для развития словаря у детей старшего возраста (слова -  антонимы)».

1. «Подбери словечко» 

Взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.

Речевой материал:

• утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день);

• вода в реке (теплая, горячая, холодная);

• воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплая, горячая, холодная);

• лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким);

• деревце поливают, чтобы оно выросло и стало (высоким, низким, прямым); • детей воспитывают, чтобы они становились (добрыми, злыми, высокими);

 • ножи точат, чтобы они становились (тупыми, кривыми, острыми);

• батареи в доме нужны, чтобы было (холодно, тепло, жарко);

• на празднике стараются, чтобы гостям было (грустно, весело, горько).

2. «Доскажи слово» 

 люди уважают правду, а презирают…

• помогают друзья, а мешают…

• небо огромное, а звезда…

• конфета сладкая, а таблетка…

• понедельник – первый день недели, а воскресенье…

• утром дети приходят в детский сад, а вечером…

• утром солнце появляется на небе, а вечером…

• черепаха ползает медленно, а заяц скачет…

 • весной погода становится теплее, а осенью…

3. «Кто вперед» 

Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова. Речевой материал: Существительные: день - … ; утро - … ; восход - … ; зима - … ; весна - … ; добро - … ; друг - … ; герой - … ; награда - … ; холод - … ;веселье - … ; расставание - … ;

Глаголы: надеть - … ; согреться - … ; давать - … ; влететь - … ; забыть - … ; говорить - … ; въехать - … ; выиграть - … ; встать - … ; волновать - … ; белеть - … ; найти - … ; начинять… ;

Прилагательные: умный - … ; добрый - … ; здоровый - … ; новый - … ; быстрый - … ; гладкий - … ; высокий - … ; чистый - … ; толстый - … ; пустой - … ; горячий - … ; передний - … ; разный - … ;

Наречия: налево - … ; мягко - … ; редко - … ; случайно - … ; громко - … ; поздно - … ; глубоко - … .; широко - … ; ярко - … ; полезно - … ; трудно - ; тяжело - … ; лучше - …

4. «Назови и покажи» 

Содержание.

Взрослый демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки, поднял левую руку, выгрузил кубики из кузова машинки, развязал бант у куклы и т. д.). Детям задается вопрос: «Что я сделала? Дети: «Вы сели». Взрослый: «Села, а наоборот… Что можно сделать? » Дети называют слово-«неприятель»: «Села, а наоборот - встала». Взрослый объясняет суть игры: «Я показываю действие, а вам нужно ответить на вопрос: «Что я сделала?», назвать слово-«неприятель» и показать действие «наоборот» (села - встала).» • опустить руки – поднять;

• закрыть глаза – открыть;

• вдохнуть – выдохнуть;

• показать левую руку – показать правую руку;

• снять обувь – надеть;

• завязать бант – развязать;

• расстегнуть пуговицы – застегнуть;

• смять – разгладить; • построить – сломать;

• бросать – ловить;

• забирать – давать;

5. «Скажи наоборот» 

Активизация словарного запаса. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Большой - маленький, высокий - низкий, старый - новый, веселый - грустный быстрый - медленный красивый - безобразный пустой - полный худой - толстый умный - глупый трудолюбивый - ленивый тяжелый - легкий трусливый - храбрый твердый - мягкий светлый - темный длинный - короткий острый - тупой горячий - холодный больной - здоровый широкий - узкий направо - налево, вверх-вниз, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше – ближе.

Можно произносить и глаголы: завязать - развязать, намочить - высушить и др Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

6. «Пословицы»

Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках. " Ученье - свет,  а неученье - тьма." " Меньше говори, а больше делай." " Труд кормит, а лень портит." " Готовь сани летом, а телегу зимой." " Большая работа лучше большого безделья" " Лето собирает, а зима подъедает". " Чужбина - калина, родина - малина".

7. «Слова-враги» Расширение словаря антонимов - прилагательных. Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь …

8. «Подбери нужное слово»

Упражнять детей в подборе подходящего по смыслу слова. Медведь осенью засыпает, а весной… Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный… Мы в метро сначала спускаемся, а потом… При расставании люди прощаются, а при встрече… Мокрое бельё развешивают, а сухое … Вечером солнце заходит, а утром … Старую мебель надо вынести, а новую… Мальчик рукавичку уронил, а потом… По одёжке встречают, а по уму… Птицы осенью улетают, а весной… Осень заканчивается, а зима ... Весна уходит, а лето… Ученик отвечает, а учитель… Старые дома сносят, а новые… Пчела в улей влетела, а затем… Дождь траву намочил, а солнышко… Пластилин мягкий, а камень... (твердый). Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные). Кашу варят густую, а суп... (жидкий). После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный). Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая). Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...(темно) Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая) Если нож не тупой, то он ....(острый).

9. «Скажи наоборот» 

(По двум опорным картинкам) - Сравни предметы по величине. «Большой – маленький» КОШКА большая, а КОТЁНОК маленький СЛОН большой, а МЫШКА ... СТОЛ большой, а СТОЛИК ... РЕБЁНОК маленький, а ВЗРОСЛЫЙ … АРБУЗ большой, а ЯБЛОКО ... - Сравни предметы по длине. «Длинный – короткий» У КРОКОДИЛА ХВОСТ длинный, а у ЗАЙЦА короткий У ЖИРАФА ШЕЯ длинная, а у БЕГЕМОТА ... У ДЕВОЧКИ ВОЛОСЫ длинные, а у МАЛЬЧИКА ... У СТРАУСА НОГИ длинные, а у ПИНГВИНА ... ШОРТЫ короткие, а БРЮКИ ... ЗИМОЙ ДЕНЬ короткий, а ЛЕТОМ ... - Сравни предметы по высоте. «Высокий – низкий» ЁЛКА высокая, а ЗЕМЛЯНИКА низкая ФОНАРЬ высокий, а ЗАБОР ... ДОМ высокий, а ИЗБУШКА ... БЕГЕМОТ низкий, а ЖИРАФ ... СОСНА высокая, а КУСТ … ХОЛМ низкий, а ГОРА ... ОДИН БЕРЕГ высокий, а ДРУГОЙ ... - Какие предметы шире, а какие уже. «Узкий – широкий» ДОРОГА широкая, а ТРОПИНКА узкая. ЛЕНТА узкая, а ПОЛОТЕНЦЕ ... РЕКА широкая, а РУЧЕЁК ... ПРОСПЕКТ широкий, а ПЕРЕУЛОК ... КОРИДОР узкий, а КОМНАТА ... ЮБКА узкая, а ПЛАТЬЕ ... ТУФЛИ узкие, а БОТИНКИ ... - Сравни предметы по толщине. «Тонкий – толстый» СУК толстый, а ВЕТКА … БРЕВНО толстое, а ПАЛКА … ГУСЕНИЦА толстая, а ЧЕРВЯК… НИТКА тонкая, а ВЕРЁВКА … КАНАТ толстый, а ВЕРЁВКА … ДУБ толстый, а БЕРЁЗА ... - Сравни, какая еда слаще, а какая горче. «Горький – сладкий» КОНФЕТА сладкая, а ГОРЧИЦА горькая. ЛЕКАРСТВО горькое, а ВАРЕНЬЕ ... ЛУК горький, а ПИРОЖНОЕ ... Послушай предложения и подбери слова. «Молодой – старый» ВНУЧКА молодая, а БАБУШКА ... ДУБ старый, а ДУБОК ... КАРТОШКА старая, а УКРОП ... ДЕДУШКА старый, а ВНУК ... - Сравни предметы. «Горячее – холодное» ОГОНЬ горячий, а ЛЁД холодный. СНЕГ холодный, а ПЕЧКА ... СУП горячий, а СТУДЕНЬ ... МОРОЖЕНОЕ холодное, а ЧАЙ… ЛИМОНАД холодный, а КОФЕ … - Сравни, кто легче, а кто тяжелее. «Легкий – тяжелый» АРБУЗ тяжёлый, а СЛИВА легкая. ОБЛАКО лёгкое, а ТУЧА ... ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК лёгкий, а КИРПИЧ… ПЛАТЬЕ лёгкое, а ПАЛЬТО ... СТУЛ лёгкий, а ДИВАН ... КНИГА тяжёлая, а ТЕТРАДЬ ... ЩЕНОК лёгкий, а СОБАКА ... - Сравни, кто двигается быстрее, а кто медленнее. «Быстрый – медленный» ИНДЮК медленный, а СТРАУС быстрый. ГЕПАРД быстрый, а ЛЕНИВЕЦ ... РЕБЁНОК быстрый, а СТАРИК ... РЕКА медленная, а РУЧЕЁК ... ЧЕРЕПАХА медленная, а ЗАЯЦ ... Сравни по глубине. «Мелкий – глубокий» РУЧЕЙ мелкий, а РЕКА глубокая. КОЛОДЕЦ глубокий, а ЛУЖА ... ОВРАГ глубокий, а КАНАВА ... ТАРЕЛКА глубокая, а БЛЮДЦЕ ... СНЕГ глубокий, а ПЕСОК ...

10 «Сравни» 

Учить детей подбирать признаки предметов, противоположные по значению. По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш. 11. «Выбери одно слово» Упражнять детей в выборе из несколько слов одно, противоположное остальным. -Выберите из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу. Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом). Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом). Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш). Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой). Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник). Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы

Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего возраста"

Цели: развивать способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; а также продолжать развивать  умения слышать других, развивать...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего возраста"

Цели: развивать способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; а также продолжать развивать  умения слышать других, развивать...

"Консультация для родителей «Развитие словаря у детей старшего возраста"

Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогатить речь ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание знач...

Картотека зазывалок, сговорок, считалок для детей старшего возраста

У детских игр и забав есть свой язык, своя фольклорная основа, свой юмор. Это не сленг. Это отражение в игре синтеза разных культур, искусства, народных традиций этноса, реального и сказочного.Как к н...