Активизация познавательной деятельности младших школьников.
статья
Ни для кого не является секретом то, что успешность школьника определяется не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. А познавательные мотивы — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Учитель не только источник информации, дающий знания, в его задачи входит создание среды обучения, способной развивать у учащихся познавательный интерес. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из наиболее актуальных задач современной школы, обеспечивающей качество обучения. Способы активизации познавательной деятельности младших школьников в работе любого учителя - необходимый инструмент, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, увлекательным, приносил учащимся радость и удовлетворение, облегчал процесс усвоения знаний?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.docx | 45.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея
«Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»
Выполнила: Кульчукова Л.В.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №5
Гиагинского района
Майкоп, 2019 г.
«Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь»
Плутарх
(слайд 2)
Детство – прекрасная пора. Маленькие первоклассники, впервые переступив порог школы, попадают в новый неизведанный еще для них мир знаний, где им предстоит открыть много неизвестного, и в подавляющем большинстве они хотят хорошо учиться. Однако не у всех это желание сохраняется на протяжении всего периода обучения в школе. И перед нами, учителями, стоит одна из труднейших задач - не дать им разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, поддержать интерес к школе, разжечь искру познания.(слайд 3)
Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребенка глаза горят от познания нового – готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Любознательность и отзывчивость младших школьников, их психологические особенности, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития активности и познавательных интересов. Наличие познавательного интереса к любому из предметов школьной программы способствует повышению активности учащихся, повышению качества успеваемости, развитию самостоятельности.
. Ни для кого не является секретом то, что успешность школьника определяется не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. А познавательные мотивы — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Учитель не только источник информации, дающий знания, в его задачи входит создание среды обучения, способной развивать у учащихся познавательный интерес. (слайд 4) Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.
(слайд 5)Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из наиболее актуальных задач современной школы, обеспечивающей качество обучения. Способы активизации познавательной деятельности младших школьников в работе любого учителя - необходимый инструмент, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, увлекательным, приносил учащимся радость и удовлетворение, облегчал процесс усвоения знаний?
У каждого из нас свое мнение о современном уроке, но я думаю, что все согласятся со мной, что, прежде всего:
- Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап урока вливался в другой, а ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.
И очень важно, чтобы учитель предпринимал различные формы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности уч-ся: (слайд 7)
1.создание атмосферы заинтересованности, повышение мотивации для достижения поставленной цели, оценки труда.
- Создание ситуации общения, стимулирование диалога , при котором ребята должны: защищать свое мнение, приводить аргументы и доказательства используя полученные знания; задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углублять тем самым процесс познания; рецензировать ответы товарища, вносить коррективы, давать советы; делиться своими знаниями с другими; помогать товарищу в затруднении, объяснять непонятое.
- Побуждение учащихся к нахождению не единственного решение, а нескольких решений предпринятых самостоятельно.
- Изменение форм деятельности учащихся, повышающих работоспособность на уроке (устная работа, самостоятельная работа, работа с классом, индивидуальные задания, тесты, игровые моменты, самопроверка и т.п.)
- Физминутка, комфортная среда позволяющая снять напряжение, усталость.
- Использование элементов технологии сотрудничества (сильный ученик опрашивает слабого, составление карточек-заданий друг для друга и пр.).
- Поощрение любой познавательной активности. Высокий темп урока: каждый ученик должен быть занят (ни минуты свободного времени на уроке).
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывает определенные трудности у многих школьников. Цифры, формулы, теоремы становятся для учащихся скучными и неинтересными. Чтобы возбудить желание учиться математике, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Поэтому очень важно так организовать познавательную деятельность, использовать такие средства и методы, чтобы учащиеся старались узнать новое, удивлялись, открывали, стремились заглянуть вперёд. (слайд 8)
Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной деятельности. Поэтому работу на уроке математики стараюсь организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий самих учащихся, чтобы они могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. От того насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Расскажу о некоторых видах работ, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. (Слайд 9) Таких видов работы много: это игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, занимательные задачи, задачи – шутки, задачи в стихах, творческие работы, игровые и занимательные ситуации, нетрадиционные формы уроков. Их целесообразно использовать на всех этапах урока: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала.
( Слайд 10)Одним из средств активизации познавательной деятельности младших школьников является дидактическая игра. Эффективность обучения и воспитания через игру определяется как возрастными особенностями младших школьников, так и потенциальными возможностями игровой деятельности. Познание учебного материала в играх не похоже на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и пополнение и расширение знаний. Но самое важное – это то, что по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего учащегося не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящие ответы, сопоставлять, анализировать, оценивать. Высоко оценивая процессы игры, В.А. Сухомлинский писал : «Без игры не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра – это есть искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести приятелей по игре. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Среди большого разнообразия игр выбираю интеллектуально – развивающие игры. Характерной чертой развивающей игры является наличие познавательного содержания и открытых путей решения игровой задачи, требующей смекалки, сообразительности, нестандартного мышления.
Использую такие игры, как : «Собери букет», «Магазин», «Определи маршрут самолета», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол». ((Слайд 11- 13)
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение обучающихся в процессе игры, способствуют созданию на занятии рабочей обстановки. А результат игры является показателем уровня достижений обучающихся в усвоении знаний и в их применении.
Решать задачи – дело тяжелое, для детей младшего школьного возраста тем более, но если это делать с героями различных мультфильмов, которые попадают в различные затруднительные ситуации, то такие задачи вызовут веселое оживление в классе, зажгут огонек любопытства в глазах школьников. Мир детства невозможно представить себе без сказки, также как и без загадки, скороговорки, считалки.
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме. ( Слайд 14-19-) Их можно использовать на любых этапах урока при изучении любой темы во все классах. Такие задачи развивают логическое мышление, память, внимание, вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную и познавательную деятельность, формируют самостоятельность. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
При изучении сложения и вычитания чисел в 1-2 классах на уроке отвожу 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю примеры с окошками и пропущенными знаками действий, даю задание на сравнение чисел и выражений; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ и обосновать свой выбор и т. п.
упражнение «Математическая гусеница бусы» ( Слайд 20-24)
«Лишнее число»
Даны числа: 1, 10, 6. Лишним может быть 1, так как это нечётное число, а 10 и 6 - чётные числа. Лишним может быть 10, так как это число двузначное, а 1 и 6 - однозначные числа. Да и число 6 можно назвать лишним в связи с тем, что для написания других чисел используется цифра 1.
- Продолжи ряд чисел:
2,6,10,…
1,4,7,10,…
1,3,7,13,21,31,…
3,4,7,12,19,28,…
- «Исключите лишнее»:
тонна, килограмм, метр, грамм, центнер
час, минута, век, километр, месяц, неделя
- Сосчитайте треугольники:
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник
А уж вам – то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю и внутри!
Расшифруйте примеры.
а) 56 − = б) 82 + =
− 15 = + 8 =
18 + 6 = − 39 =
+ 1 = 94 − 45 =
Выполнение следующих заданий требует всего комплекса мыслительных операций: сравнения объектов, их анализа, выявления связей между объектами, применения подмеченных закономерностей для нахождения неизвестных элементов. ( Слайд 25-30)
Одна из важных задач учителя — научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя. Еще одним этапом моей работы является — самостоятельная работа детей. Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не может отражать реальную картину качества усвоения материала. Поэтому задания для самостоятельной работы стараюсь подбирать таким образом, чтобы каждый был занят решением какой-то проблемы; что позволяет даже слабому ученику поверить в свои силы, и создать ситуацию успеха.
При проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала использую нетрадиционные уроки, такие как:
- урок-сказка,
- урок-КВН,
- урок-путешествие,
- урок-игра
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, для закрепления изученного, программы для организации устного счета. Использование таких презентаций дает хороший результат. Мною используются также диски по математике. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Необходимым условием, активизирующим познавательную деятельность, является и поощрение. В первые годы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, сформулировано самосознание. Положительные эмоции способствуют формированию познавательных действий, потому дети младшего школьного возраста постоянно нуждаются в поощрении, в одобрении и признании. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, появляется стремление к творческой деятельности, улучшается психологический климат в классе.
(МИМИЧЕСКИЕ И ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ: аплодисменты товарищей; улыбка учителя; ласковый взгляд учителя;
СЛОВЕСНЫЕ:
- Умница! Молодец!
- Вы сегодня хорошо поработали.
В конце урока называю фамилии учеников, хорошо поработавших.
МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ:
Флажок на парте; значок; «Грамотейкин», «Лучший счетчик» и тому подобные; благодарность в дневнике; рисунок на обложке тетради.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ:
Познавательная игра; более сложное задание.)
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. ( Слайд 31-33)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...
Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходит...
Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)
Проблемное обучение не сводиться к тренировке учащихся в умственных действиях.. Эта активизация умственных действий. Она заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....
Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника
Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности. ФГОС нового поколения требует исп...