Презентация: «Методика работы со сказкой или другим жанром в ДО»
методическая разработка (1 класс)

Сказка неотделима от красоты,

способствует развитию эстетических чувств,

без которых немыслимо благородство души,

 сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

А. Сухомлинский

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в XVII веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» - рассказывать).

СКАЗКА –популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный.

Она не поется, как песня, а рассказывается.

Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с агрессивными детьми).

Результативность:

1) Востребованность книг в школьной библиотеке;
2) Результаты развития смысловой памяти у детей;
3) Отзывы родителей, результаты наблюдений библиотекаря и контроля администрации.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_so_skazkoy_ili_drugim_zhanrom_v_do.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика работы со сказкой или другим жанром в ДО Автор: Засядько В. К. ГБОУ Школа № 1056

Слайд 2

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души , сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. А. Сухомлинский

Слайд 3

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее. Д . Родари

Слайд 4

СКАЗКА – КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в XVII веке. До этого говорили «байка» или « басень » (от слова «баять» - рассказывать ). СКАЗКА –популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер.

Слайд 5

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ Зачин . ( В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…). 2. Основная часть 3 . Концовка. ( Стали они жить – поживать и добра наживать или Устроили они пир на весь мир…).

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя: художественные (народные и авторские) сказки; психотерапевтические сказки; дидактические сказки; медитативные сказки.

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Померанцева Э.В. ВОЛШЕБНЫЕ АВАНТЮРНО-НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ

Слайд 8

В фольклористике наиболее популярна классификация сказок , созданная В.Я.Проппом . Он выделил следующие типы сказок: кумулятивные сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты); небылицы; докучные. КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК

Слайд 9

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Слайд 10

КУМУЛЯТИВНЫЕ СКАЗКИ

Слайд 11

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ , ПРЕДМЕТАХ

Слайд 12

БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Слайд 13

НЕБЫЛИЦЫ

Слайд 14

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

Слайд 15

ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Первичное восприятие сказки Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов: расширение – обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации; закрепление – осознание нравственного урока и проблемной темы сказки; интеграция – соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание; резюмирование – подводим итог проведенной работе

Слайд 16

ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ 2. Подготовка к первичному восприятию Во-первых , перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель - создать комфорт и заинтересованность. Во-вторых , эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

Слайд 17

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами . Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими. В-четвертых , дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Слайд 18

ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ 3. Проверка первичного восприятия сказки 4 . Анализ содержания сказки Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Анализ героев и образов. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Способы совладания с затруднениями. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.

Слайд 19

МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Моделирование сказок Выразительные движения Проблемные ситуации Творческие задания Сказки , но по-новому Сказки о бытовых предметах Узнай сказку по песенке героев Продолжи сказку От точек - к сказке Нарисуй сказку Игровые задания

Слайд 20

ФУНКЦИИ СКАЗОК РАЗВИВАЮЩАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

Слайд 21

этапы Пропедевтический Обобщающий Анализ МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ: Первичный синтез Вторичный синтез

Слайд 22

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП БЕСЕДА ОБ АВТОРЕ СКАЗКИ (ЕСЛИ СКАЗКА АВТОРСКАЯ) ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПО СКАЗКЕ ПРОСЛУШИВА- НИЕ МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ СКАЗКИ ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ СКАЗКИ Цель

Слайд 23

ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ ОБРАЗЦОВОЕ ЧТЕНИЕ (РАССКАЗ) СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ ПРОСМОТР ВИДЕО ИЛИ ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ СКАЗКИ ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ СОЗДАТЬ В ВООБРАЖЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ СКАЗКИ Цель

Слайд 24

АНАЛИЗ ТЕКСТА СКАЗКИ Выяснение сюжета сказки, описание персонажей, анализ поступков героев и их мотивов . ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ Анализ образной лексики, гиперболизации. ЦЕЛЬ

Слайд 25

ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ). . ЧТЕНИЕ СКАЗКИ УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПО: ЦЕПОЧКЕ , РОЛЯМ , ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ДР.; . Цель ПРИЁМЫ РАБОТЫ

Слайд 26

ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕСЕДА; РИСОВАНИЕ СЮЖЕТА СКАЗКИ ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА; ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА СКАЗКИ (РАБОТА В ПАРАХ, ГРУППАХ). ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП ЦЕЛЬ ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Слайд 27

Работа со сказками носит обучающий , воспитывающий , развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с агрессивными детьми). Результативность: 1) Востребованность книг в школьной библиотеке ; 2) Результаты развития смысловой памяти у детей; 3) Отзывы родителей, результаты наблюдений библиотекаря и контроля администрации .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен ...

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения

Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данный продукт могут...

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Известно, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вым...

Статья "Методика работы над сказками в начальной школе"

В данной статье мной описывается определеный алгоритм работы над сказками в начальной школе, предлагаются новые методы и приемы, которые позволят учителю разнообразить уроки литературного чтения. Расс...

Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....