Презентация: «Методика работы со сказкой или другим жанром в ДО»
методическая разработка (1 класс)
Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
А. Сухомлинский
Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в XVII веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» - рассказывать).
СКАЗКА –популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный.
Она не поется, как песня, а рассказывается.
Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с агрессивными детьми).
Результативность:
1) Востребованность книг в школьной библиотеке;
2) Результаты развития смысловой памяти у детей;
3) Отзывы родителей, результаты наблюдений библиотекаря и контроля администрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_so_skazkoy_ili_drugim_zhanrom_v_do.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души , сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. А. Сухомлинский
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее. Д . Родари
СКАЗКА – КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в XVII веке. До этого говорили «байка» или « басень » (от слова «баять» - рассказывать ). СКАЗКА –популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ Зачин . ( В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…). 2. Основная часть 3 . Концовка. ( Стали они жить – поживать и добра наживать или Устроили они пир на весь мир…).
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя: художественные (народные и авторские) сказки; психотерапевтические сказки; дидактические сказки; медитативные сказки.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Померанцева Э.В. ВОЛШЕБНЫЕ АВАНТЮРНО-НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
В фольклористике наиболее популярна классификация сказок , созданная В.Я.Проппом . Он выделил следующие типы сказок: кумулятивные сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты); небылицы; докучные. КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
КУМУЛЯТИВНЫЕ СКАЗКИ
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ , ПРЕДМЕТАХ
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
НЕБЫЛИЦЫ
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Первичное восприятие сказки Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов: расширение – обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации; закрепление – осознание нравственного урока и проблемной темы сказки; интеграция – соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание; резюмирование – подводим итог проведенной работе
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ 2. Подготовка к первичному восприятию Во-первых , перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель - создать комфорт и заинтересованность. Во-вторых , эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами . Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими. В-четвертых , дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ 3. Проверка первичного восприятия сказки 4 . Анализ содержания сказки Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Анализ героев и образов. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Способы совладания с затруднениями. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Моделирование сказок Выразительные движения Проблемные ситуации Творческие задания Сказки , но по-новому Сказки о бытовых предметах Узнай сказку по песенке героев Продолжи сказку От точек - к сказке Нарисуй сказку Игровые задания
ФУНКЦИИ СКАЗОК РАЗВИВАЮЩАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
этапы Пропедевтический Обобщающий Анализ МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ: Первичный синтез Вторичный синтез
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП БЕСЕДА ОБ АВТОРЕ СКАЗКИ (ЕСЛИ СКАЗКА АВТОРСКАЯ) ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПО СКАЗКЕ ПРОСЛУШИВА- НИЕ МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ СКАЗКИ ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ СКАЗКИ Цель
ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ ОБРАЗЦОВОЕ ЧТЕНИЕ (РАССКАЗ) СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ ПРОСМОТР ВИДЕО ИЛИ ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ СКАЗКИ ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ СОЗДАТЬ В ВООБРАЖЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ СКАЗКИ Цель
АНАЛИЗ ТЕКСТА СКАЗКИ Выяснение сюжета сказки, описание персонажей, анализ поступков героев и их мотивов . ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ Анализ образной лексики, гиперболизации. ЦЕЛЬ
ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ). . ЧТЕНИЕ СКАЗКИ УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПО: ЦЕПОЧКЕ , РОЛЯМ , ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ДР.; . Цель ПРИЁМЫ РАБОТЫ
ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕСЕДА; РИСОВАНИЕ СЮЖЕТА СКАЗКИ ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА; ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА СКАЗКИ (РАБОТА В ПАРАХ, ГРУППАХ). ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП ЦЕЛЬ ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Работа со сказками носит обучающий , воспитывающий , развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с агрессивными детьми). Результативность: 1) Востребованность книг в школьной библиотеке ; 2) Результаты развития смысловой памяти у детей; 3) Отзывы родителей, результаты наблюдений библиотекаря и контроля администрации .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен ...
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения
Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данный продукт могут...
МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Известно, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вым...
Статья "Методика работы над сказками в начальной школе"
В данной статье мной описывается определеный алгоритм работы над сказками в начальной школе, предлагаются новые методы и приемы, которые позволят учителю разнообразить уроки литературного чтения. Расс...
Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....