Адаптация первоклассников
статья (1 класс)
Статья о сложном периоде адаптации первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников к школе.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Успешность адаптации зависит от готовности к обучению в школе
в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
(Показ презентации) Готовность к школе
- Социальная готовность (коммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать,
строить отношения как с учителем, так и со сверстниками.
2. Личностная готовность предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.
По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира. Главное в первом классе - это формирование учебной мотивации: развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.
3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения управлять познавательной и учебной деятельностью Первоклассник должен быть готов:
- Внимательно слушать задания, инструкции
- Ставить цель перед выполнением задания
- Планировать способы его выполнения
- Контролировать правильность выполнения
- Корректировать (исправлять) свои действия
- Оценивать успешность своей работы
4. Интеллектуальная, умственная готовность предполагает сформированность познавательных УУД:
- исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации,
- моделирование, структурирование,
- обобщение и практическое применение изучаемого материала,
- развитие мыслительных операций.
Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний.
Начну с того, что работа с этими детьми началась еще в прошлом году (один раз в неделю). Занятия посещали дети из детского сада и, так называемые, «домашние» дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Содержание занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволила дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовить их к предстоящей школьной жизни. В свою очередь я вела наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогло подготовиться мне и детям к началу учебного года.
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении всего учебного года, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
В октябре месяце я провела диагностику по результатам которого адаптировались – 20 обучающихся, с низким уровнем адаптации – 2 обучающихся.
Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября (у некоторых детей – к концу октября) произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 91% (20 обучающихся) класса.
Вторая группа детей с низким уровнем адаптации 9% (2 обуч.)
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
- Семья – залог успеха.
Я провела родительское собрание на тему: «Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе». Это конечно соблюдение режима дня, взаимоотношения с одноклассниками, контроль со стороны родителей.
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...