Программа "Шахматы" 2 год
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского и юношеского творчества
"Планета талантов"
Объединение «Шахматы»
Дополнительная образовательная программа
«Шахматы»
модифицированная
3 блок
Возраст детей: 6-10 лет
Срок реализации: 0,5 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Николаевская Е. Б.
Лобня 2019
Занятия с детьми младшего школьного возраста по программе шахматы.
«Игра в шахматы –
не просто праздное развлечение.
Некоторые очень ценные качества ума, необходимые
в человеческой жизни, требуются в этой игре и
укрепляются настолько, что становятся привычкой,
которая полезна во многих случаях жизни...»
Бенджамин Франклин
Пояснительная записка:
Направленность программы: спортивная.
Актуальность:
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, раскрытие творческих способностей.
Введение факультатива "Шахматы — школе" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. У детей совершенствуются психические процессы и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Расширяется круг общения, возможность полноценного самовыражения, самореализации
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Цель:
1. приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат,
Задачи программы:
Учебные:
- обучить детей основным приемам игры в шахматы.
- обучить детей самостоятельно планировать свою игру и работу, осваивать новый материал
Воспитательные:
- воспитание позитивного отношения к интеллектуальной деятельности.
- обучение конструктивному взаимодействию в рамках малой и большой группы.
- воспитание культуры проведения досуга.
Развивающие:
- обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
- расширять кругозор ребенка.
В основу программы положен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС "ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ", автор И.Г.Сухин. Программа школы шахмат ChessMaster. Шахматные книги, Шахматы для начинающих Автор: Мусямба.
Отличие данной программы от уже существующих – возможность применения ее в как в одновозрастной, так и в разновозрастной группах, возможность применения ее на базе различных учреждений, синтез различных методик, возможность вариативного использования материала, в зависимости от общего настроя группы в данный момент. Стимулирование развития интереса к новому виду деятельности.
Программа разработана для работы с детьми младшего школьного возраста, но она может быть использована в детских садах (для организации шахматных занятий в подготовительных группах). Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Адресат:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В силу того, что многие дети начинают посещать школьные учреждения с 6-летнего возраста, и согласно учебнику по возрастной психологии (Немов Р.С.) младший школьный возраст рассматривается нами в 6 до 10 лет.
Объем и срок освоения программы общее количество учебных часов:
Наша программа рассчитана на 0,5 года обучения. В первый год дети получают базовые знания о фигурах, ходах и основные правила игры, приучаются играть партии. На втором году обучения дети получают базовые знания по способам игры в шахматы и изучают различные приемы шахматной игры.
Уровень: Базовый.
Срок освоения – 0,5 года.
Количество учебных часов – 72 часа
Форма обучения: очная.
В объединение входят разновозрастные группы, численностью до 15 человек, состав групп – постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Время реализации программы 0,5 года. Программа предусматривает 36 занятий по 2 часа
3 блок – 36 занятия по 2 часа (72 часа)
Планируемые результаты в ходе реализации программы:
Ожидаемые результаты:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Способы определения результативности усвоения программы:
Проводится несколько раз в год:
- вводный –в самом начале прохождения блока,
- промежуточный – в середине периода прохождения программы,
- итоговый –в конце прохождения программы
Мониторинг по усвоению темы проводится в 3 этапа:
- входной – до начала изучения темы,
- текущий – при прохождении полностью теоретической части,
- итоговый – после окончания изучения темы и перед освоение следующей темы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- индивидуальная беседа
- опросник
- решение практических задач
- соревнование в рамках группы
- шахматный турнир
Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи учащихся на каждом этапе обучения.
Знания и умения к концу 3 блока:
Цель:
1. приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат.
2. стимулировать социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.
Задачи программы:
Учебные:
- обучить детей основным приемам игры в шахматы.
- обучить планировать и прогнозировать.
- обучить детей самостоятельным приемам познания нового материала.
Воспитательные:
- воспитание позитивного отношения к интеллектуальной деятельности.
- обучение конструктивному взаимодействию в рамках как малой, так и большой группы.
Развивающие:
- обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие, и навыки самоконтроля.
- расширять кругозор ребенка.
Знания и умения к концу 3 блока:
Обучающиеся должны знать:
• шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др ..
• правильное название шахматных фигур и их ходы.
• название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита.
• 3 стадии шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
• что такое шах, мат, пат.
• способы защиты от шаха
• правила разыгрывание дебюта
• простейшие тактические удары: вилка, связка, двойной шах, вскрытый шах.
• приемы и способы матования одинокого короля
• правило квадрата и ключевых полей
• некоторые исторические сведения об истории возникновения и развития шахмат.
• что такое «мельница» и цугцванг.
• сравнительную ценность фигур.
К концу обучения дети должны уметь:
• хорошо ориентироваться на шахматной доске
• правильно делать рокировку
• играть фигурами без нарушения правил
• читать и записывать шахматную нотацию (до 1 О - 15 ходов)
• видеть тактические удары
• разыгрывать несколько дебютов
• решать простейшие задачи на мат и пат в 1 - 2 хода
• провести пешку на поле превращения
• взаимодействовать фигурами в игре
• ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами, с помощью пешек
• выполнять шахматные упражнения («сходи конем в гости», «огонь», «объедение» и др.)
• рассчитывать варианты в уме
• планировать свои действия
• играть в «морской бой», в «овцу и волков», «шахматные поддавки».
Исторические сведения о возникновении и развитии шахматной игры рекомендую взять из книги: «шахматы для детей и родителей» В. Костров, Д. Давлетов. (ч.1, СПб, 2001 г.)
Формы аттестации:
Шахматный турнир, командная и одиночная игра, викторина.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Аналитическая справка, аналитический материал, грамоты, дипломы, сертификаты участника, журнал посещаемости, протокол соревнований, фото, статья.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитическая справка, викторина, шахматный турнир, командная и одиночная игра, открытое занятие, отчет итоговый.
Материально-техническое обеспечение:
Демонстрационная доска, мел или маркер, шахматная демонстрационная доска, ПК или экран с возможностью подключения флеш-накопителя, индивидуальные игровые доски с наборами шахмат, тетради-задачники, карандаши, стерки, часы.
Помещение согласно нормам САНПИН должно быть рассчитано на группу из 15 детей.
На каждого ребенка необходим комплект мебели и расходных материалов.
Информационное обеспечение:
аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение:
Педагог.
Методическое обеспечение программы:
методы обучения: словесно-наглядный, практический; частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный,
воспитания убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
формы организации образовательного процесса: групповая, поскольку программа имеет спортивную направленность и форма игры предполагает командное
категории обучающихся: дети дошкольного и школьного возраста.
формы организации учебного занятия: беседа, игра, викторина, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, турнир, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация, соревнование
педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология,
алгоритм учебного занятия:
- вводная часть
- поверка усвоенного ранее материала
- повторение пройденного материала
- новый материал: - демонстрация
- поиск решения
- обобщение
- введение нового материала
- выводы
- закрепление материала
- задание для самостоятельного закрепления материала
- итог
дидактические материалы:
-раздаточные материалы (бумажные печатные основы),
-задания (бумажный вариант, информационно-коммуникационная сеть «Интернет», рабочие тетради, методические пособия, в формате, доступном для чтения на электронных устройствах, на демонстрационной доске)
-упражнения (бумажный вариант, информационно-коммуникационная сеть «Интернет», рабочие тетради, методические пособия, в формате, доступном для чтения на электронных устройствах, на демонстрационной доске).
Исторические сведения о возникновении и развитии шахматной игры рекомендую взять из книги: «шахматы для детей и родителей» В. Костров, Д. Давлетов. (ч.1, СПб, 2001 г.)
Распределение учебного материала
Программа. 3 блок.
Настоящей программой предусматривается 72 занятий по 2 часа и (2 занятия в неделю).
Второй год обучения
№ | Наименование тем | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2 | Диагностика ЗУН учащихся | - | 3 | 3 |
3 | Краткая история шахмат | 1 | 1 | 2 |
4 | Шахматная нотация | 3 | 7 | 10 |
5 | Ценность шахматных фигур | 2 | 10 | 12 |
6 | Техника матирования одинокого короля | 10 | 32 | 42 |
7 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
8 | Итого | 17 | 55 | 72 |
Беседа: Техника безопасности труда. Основы пожарной безопасности. ПДД . Беседа по ЗОЖ Воспитательная часть - 7 часов внеобразовательной деятельности.
3 блок.
К концу учебного года дети должны знать:
-обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
-ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
-свободно читать шахматную нотацию.
-техники матирования одинокого короля. Ставить мат без жертвы материала.
К концу учебного года дети должны уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
Содержание дополнительной общеобразовательной программы 3 блок.
1.«Вводное занятие.»- проводится 1 занятия по 1 часу вначале года. Цель - мотивация детей на изучение игры в шахматы. Организационные вопросы. Пожелания и интересы.
2.«Беседа по технике безопасности труда и основам пожарной безопасности. ПДД». Проводится беседа по технике безопасности труда, технике пожарной безопасности. Беседа ПДД. «Беседа по ЗОЖ. Воспитательная часть» Основная цель – развитие навыков гигиены и самообслуживания у детей и подростков. Проводится по 7 часов в год после летних, осенних, зимних и весенних каникул.
3.«Диагностика ЗУН учащихся» - Отводится 2 часа. Проводится как входной, текущий и итоговый контроль в начале, середине и конце года. Проводится как входной, текущий и итоговый контроль до, во время и после прохождения тем. (Опросник, беседа, практические задания, соревнования внутри группы).
4. «Краткая история шахмат» - Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
5. «Шахматная нотация» - Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
6. «Ценность шахматных фигур» - Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
7. «Техника матирования одинокого короля» - Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания -
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
8. «Итоговое» - на занятие отводится 2 часа, из них – теоретические – 0 часов, практические – 2 часа. На этих занятиях проводятся работы по усвоению детьми полученных знаний, как в рамках изучения конкретной темы, так и мониторинг качества усвоения знаний детьми полученных за учебный год и/или в рамках изучения всего курса программы.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
Дидактические игры и задания:
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля), моделируют в доступном для детей 7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы».
Программа. 3 блок.
Настоящей программой предусматривается 36 занятий по 2 часа (2 занятия в неделю).
3 блок 1 вар. обучения
№ | Мес | Чис | Форма занятия | Наименование тем | Часы | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 2, | очная | Вводное занятие. | 1 | ДДЮТ | Опрос, наблюдение |
2 | 09 | 2, | очная | Диагностика ЗУН учащихся | 1 | ДДЮТ | Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность ) |
3 | 09 | 7, | очная | Краткая история шахмат | 2 | ДДЮТ | Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность ) |
4 | 09 | 9, 14, 16, 21, 23, | очная | Шахматная нотация | 10 | ДДЮТ | Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность ) |
09 | 28, | очная | Диагностика ЗУН учащихся | 1 | ДДЮТ | Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность ) | |
5 | 09 10 | 28, 30, 5, 7, 12, 14, 19, | очная | Ценность шахматных фигур | 12 | ДДЮТ | Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность ) |
10 | 19, | очная | Диагностика ЗУН учащихся | 1 | ДДЮТ | Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность ) | |
6 | 10 11 12 | 21, 26, 28, 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25, 30, 2, 7, 9, 14, 16, 21, 23, 28, | очная | Техника матирования одинокого короля | 42 | ДДЮТ | Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность ) |
7 | 30, | очная | Итоговое занятие | 2 | ДДЮТ | Предварительный (беседа, опрос. Практическая деятельность ) | |
Итого | 72 |
Список педагогической литературы:
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.
Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.
Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.
Поляков С.Д. Сужение реальности, или О границах педагогической психологии (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.149.
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 318 с.
Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
Список литературы по психологии:
Анастази А. Психологическое тестирование. – Т.2. М., 1992.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
Берн Э. Игры, в которые играют люди... – М., 1990.
Берн Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: СПб: Талисман, 1994.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.
Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. М., 1995. С.162-192.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1990.
Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – М.: Академия, 2002, 318с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Ин-т практ. психологии, НПО, 1998.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1994.
Горякина В.А. Психология общения. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 416с.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1996.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: МГУ, 1995.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001, 208с.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.
Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЭРСЭ, 2002, 480с.
Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 1997.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000, 320с.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избранные психологические произведения: В 2т. – М., 1983. – Т.2.
Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М., 1996.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996.
Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологичесое содержание, диагностика, коррекция – М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т Флинта, 2001, 192с.
Психодиагностика. Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской. – М.: Издат. группа "Прогресс" – "Универс", 1993.
Литература для родителей.
1.Ю. Авербах, М. Бейлин "Путешествие в шахматное королевство" (1972 г.)
2.Эм. Ласкер "Здравый смысл в шахматной игре" (1925 г.)
3.Ю. Авербах "Что надо знать об эндшпиле" (1960 г.)
4.Э. Шифферсъ "Самоучитель шахматной игры" (1911 г.)
5.Ю. Авербах, М. Бейлин "Шахматный самоучитель" (1970 г.)
6.Эм. Ласкер "Учебник шахматной игры" (6-е издание, 1980 г.)
7.И. Бондаревский "Учитесь играть в шахматы" (1966 г.)
8.Б. Вайнштейн "Ловушки Ферзьбери" (1990 г.)
9.Д. Бронштейн "Самоучитель шахматной игры" (1987 г.)
10.«Шахматы», И. Майзелис. Изд. Детгиз, 1960
11.«Занимательные шахматы», М. Юдович. Изд. «Физкультура и спорт», 1966
12.«Шахматы. Уроки мудрой игры», В.И. Мульдияров, Ростов-на-Дону, 2007
13.«Первая книга шахматиста», В. Панов, «Физкультура и спорт», Москва, 1964
14.«Полный курс шахмат», С. Губницкий и др., «Фолио», Москва, 2002
15. Учебники Ласкера и Капабланки
16. Ю. Л. Авербах. «Шахматные окончания»
17. Т. В. Петросян. «Шахматные лекции»