РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Занимательная математика
рабочая программа (2 класс)

Пономаренко Виктория Викторовна

Настоящая программа «Занимательная математика» для 2 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального   государственного стандарта начального общего образования,  на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ, авторской программы М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой «Математика» для общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matem_2_kl_ponomarenko.docx49.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Рассмотрено                                                                Согласовано                                                    Утверждено                                                                          

Руководитель МО

_________В.В.Ярмолюк                                           Зам. директора по УВР                                    Директор МБОУ «СОШ № 18»

Протокол № _____   от                                               ___________________                                    г. Симферополя

«___» __________ 20__ г.                                          «_____» __________ 20__ г.                            _____________ В. Н. Танова                          

                                                                                                                                                                 Приказ № _____ от «___» __________ 20__ г.              

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Занимательная математика

направление (научно-познавательное )

для  2-Г класса

                                                                               

                                                                                                                                                                                          Учитель:  Пономаренко В.В.

Симферополь, 2018

Пояснительная записка

Настоящая программа «Занимательная математика» для 2 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального   государственного стандарта начального общего образования,  на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ, авторской программы М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой «Математика» для общеобразовательной школы, являющейся составной частью системы учебников «Школа России» 2014, соответствует:  приказу № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №18», требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №18», ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

- пособие – тетрадь: «Для тех, кто любит математику», 2 класс, М.И. Моро, С.И.Волковой - М., «Просвещение», 2015.

Целью организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников является реализация идеи наиболее полного использования гуманитарного потенциала математики для развития личности и формирования основ творческого потенциала учащихся.

    В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

    Курс внеурочной деятельности  «Занимательная математика» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической    грамотности,   коммуникативных       умений    младших    школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного    поиска,   предоставление     возможности     сделать   собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

   

Цель: обеспечить числовую грамотность учащихся, углубить начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, научить анализировать.

Полноценное интеллектуальное развитие учащихся,  формирование мыслительных

процессов,  творческой деятельности,  теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями.

Задачи:

  • Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
  • Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
  • Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
  • Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
  • Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.

Предполагаемые результаты:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися.

    Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

         Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- решение задач на части повышенной трудности,

- решение геометрических задач.

       Формы работы:

  • решение занимательных задач;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

Место курса в учебном плане

Программа во 2 -Б классе рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.

Планируемые результаты

 Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении
  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
  • любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
  • мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

         Предметные  результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

     Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

                                                                                        Общая характеристика курса

 Курс внеурочной деятельности  «Занимательная математика» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической    грамотности,   коммуникативных       умений    младших    школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного    поиска,   предоставление     возможности     сделать   собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах

 Содержание курса внеурочной деятельности  «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.  «Занимательная математика»  учитывает   возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С  этой   целью  в курс включены подвижные     математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности     в   течение   одного   занятия;   что   приводит   к   передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации интеллектуального клуба целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические       игры   и  задания    могут   принимать      форму    состязаний, соревнований между командами

Содержание предмета

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

№ п/п

Темы занятий

Количество

часов

                                                                 ВТОРОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ (34 ч)

1.

2.

3.

4.

5.

Числа от 1 до 100:

составление и сравнение числовых выражений; упорядочивание чисел, числовых выражений по заданному правилу; классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям; числовые головоломки, лабиринты и ребусы, задания «Расшифруй»; выражения с буквой, сравнение таких выражений

 Логические задачи (Логика и смекалка):

задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды

 Взвешивание, переливание, распиливание

Задания геометрического содержания: взаимное расположение фигур на плоскости;  

деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей;

преобразование фигур по заданным условиям;

ориентирование в пространстве;

 вычерчивание по рисунку маршрута движения с использованием составленного плана передвижений;

вид одного и того же пейзажа с разных позиций (вид слева, вид справа, прямо)

Математическая олимпиада

12

8

3

8

3

№п/п

Дата проведения

Название тем и разделов

Количество часов

по плану

по факту

Числа от 1 до 100 (12 ч)

1

1

Вводное занятие.

1

2

Составление и сравнение числовых выражений.

1

3

Составление и сравнение числовых выражений.

1

4-5

Упорядочивание чисел, числовых выражений по заданному правилу.

2

6

Классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям.

1

7

Числовые головоломки

1

8

Математические лабиринты

1

9

Учимся отгадывать ребусы. задания «Расшифруй»

1

10

Задания «Расшифруй»

1

11

Задания «Расшифруй»

1

12

Выражения с буквой, сравнение таких выражений.

1

                                                  Логические задачи. Логика и смекалка (8 ч).

13

Учимся решать логические задачи.

1

14

Учимся решать логические задачи. Игры на внимание.

1

15

Учимся быть наблюдательными. Задачи на сравнение

1

16

Учимся решать логические задачи. Комбинированные задачи

1

17

Сюжетные логические задачи.

1

18

Задачи на внимание.  Игра «Что изменилось?»

1

19

Задачи-шутки.

1

20

Кроссворды. А ну-ка, реши!

1

                                Взвешивание, переливание, распиливание (3 ч).

21

Задачи на взвешивание, переливание, распиливание

1

22

Задачи на взвешивание, переливание, распиливание

1

23

Задачи на взвешивание, переливание, распиливание

1

Задания геометрического содержания (8 ч).

24

Взаимное расположение фигур на плоскости

25

Деление фигур на заданные части.

26

Составление фигур из заданных частей.

27

Преобразование фигур по заданным условиям.

28

Ориентирование в пространстве

29

Ориентирование в пространстве

30

Вычерчивание по рисунку маршрута движения с использование составленного плана передвижения.

31

Вид одного и того же пейзажа с разных позиций ( вид слева, вид справа, прямо).

Математическая олимпиада(3ч.)

32

Олимпиадные задания. Викторина.

33

Математическая олимпиада.

34

Математическая олимпиада.

                                

           Литература:                                                                                                                                           Приложение

  1. Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
  2. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 1999;
  3. Журналы «Начальная школа».
  4. Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
  5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
  6. Логическая математика для младших школьников. М.,  Поматур, 1998;
  7. Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;
  8. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;
  9. Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;
  10. Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.
  11. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обр...