«Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики дошкольников рабочая программа по приоритетному направлению группы для детей от 3 до 5 лет
рабочая программа
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеек»
города Рубцовска
РАССМОТРЕНО: Педагогический совет Протокол № 4 от 22.08.2019 | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 48 «Ручеёк» _______________Н.Б. Дроздова приказ № от |
«Волшебные пальчики»
по развитию мелкой моторики дошкольников
рабочая программа по приоритетному направлению группы
для детей от 3 до 5 лет
срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
воспитатель
Глебович И.Б.
г. Рубцовск,2019
Список детей
1.Любинская Валерия
2.Вольхина Соофья
3. Куликов Костя
4. Романов Иван
5. Числова Таисия
6. Быков Егор
7. Кокозей Инна
8. Зайкова Настя
9. Быков Никита
10.Чичулин Артем
Пояснительная записка
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии».
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Волшебные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 3-5 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Актуальность данной программы
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основной целью программы «Волшебные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
развитие точности выполнения движений,
уровня переключаемости,
полноты объема движений пальцев рук,
умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
совершенствование координации движений руки и глаза;
совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
формирование интереса и положительной мотивации обучения;
формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы детей. Вся деятельность делится между группами детей.
Эффективность занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких.
Основные из них:
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ребёнку самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки.
9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
лепка
аппликация
графические упражнения
игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
Особенности возрастной группы детей
Программа реализуется с группами детей от 3 до 5 лет. Младший дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 5 человек. Продолжительность занятия 20 мин.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.
Форма организации детей – групповая.
Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- шнуровка;
- прищепки;
- скрепки;
- крышки;
- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как : скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.
- лепка из солёного теста
- рисование пальчиками
Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Планирование работы с родителями воспитанников
Форма работы
- Круглый стол «Пальчиковые игры – как основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста Повышать компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей младшего возраста
- Консультации «Речь и пальчики» «Пальчиковые игры» Познакомить родителей о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы Формирование добрых отношений между взрослым и ребенком
- Папка – передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста» Повышать информационный уровень родителей
- Информационно-методический стенд «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры?» Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными
- Создание буклетов «Чтобы четко говорить - надо с пальчиками дружить» Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного вопроса
- Мастер – класс Пальчиковый игротренинг. Обучить родителей правильному проведению речевых пальчиковых игр дома
- Совместная деятельность Изготовление пальчикового театра, игрушек и пособий по развитию мелкой моторики рук. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи Отметить успехи активных родителей , занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Пальчиковая гимнастика | 2 ч |
2 | Лепка | 2 ч |
3 | Аппликация | 2 ч |
4 | Графические упражнения | 1 ч |
5 | Игры и действия с предметами | 2 ч |
Содержание.
Пальчиковая гимнастика 2 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Лепка 2 ч.
Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Аппликация 2 ч.
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Графические упражнения 1 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
Игры и действия с предметами 2 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих);
- прищепок бельевых;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.
Описание планируемых результатов
К концу года дети должны знать:
· приемы самомассажа рук;
· названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
Уметь:
·соизмерять, подчинять движения контролю взора;
· владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
· выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
работать с трафаретами;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)
лепить шар, цилиндр, диск,
изготавливать поделки в технике “аппликация”,по образцу;
пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
плести косички из ниток;
выполнять шнуровку.
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
различные виды ткани;
картон;
соленое тесто (соль, мука);
пластилин;
природные материалы;
вторичное сырье;
фольга;
клей ПВА;
нитки;
пуговицы.
Оборудование:
баночки для воды;
крупа мелкая и крупная;
счетные палочки;
бусы;
ленты;
шнурки;
строительный материал;
шаблоны;
салфетки;
образцы готовых изделий;
массажные мячи;
Инструменты:
ножницы;
линейка;
стеки;
кисточки;
карандаши, фломастеры, краски;
иголки;
трафареты.
Наглядные пособия:
иллюстрации;
игрушки;
мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
конструктор;
коллекции бумаги, картона.
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятий | Тема | Кол- во минут |
Сентябрь | Занятие № 1 Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2.Совершенствовать движения рук; 3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Знакомство с группой, правила поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу | 5 |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «паучки», | 5 | ||
С предметами: -шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик. -коробочка с крупой – перебираем фасоль,горох и семечки | 10 | ||
Занятие № 2 Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Воспитывать и развивать художественный вкус. | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу | 5 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «пчёлки» | 5 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму - лепка из теста: «Яблоки для ежа» с помощью шишек, делаем ёжика. | 10 | ||
Октябрь | Занятие № 3 Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки. 3. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ветер». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 8 |
С предметами: -пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету - «Яблонька с яблочками»- отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки. | 12 | ||
Занятие № 4 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим. | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «рыбки». Самомассаж с помощью колючего мяча | 8 | |
С предметами: -бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка» - лепка из теста: «Божья коровка» | 12 | ||
Ноябрь | Занятие № 5 Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы. | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «часы» Самомассаж с помощью грецкого ореха | 8 |
С предметами: - -пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету - собираем геометрический конструктор(малый): строим «Солнце» | 12 | ||
Занятие № 6 Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Тренировать навык ритмично наносить штрихи. 3. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «перчатка» | 8 | |
С предметами: - бельевые прищепки –делаем «сороконожку» - Заштрихуй тучку по образцу. -учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать | 10 | ||
Декабрь | Занятие № 7 Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки. 3. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус». | 8 |
С предметами: -канцелярские скрепки –делаем птичку -- аппликация: «Новогодние шары» | 12 | ||
Занятие № 8 Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2.Стимулирование тактильных ощущений. 3.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «разминка» Самомассаж с помощью колючего мяча | 8 | |
С предметами: -бельевые прищепки – делаем длинную цепь - - лепка из теста: «игрушки на ёлку» | 12 | ||
Январь | Занятие № 9 Цель: 1.Совершенствовать мелкую моторику рук. 2.Упражнять в умении создавать изображение с помощью счетных палочек. | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «у жирафа» - самомассаж под песню Е.Железновой | 8 |
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик» «Собери снежинки» - выкладывание узора счетными палочками. | 12 | ||
Занятие № 10 Цель:1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «зайцы». | 8 | |
С предметами: - бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору - переливать воду из стакана в тарелочки ложкой. | 12 | ||
Февраль | Занятие № 11 1. Развивать мелкую моторику рук 2. Стимулирование тактильных ощущений. | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «жучок» | 8 |
С предметами: -мозаика мелкая: делаем цветок -- Дидактическая игра «Найди лишний»- силуэты из бархатной бумаги | 12 | ||
Занятие № 12 Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Воспитывать любовь к животным, фантазию. | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «зайцы». 2. Самомассаж с помощью колючего мяча | 8 | |
С предметами: -шнуровка – делаем дорожку -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки - «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца | 12 | ||
Март | Занятие № 13 Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Стимулирование тактильных ощущений. 3. Воспитывать желание помогать маме. | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «весна» - самомассаж под песню Е.Железновой | 8 |
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет - аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы | 12 | ||
Занятие № 14 Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. 3. Стимулировать тактильные ощущения. | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «дружные пальчики» | 8 | |
С предметами: - бельевые прищепки – делаем осьминога - рисование ватными палочками «Цветок мимозы». | 12 | ||
Апрель
| Занятие № 15 Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Стимулировать тактильные ощущения. | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки» 2. Самомассаж с помощью колючего мяча | 8 |
С предметами: -шнуровка – делаем косичку -коробочка с крупой –«Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль, горох. | 12 | ||
Занятие № 16 Цель: 1.Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. 3. Развивать глазомер и точность. | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «в комнате» Самомассаж с помощью грецкого ореха | 8 | |
С предметами: -колючий мяч –сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем черные и белые пуговки - «Дорисуй железную дорогу»- рисование на песке. | 12 | ||
Май | Занятие № 17 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Продолжать учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами. | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина» Самомассаж с помощью колючего мяча | 8 |
С предметами: -бельевые прищепки – делаем ёжика - «Цветы на полянке» - цветы из пластилиновых дисков. | 12 | ||
Занятие № 18 Цель: 1.Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Учить детей завязывать узелки и бантики. 3. Стимулировать тактильные ощущения. | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «гвозди». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 8 | |
С предметами: - эспандер –сжимать и разжимать под музыку - Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. | 12 |
Список литературы
Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
Приложение №1 к программе «Волшебные пальчики»
Пальчиковые игры
Екатерина Железнова
Пальчиковые игры для малышей от 3 до 5 лет
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Этоне только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
ПЧЁЛКИ
Домик маленький на ёлке, | Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей". |
ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). |
ПЯТЬ УТЯТ
Пять утят плывут вперёд, | Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). |
ВЕТЕР
Ветер дует, задувает, | Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. |
РЫБКИ
Пять маленьких рыбок | Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. |
УЛИТКА
| Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). |
ЧАСЫ
Весёлая мышка Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. ТАРАКАНЫ За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза) У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. ПОРОСЯТА Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. ДВА КОЗЛИКА
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. РАЗМИНКА
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. |
ЖУЧОК
Этот маленький жучок
По земле* гуляет,
Перебираем пальцами по ступням.
Листик сладенький найдёт
И его кусает.
Щипаем ступни.
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).
Этот маленький жучок
По траве* гуляет...
Перебираем пальцами по коленям.
Этот маленький жучок
По кустам* гуляет...
Перебираем пальцами по животу.
Этот маленький жучок
Выше залезает,
Перебираем пальцами по груди.
Вот он ямочку нашёл,
"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.
Лёг и отдыхает.
Пальчики сжимаем в кулаки.
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ
Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.
Указательные пальцы выпрямлены,
пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.
Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там.
Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.
Под копытами - трава,
Опускаем подбородок.
А над головой - листва.
Поднимаем подбородок вверх.
Наклонись - капусту кушай,
Наклоняемся вниз.
А вверху - большие груши.
Встаём на носочки, тянемся вверх.
Сзади огурцы растут,
Поворачиваемя назад.
Впереди кусты цветут,
Возвращаемся обратно.
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок.
Полуобороты вправо-влево.
Здесь - сто ягодок, там - двести,
Наклоны вправо-влево.
Козлик крутится на месте.
Крутимся.
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.
Наклонив голову, убегаем от "пса".
ЗМЕЙКА
Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
Медленно вращаем кистью руки.
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.
Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз,
Волнообразные движения рукой.
А ребёночка за нос.
"Змея" хватает за нос партнёра по игре.
ГВОЗДИ
Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
В КОМНАТЕ
Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.
Мышка подбирает крошки под столом.
Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.
Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.
Кашки наварила, с ложки кормит их
"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).
ДОМ
Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
КРОЛИК
Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку".
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами".
Слышит шаги и лисиц, и волкОв,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.
ЧЕРЕПАШКА
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.
ГОРШОК
Под крышкой -
Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.
Маленький горшок,
Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.
Открыли крышку -
Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.
Мышка - скок!
Резко поднимаем большой палец.
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
МОИ ВЕЩИ
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детейс фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕйка» (подготовка детей к школе)
Программа социально-гуманитарной направленности готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Созданием данной образовательн...
Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1-4 классов,срок реализации 2 года
Программа " Волшебная палитра"разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение...
Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе (цели, задачи, основные направления и принципы деятельности классного руководителя)
Основа моей воспитательной работы - творческие дела, которые доставляют удовольствие детям, развивают ум и душу ребенка, учат любить родителей, семью, школу, друг друга, природу, животных,...