Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
статья
Дети любознательны, любят наблюдать, экспериментировать, искать что-то новое, искренне радуются находкам. Они познают мир. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности
на уроке в начальной школе
Для того, чтобы выявить и реализовать интеллектуальный и творческий потенциал детей учителями используется широкое привлечение учащихся к участию в школьных олимпиадах и творческих конкурсах, индивидуальные домашние задания, повышение степени сложности заданий, интеграция учебных и исследовательских заданий, создание портфолио личных достижений.
Согласна с утверждением, что ребенок по своей природе исследователь, его потребность в поиске имеет биологический характер. Дети любознательны, любят наблюдать, экспериментировать, искать что-то новое, искренне радуются находкам. Они познают мир. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения.
Цель исследовательского обучения известный ученый А. И. Савенков определил как «формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры».
Важнейшими психолого-педагогическими условиями развития творческого потенциала учащихся являются
- в общении и учебном сотрудничестве - создание атмосферы психологической безопасности на основе безоценочного принятия личности учащегося во всей ее индивидуальности;
- организация учебной деятельности и усвоения учебного содержания на основе реализации принципов проблемности, диалогичности, индивидуализации.
Меня заинтересовало исследовательское обучение, стараюсь использовать этот метод при работе со своими учениками..
Главным принципом своей работы с детьми считаю принцип создания условий и предоставления возможностей для творческой деятельности всем учащимся. Использую продуктивные методы (проектные, исследовательские) как ведущие в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы и направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Исследовательская деятельность не предполагает достижения определенного, заранее заданного результата, что определяет возможности погружения в творческую деятельность. На уроке окружающего мира возможности для познавательной и исследовательской деятельности учащихся созданы авторами учебника Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казаковым. Интересны исследования и наблюдения, которые провожу c коллективным обсуждением результатов.
Фрагмент урока окружающего мира в 1 классе.
Тема: Растения. Части растений.
Цель: формировать научное понятие «растение», уточнить понятия «дерево, кустарник, травянистое растение», выделить их существенные признаки, части.
Оборудование: гербарий, таблицы «Части растений», «Разнообразие растений», фильм о жизни растений, натуральные растения (фасоль, горох).
Ход урока
- Беседа.
– Над чем мы наблюдали? Какое исследование мы проводили последнюю неделю?
- С какой целью мы проводили исследование? (выяснить, чем живая природа отличается от неживой природы).
- Что мы предположили, какая была гипотеза? (предположили, что 1)семена фасоли и гороха прорастут, а камень и ракушка –нет, 2) у гороха и фасоли сначала появятся листья)
- Что скажете по поводу нашей гипотезы? (Первая гипотеза подтвердилась, вторая - нет)
- Что мы с вами сделали, что бы проверить гипотезу? (Проводили исследование, записывали результаты наблюдений).
- Каким образом мы фиксировали наблюдения? (Результаты наблюдений заносили в таблицу)
- Где еще можно было найти информацию? (В энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)
- Сделайте вывод, чем живая природа отличается от неживой. Назовите признаки живой природы (рождение, рост, дыхание, питание, размножение, старение, отмирание).
- Изучение нового материала.
- Рассмотрим объекты живой природы – растения фасоли и гороха.
- На какой день семена фасоли и гороха проросли? (По таблице: на 3-ий)
- Какая часть растения появилась первой? (корень)
- Почему гипотеза оказалась ошибочной? Где расположен корень? (В земле)
Задание: В рабочей тетради выполнить упр.13, с.14.
- Расположите в нужной последовательности (картинки-схемы прорастания семени и роста растения)
- Зачем растению корень? (Закрепляет растения в почве, поглощает воду и питательные вещества)
- Что появляется у растения над землей?
- Надземная часть растений образована побегами. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Стебель играет роль опоры, по нему передвигаются питательные вещества от корня к листьям. Стебель выносит листья к свету. С помощью листьев растения поглощают из воздуха углекислый газ и улавливают солнечный свет, при этом выделяют кислород. Листья у большинства растений плоские, широкие. Так растения приспособились получать больше солнечной энергии).
- Какие еще части могут быть у растений? (У цветковых растений на побеге развиваются цветки и плоды с семенами. Цветок – часть растения, из которой образуется плод. Плод – часть растения, в которой содержатся семена.
(на доске появляется рисунок растения и его части).
- Какие условия необходимы растению для жизни?
Задание: В учебнике прочитать народные приметы (с.22), объяснить зависимость растений от неживой природы.
Физминутка (музыкальная)
- Просмотр фильма о жизни растений.
- Как растение распространяет свои семена?
- Как насекомые помогают растениям?
- Практическая работа в группах.
- Перед вами ботаническая коллекция высушенных растений. Это гербарий.
Рассмотрим несколько растений. Какие части растений вы видите?
Разделим класс на три группы (по рядам)
Задание для групп: Определить, что общего у всех данных растений ? Найти и назвать общий признак данных растений. Назвать растения одним словом.
(1 группа – деревья, 2 группа – кустарники, 3 группа – травы)
Дерево – многолетнее, обычно крупное растение. У него мощный стебель - ствол, живущий много лет. Ствол наверху заканчивается кроной из побегов разного возраста – ветвей. Снаружи ствол покрыт толстой корой.
Кустарник, как и дерево, многолетнее растение, но отличается тем, что имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. У кустарника постоянно образуются новые стволики, которые сменяют старые.
Травы обычно имеют мягкие, зеленые стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них отмирают полностью (пшеница, томаты). У других (одуванчик, земляника) осенью отмирают только наземные части. Корни, корневища, луковицы зимуют под землей. Весной от них образуются новые наземные побеги. Травы – низкорослые растения, но есть среди них и очень высокие, например, кукуруза, банан, подсолнечник.
- Действительно, по внешнему облику все растения делятся на деревья, кустарники, травы.
Рассмотрим рисунок в учебнике (с.23)
- Игра «Угадай растение»
- Догадайтесь, о каком растении идет речь:
- У него зеленые листья. Что это может быть?
- У него есть листья и корень. О чем речь?
-У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что это? (Дерево)
Назовите растения:
- У него от корня отходит один стебель – ствол, покрытый корой белого цвета с черными пятнами, ветви образуют красивую крону. (Береза)
- У этого растения от корня отходят несколько стволиков, покрытых корой, а плоды (ягоды) – в виде грозди, бывают красного, белого и черного цвета. (Смородина)
- Коричневый смолянистый, очень высокий ствол, ветви образуют небольшую крону на верхушке, листья в виде мелких хвоинок. (Сосна)
- Имеет зеленые стебли и резные листья, цветок сначала желтого цвета, а потом превращается в белый пушистый шарик. (Одуванчик)
- Зеленый вьющийся стебель, на месте цветка образуется стручок с семенами в виде зеленых шариков. (Горох)
Итог урока. Появляется ребенок в костюме Зеленого Горошка с угощением для детей.
Кроме исследований и индивидуальных исследований одаренных детей использую возможность организации интеллектуальной и творческой деятельности всех без исключения младших школьников с помощью метода проекта. Под проектной деятельностью школьников подразумеваю учебно-познавательную активность школьников, которая заключается в достижении поставленной цели по созданию проекта. Проект организует творческую деятельность ребенка, развивает его индивидуальность, интеллектуальный потенциал. Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это работа позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся, интересной и значимой для ученика.
В рамках учебного проекта появляется возможность формировать и развивать умения и навыки, которые принято называть общенаучными, универсальными и те, которые необходимы для формирования базовых компетенций учащихся.
Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения Е.С.Полат предлагает классификацию проектов по доминирующему в проекте методу. На уроке литературного чтения можно использовать следующие:
Исследовательские | “Интервью”, “Анкета”, “Банк информации”. |
Творческие | Сочинения, видеофильмы, стенгазеты, экспедиции, “Коллаж”. |
Ролевые игры | Инсценировка сказки, “Встреча героев произведений ”. |
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
При подготовке проекта учителю необходимо:
- В первую очередь определить общую тему, в рамках которой будет проводиться проект; актуальность проекта, т.е. зачем он нужен.
- Продумать название проекта, его основополагающий (проблемный) вопрос.
- Сроки реализации (в своей практике я планирую проекты как долгосрочные, так и мини-проекты, рассчитанные на один урок или даже его часть).
- Чётко поставить цели проекта, основные задачи.
- Рассмотреть этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами, ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения.
- Разработать критерии оценки результатов проекта.
- Продумать состав участников (если работа будет вестись группами, то определить критерии деления на группы).
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
1. В команде нет лидеров.
2. Команды не соревнуются.
3. Все участники команды должны вместе выполнять проектное задание.
4. Каждый должен быть уверен в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все участники команды, выполняющие проектное задание.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
На уроках литературного чтения в первом классе дети с удовольствием выполняли проект «Малые жанры фольклора», результатом которого стали их собственные стихи и «книжки-малышки». Во втором классе особый интерес вызвал проект «Сказочные персонажи». В третьем классе мы заинтересовались проблемой красоты в искусстве. В разделе «Красота спасет мир» дети познакомились с произведениями С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды» и др., В. Драгунского «Девочка на шаре», Ш. Перро «Рике с хохолком», Б. Заходера «Что красивее всего?», хокку японских поэтов.
Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе.
Проект: Что такое красота?
I этап: Погружение в тему проекта.
Цель: создать проект, «изобразить» красоту, используя предложенные материалы.
Задачи:
- Собрать и обобщить информацию о красоте в литературе, живописи, духовной жизни
- В проекте осветить вопросы: «красота души», «красивый цвет», «красивые слова»
- Отчет по проекту оформить в виде рисунка, схемы или текста.
II этап: Организация деятельности.
Учитель: Организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается памятка по работе над проектом.
III этап: Осуществление деятельности.
Задание: Изобразить «красоту».
1 группа при помощи разноцветных полосок (семь цветов радуги, белый, черный)
2 группа при помощи слов: мама, ласковые, милая, глаза, улыбка, черный, руки, пояс.
3 группа при помощи настроения и мимики (полоски бумаги с нарисованными глазами, губами)
Ученики на этом этапе очень активны.
IV этап: Презентация результатов.
Защита проектов. «Что такое красота?»
Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.
Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить ее и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.
Учителю предстоит довольно сложная работа: оценить вклад каждого в проделанную работу. Поэтому выставляю только положительные оценки в каждой группе. Затем обсуждаем их непосредственно с участниками группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
В данном документе представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...
статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.
Статья в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям....
статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.
Статья в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям...
"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы
Благодаря использованию метода проектов в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...
Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
Технология проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...
Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе
В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке, дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...