Шпаргалка для педагогов и воспитателей ГПД .. Возрастные особенности детей.
консультация
Информация для классных руководителей и воспитателей ГПД об особенностях психического и психофизиологичесмкого развития детей в разные возрастные периоды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_pedagogov._vozrastnye_osobennosti_detey.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗРАСТ | 6-7 ЛЕТ | 7-10 ЛЕТ |
КЛАСС | 1 КЛАСС | 2-4 КЛАСС |
Особенности возрастного периода | Возрастной перелом (кризис) | Стабильное психическое развитие |
Социально-педагогичес-кая ситуация | Меняющаяся | Стабильная |
Основные задачи развития | Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития. | Развитие познавательных возможностей детей, прежде всего – образного и логического мышления; формирование социальной позиции школьника; формирование чувства полноценности и умелости у каждого ребенка; овладение навыками конструктивного общения со сверстниками. |
Перспективные задачи развития | Развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического мышления, освоение культурного опыта. Формирование чувства полноценности – умелости, прежде всего – в предметной деятельности и общении со значимыми взрослыми. Развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды. К решению этих задач в первом классе можно приступать на фоне успешной адаптации, при постоянной поддерживающе-профилактической работе. | Достижение детьми такого уровня социальной и личностной зрелости, который бы позволил детям успешно занять новую социальную позицию в среднем звене: развитие мыслительной гибкости, способности приспосабливаться к различным системам учебных требований, формирование навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности. |
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Возможны нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением и закреплением чувства неполноценности (неумелости), агрессивно-конкурентной установкой в общении, разрушением познавательной мотивации, ориентацией не на реальный мир, а на мир фантазий. | Возможно комплексное психолого-педагогическое нарушение, «хроническая школьная неуспешность»: снижение учебной мотивации и самооценки, неэффективная учебная деятельность, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. |
Проблемы, связанные с возможным регрессом | Возможен регресс на предшествующую стадию возрастного развития, фиксация на семье или других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения), снижение способности к произвольному контролю поведения и психических процессов, школьная дезадаптация. | При хронической школьной неуспешности все еще возможен регресс на стадию дошкольного детства. Часто неуспешность вызывает состояние школьной дезадаптации, как в первом классе. |
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ | Диагностика эмоционального состояния первоклассников. Групповая и индивидуальная работа, направленная на развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества. Формирование уверенности в себе, адекватной самооценки в предметной деятельности вообще и учебной – в особенности. Формирование навыков саморегуляции, снятие страхов и эмоционального напряжения. Помощь учителю в создании условий обучения, соответствующих интеллектульным и эмоционально-волевым возможностям детей. Создание ситуаций успеха в предметной и учебной деятельности для каждого ребенка. Ориентация учебного процесса не на передачу новых знаний, а на закрепление навыков и приемов, необходимых для успешного обучения. Просвещение педагогов и родителей по вопросам возрастных особенностей их детей. | Выявление индивидуальных особенностей познавательной деятельности, контроль эмоционального состояния детей. Индивидуальная и групповая работа, направленная на развитие слабо функционирующих психических процессов или на их компенсацию. Психотерапевтическая работа по индивидуальным запросам. Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся. Создание успеха в учебной деятельности для каждого ребенка. Поддержка чувства полноценности в учебной деятельности. | ||||||
КОРРЕКЦИЯ СЛУЧАЕВ РЕГРЕССА | Преимущественно – работа, предполагающая возврат к игре и проживание в коллективной или индивидуальной игре эмоциональных проблем Создание щадящего учебного режима, постоянная эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы. Семейное консультирование. В отдельных случаях – обсуждение вопроса о целесообразности обучения ребенка в текущем учебном году. | Комплексная психолого-педагогическая работа, направленная, прежде всего на достижение успеха. В частности – в учебной деятельности. Такая работа должна проходить на фоне психологической поддержки решения эмоциональных проблем. Аналогично предыдущему возрастному этапу. Кроме того, анализ и корректирование различных аспектов учебного процесса с точки зрения его деструктивного влияния: эмоциональные перегрузки, повышение требования к мыслительным или волевым возможностям психики ребенка, игнорирование индивидуальных особенностей, отсутствие эмоциональной поддержки детей и т.д. | ||||||
РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | Групповые (преимущественно) формы работы по развитию образного и логического мышления, воображения, формированию новой позиции в общении. Развитие способности к децентрации, эмпатии. Создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей, развитию логического и образного мышления. Использование групповых форм учебной деятельности. | Проведение работы, направленной на сознание детьми индивидуальных особенностей собственной учебной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности. Развитие навыков конструктивного общения, совместного решения проблем; расширение социального опыта детей. Развитие логического мышления, умения оперировать информацией. Создание в рамках учебного процесса возможностей для развития логического мышления, освоения приемов логической переработки информации; развитие самостоятельности детей в учебной и внеучебной деятельности. Ориентация учебного процесса на осознанные детьми индивидуальные особенности их познавательной деятельности. Создание условий для совершения детьми нравственных выборов, сотрудничества детей друг с другом и более старшими учениками. Разработка системы мер, направленных на успешную адаптацию детей в среднем звене: ориентация на систему учебных и социальных требований, принятых в средней школе, знакомство с учителями и т.д. | ||||||
ВОЗРАСТ | 10-12 лет | 12-15 лет | 15-16 лет | |||||
КЛАСС | 5-6 класс | 7-8 класс | 10-11 класс | |||||
Особенности возрастного периода | Стабильное психическое развитие | Возрастной перелом (кризис) | Стабильное психическое развитие | |||||
Социально-педагогическая ситуация | Меняющаяся | Стабильная | Канун резкого изменения | |||||
Основные задачи развития | Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития | Самоидентификация, то есть нахождение Себя в Мире, развитое чувство самоуважения и самопринятия. Развитая способность к целеполаганию в учебной и других видах собственной деятельности. Развитие мыслительных способностей до уровня формальных операций (хотя бы в стадии их становления) | В интеллектуальной сфере – достижение стадии формальных операций. Профессиональное и личностное самоопределение. Психологическая готовность к принятию новой социальной роли и позиции. | |||||
Перспективные задачи развития | Развитие новых возможностей мыслительной сферы психики; дальнейшее нравственное развитие: переход от догматических норм поведения. Способность занять ответственную позицию в отношениях с педагогами и сверстниками. | Определение места своего Я в более широкой системе социальных связей и отношений, начало профессионального самоопределения. | Становление личностной и гражданской позиции. Формирование чувства значимости, способности к самообразованию и психологическому саморазвитию. Готовность к ответственным социальным отношениям. | |||||
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Возможные нарушения, связанные с трудностями адаптации в среднем звене; недостаточная ориентация на новую систему социальных требований взрослых и сверстников, разрушение учебной мотивации, потеря положительного статуса в группе сверстников. | Весь спектр эмоционально-личностных нарушений, связанных с потерей чувства идентичности, депривацией потребности в признании, принятии, интимно-личностном общении. Потеря интереса к учебной деятельности. Фиксация на психосексуальных проблемах. | Аналогично предыдущему возрастному этапу. Кроме того, страх перед окончанием школы, необходимостью совершения самостоятельного выбора; потеря временной перспективы развития (ориентация на настоящее и прошлое) | |||||
Проблемы, связанные с возможным регрессом | Возможен возврат к более инфантильным эмоциональным реакциям и формам общения со сверстниками и взрослыми – по принципу «не хочу быть взрослым» | Возможно «застревание» на предыдущей стадии интеллектуального развития: отсутствие навыков логической переработки учебной и прочей информации, несформированность способности к формальным мыслительным операциям. Регресс к предыдущим стадиям психосексуального развития | Возможно возвращение в «подростковое» состояние: отказ от принятия на себя ответственности за профессиональный выбор, стремление к социальным экспериментам, эмоциональная неустойчивость. | |||||
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ | Диагностика эмоционально-личностных особенностей. Групповые (преимущественно) формы работы, ориентированные на проживание детьми новой социальной ситуации, построение системы связей друг с другом и значимыми взрослыми, освоение нового социального пространства, Развитие навыков конструктивного общения с взрослыми. Диагностика эмоционального отношений в классе. Формирование сплоченного детского коллектива, создание общих ценностей и норм. Создание социально-педагогических ситуаций, позволяющих детям осознать и принять новую систему норм и правил общения и учебной деятельности: разработка единой системы требований и ее предъявление учащимися, открытое обсуждение всех возникающих конфликтов, деловые игры с учащимися и т.д. создание буферного периода, в течение которого ученики находятся под опекой взрослых. Просвещение педагогов и родителей по вопросам общения с младшими подростками. | Диагностика эмоционально-личностного развития. Консультировать по проблемам саморазвития, самоконтроля, общения. При необходимости – психотерапевтическая работа. Создание социально-педагогических условий для полноценного общения школьников в учебных и внеучебных ситуациях. Создание в рамках учебного процесса возможностей для удовлетворения новых психологических потребностей школьников: в самопознании, общении, нравственной оценке собственного поведения и действий других людей и т.д. консультирование педагогов и родителей по вопросам общения с подростками. Семейное консультирование. | Контроль за эмоциональным состоянием ребенка. Деятельность, направленная на расширение социального и личностного опыта, обучение умению делать выбор, обозначению и расширению жизненных перспектив. Создание условий для проявления учебной и общественной самостоятельности школьников; расширение сферы их ответственности и прав. Эмоциональная поддержка со стороны взрослых. | |||||
КОРРЕКЦИЯ СЛУЧАЕВ РЕГРЕССА | Обучение навыкам ответственного поведения. Групповые или индивидуальные занятия, позволяющие отреагировать чувства. Получить новый опыт поведения и общения. Создание щадящего учебного режима. Анализ социально-педагогической ситуации с точки зрения ее соответствия эмоциональным и волевым возможностям ребенка. Поддержка самостоятельности в учебной деятельности и общественной жизни. | Диагностика уровня сформированности логического мышления. Психотерапевтическая работа. Консультирование по психосексуальным проблемам. Создание учебной среды, способствующей развитию мышления, прежде всего - становлению формальных операций. Семейное консультирование, консультирование и просвещение родителей по проблемам психосексуального развития подростков. | Работа, направленная на снятие страхов перед будущим и на отреагирование чувств. Организация групп психологической взаимоподдержки старшеклассников. Обучение навыкам саморегуляции. Семейное консультирование. Оценка социально-педагогической ситуации с точки зрения ее соответствия личностному развитию и волевым возможностям учащихся. Расширение социального опыта подростков. | |||||
РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | Групповая (преимущественно) работа по обучению навыкам общения и анализа социальных отношений. Обучение навыкам самоанализа в общении. Диагностика умственного развития, отслеживание его динамики. Создание условий конструктивного общения школьников друг с другом и с педагогами в учебной и внеучебной ситуациях. Переориентация учебного процесса с передачи знаний на развитие мышления учащихся. | Обучение навыкам самопознания и саморегуляции, общения. Начало профориентационной работы. Расширение социального опыта. Развитие интереса к собственной интеллектуальной деятельности и ее процесс-анализу, поиску наиболее оптимальных форм организации своей учебной деятельности. Создание условий для изменения социального статуса старшеклассников в школе: делегирование ответственности, наделение определенными правами. Построение учебного процесса, способствующего развитию интереса школьников к исследовательской деятельности, логической переработке информации. Развитие учебной самостоятельности школьников в вопросах целеполагания и планирования учебой деятельности. | Профориентационная работа. Развитие навыков ближайшего и перспективного целеполагания. Создание психологически безопасных условий для «примерки» и проживание новых социальных ролей и позиций. Создание условий для проявления максимальной самостоятельности школьников в учебной и общественной жизни школы. Представление возможностей для совершения серьезных жизненных выборов, принятия ответственности за себя и других людей. Построение учебного процесса на принципах, способствующих формированию приемов гипотетико-дедуктивного мышления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...
Возрастные особенности детей 7-8 лет
Характеристика основных изменений в развитии второклассников....
Возрастные особенности детей 6 лет.
Перепечатка статьи из интернета.Полезна родителям и учителям начальной школы....
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное...
Возрастные особенности детей 9 – 10 лет
Здесь рассказывается о возрастных особенностях детей 9-10 лет и предлагаются способы воспитания с учётом этим особенностей....
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях общей физической подготовкой в школе.
Методические рекомендации по организации занятий по физической культуре в начальной школе....
Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....