Интегрированный урок литература и окружающий мир «Отечественная война 1812 года Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»
план-конспект урока (4 класс)
Конспект интегрированного урок по окружающему миру и литературному чтению
по теме «Отечественная война 1812 года Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_okr.mirliter._4_kl._galimova.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урок по окружающему миру и литературному чтению
по теме «Отечественная война 1812 года Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 4 классе
Учитель: Галимова Е.Н.
Тема: «Отечественная война 1812 года Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Дата: 14.12.2018 г.
Класс: 4 а
Тип урока: интегрированный урок
Цель: Способствовать формированию элементов ключевых компетенций (проблемной, информационной, коммуникативной)
Задачи урока:
- Познакомить со стихотворением Лермонтова «Бородино», соотнести с реальными историческими событиями, сформировать отношение к значимости победы;
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), речь, выразительность чтения;
- Воспитывать уважительное отношение к победе в освободительной войне.
Технология: системно-деятельностный подход
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование: ноутбук, проектор, иллюстрации картин И.П. Прянишникова, А. Шепелюк, неизвестных художников.
ХОД УРОКА:
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции |
I. | Организационный момент. а) психологический настрой (на экране иллюстрация картины «Кутузов во время Бородинской битвы» А. Шепелюк): - Ребята, посмотрите, пожалуйста на картину. Какой момент истории вы видите? - По словам одного героев Э.- М. Ремарка, война – это чередования мира и войн. Правда, он говорил это про немецкую историю, но в определенные исторические периоду это было характерно для многих европейских стран. - Может, кто-нибудь, увидев фамилию Кутузова, сможет сказать, о какой именно войне пойдет сегодня речь? | Учащиеся сидят в парах; Ответы детей;
Варианты, которые предложат дети. | Формирование элементов коммуникативной и информационной компетентности через анализ визуального ряда презентации и получение информации в диалоге. |
II. | Получение новых знаний. - В начале XIX века императором Франции стал никому раннее неизвестный поручик Наполеон Буанапарте, позднее Бонапарт , который выдвинутый революцией и уничтоживший её завоевания, прослыл как жестокий и амбициозный император и полководец. - Вы знаете о войне 1812 года. Попробуйте определить причины нападения Наполеона на Россию. - Сообщения учеников 1. причины нападения на Россию 2. правила ведения войн в начале XIX века, соотношение сил
| Высказывание мнений. | Формирование элементов информационной и коммуникативной компетенции через умение анализировать и делать аргументированные выводы. Формировать умение слушать проявлять уважение и терпение к другим учащимся. |
III. | Постановка учебной задачи: - Вы знаете, что война была выиграна. Но как русские люди добились победы? - сообщение учеников 1. продвижение по Смоленской дороге 2. Москва сдана французам | Высказывания детей. Обсуждение проблемы. | Формирование элементов проблемной компетенции через умение формулировать проблему, ставить проблемные вопросы и задачи. |
IV. | Решение учебной задачи: - Сегодня мы вместе пробуем понять причины победы. Что разобраться в этом вопросы необходимо мысленно обраться к людям, которые жили в первой четверти XIX века. Одним из них был М.Ю. Лермонтов, который не участвовал в этих событиях, т.к. был еще слишком молод. Зато оставил поэтический обзор одного из важного поворотного боя под Бородино. 1. Анализ стихотворения а) прочитав первую строфу, мы можем сделать вывод, что «…ведь не даром Москва, сожженная пожаром, французам отдана…» б) анализ 3 строфы. Соотнесите с течением событий и информацией о ведении войн на европейский манер. в) работа с 4 - 7 строфой. - соотнесение содержания с исторической справкой - словарная работа ( слова: редут, картечь, лафет, бивак, кивер) Прим.: предложить понять значения слов в контексте г) сделайте выводы, дочитав стихотворение, о значимости победы под Бородино 2. Вот так современники видели войну 12-го года. А в чем же причины победы? Ведь столица сдана, наши войска понесли огромные потери. - историческая справка о стратегии и тактике Кутузова - информация о мародерстве французов в Москве - историческая справка о начале партизанского движения, зачатки которого уже наблюдались под Смоленском
| Чтение текста
Высказывания детей «…Мы долго молча отступали..» «зимние квартиры» Высказывания детей Работа со словарем Устные рассуждения ребят Рассматривание версий Уточнение и запись в тетрадь кратких тезисов | Формирование элементов проблемной компетенции через коллективное решение проблемы, целеполагание. Формирование элементов информационной и коммуникативной компетенции через поиск информации в учебнике |
V. | Самостоятельная работа Одна из причин, которую я вам предлагаю сформулировать, рассмотрев картину И.П. Прянишникова «В 1812 году» и полотно неизвестного живописца «Переправа через Березину». Вывод: победа нашего народа …. Тем, что война была освободительной, гениальной стратегией и тактикой Кутузова, развитием партизанского движения, деморализацией французов и, конечно же, лютыми морозами, к которым противники были не готовы. | Работа в тетради. Зачитывание полученных вариантов | |
VI. | Итог урока. - Какой важный исторический материал мы смогли сегодня на уроке переработать и сформулировать тезисно? Рефлексия: - Какой момент урока показался вам самым захватывающим и интересным?? - Оцените свою работу как молодого историка. Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты вставала Неизменною! Процветай же славой вечной, Город храмов и палат, Град срединный, град сердечный, Коренной России град! Федор Глинка | Ответы детей. Высказывание своего мнения. | Формирование элементов коммуникативной компетенции через умение слушать, самостоятельно делать выводы и вступать в контакт в диалоге. |
Список литературы:
- Сайт proilim.ru;
- Окружающий мир: учебник для 2 класса. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.- Самара: ИД»Федоров»: Учебная литература, 2008;
- Окружающий мир. 2 класс. Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков / авт.-сост. Т.С. Гулуева.-Волгоград: Учитель, 2009.-281 с.:ил.;
- Русский язык. А.В. Полякова. М.-Просвещение, 2009.-142с.;
- Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам в начальной школе.Руднянская Е.И. Волгоград: Учитель, 2002.-72с.;
- И. С. Сергеев, В. И. Блинов «Как реализовать КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД» на уроке и во внеурочной деятельности»: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с. (Школьное образование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"
Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....
Презентация к уроку окружающего мира "Отечественная война 1812 года"
Данная презентация является материалом к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...
Урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"
Методическое рекомендациипо использованию проекта в учебном процессе.Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А.Плешакова на тему « Отечественная война 1812 года» связан с проблемой патри...
конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс
2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...
Открытый урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"
Данный материал может быть использован на уроке окружающего мира, истории, внеклассном мероприятии. К уроку есть слайдовая презентация....
Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"
Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" поможет провести качественное мероприятие по войне 1812 года....
презентация к уроку окружающий мир"Отечественная война 1812 года"
Цель: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.Задачи: познакомить с причинами, этапами и результатом войны 1812 года;продолжить развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;фо...