сценарий "Прощай,Азбука"
план-конспект урока (1 класс)
Сценарий "Прощай ,Азбука" является заключительным уроком "Обучения Грамоте",где обобщаются изученные темы:фонетика,омонимы,орфография.Материал представлен сценками ,викторинами,рассказами,частушками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_azbuki_na_konkurs.docx | 40.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий « Прощай, азбука»
Сценарий, представленный Вашему вниманию, может быть полезен учителям начальных классов, детям и их родителям. Сценарий посвящён первому школьному учебнику-азбуке.
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
- развивать познавательную активность и творческие способности детей;
- формировать интерес к урокам чтения,
--развивать мыслительные операции, речь
Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедиа оборудование, костюмы персонажей праздника: Азбука,
1 ученица
-Мы в школе полгода почти отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и читать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
2 ученица
-А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
Ведь первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
1 и 2 ученица (вместе)
-Мы прочтем хороших книг немало,
Пускай пройдут года и много-много дней.
Нам Азбука хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей!
( Звучит музыка,Азбука,азбука,каждому нужна,,. входит Азбука)
Азбука
Здравствуйте, дети!
Я – азбука.
Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда
(Отдает приказ детям – буквам)
- Азбука, стройся! (дети строятся)
- По алфавиту рассчитайсь.
-Гласные, здесь?
-Здесь !(отвечают дети, представляющие гласные звуки)
-(вместе) Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Азбука
-Согласные, здесь?
-Здесь! (отвечают дети, представляющие согласные звуки)
-А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не хочется им петь.
Азбука.
-Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
-Здесь !(отвечают Ь и Ъ знаки)
Буква А. ( Девочка с буквой «А» сдает рапорт азбуке)
-Буквы – значки, как бойцы на парад
в четком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – алфавит!
Азбука
-Ты эти буквы заучи ,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам!
(Дети начинают представлять свою букву)
А) А- начало алфавита.
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Б) Буква Б - с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В) Палочка, рядом две ровные дужки –
Вот и готовы очки для лягушки.
Г) Перед нами буква Г
Стоит, подобно кочерге.
Д) Видны за окнами дома
И дети на дорожке,
А вот сама и буква Д
На самоварных ножках.
Е) Е и Ё – родные сёстры,
Различить сестёр непросто.
Ё) Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж) Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, словно жук,
Издаёт жужжащий звук.
З) На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3.
И) На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Й) Букву Й зовут «И краткой».
Й как И в твоей тетрадке,
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
К) Сигнальщик держит два флажка –
С флажками он, как буква К.
Л) Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М) Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н) На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
О) В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла –
Покатиться бы могла.
П) Влез на букву озорник:
Он решил, что П – турник!
Р) «Дрожу от страха до сих пор!» -
Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор –
Расколет непременно!
С) Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Т) Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У) Удобная буква: удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Ф) Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Х) Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка-
Ветру вольному подружка.
Ц) Буква Ц – внизу крючок,
Словно с краником бачок.
Ч) Да! Вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш) Посмотри на букву Ш:
Буква очень хороша,
Потому что из неё можно сделать Е и Ё.
Щ) На расчёску Щ похожа:
Три зубца всего. Ну что же?
Ъ) Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик – твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
Ы) А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой. Увы!
Ь) Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э) Это Э с открытым ртом
И большущим языком!
Ю) На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
Я) Я – сказала буква я в азбуке заглавная….
(Все дети –буквы возмущаются от зазнайства буквы я)
Сценка про букву «Я» Б.Заходер
- Автор: Всем известно:
Буква «Я»
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно! (дети)
Интересно?
Интересно!(дети)
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили — не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
— Я, — сказала буква «Я», —
Главная- заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
— Встань на место! —
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква:
Я — местоимение.
Вы
В сравнении со мною —
Недоразумение!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.(все возмущаются, недовольно переглядываются)
— Фу-ты ну-ты! —
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
— Срам! —
Сердито С сказало.
В кричит:
— Воображала!
Это каждый так бы мог!
Может, я и сам предлог!
Проворчало П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой…
— Нужен к ней подход особый, —
Вдруг промямлил Мягкий знак.
А сердитый Твердый знак
Молча показал кулак.
— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —
Закричали Гласные. —
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ.
Буква «Я»
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! —
Я
Затопало ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! —
Буквы тут переглянулись,
Все — буквально! – улыбнулись.
И ответил дружный хор:
— Хорошо!
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
— Чтобы я
Да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а Я!
…Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, —
Написать она сумела
Только
«…яяяяя!»
Как зальется буква «X»:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот…
Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
— Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы «Ю»!
— Что ж, — решил весь Алфавит, —
Если хочет — пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, чтоб все —
От А до Я —
Жили, как одна семья!
Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы «Я»!
1 ученица
- Когда учились азбуке
Узнали навсегда
Согласные плюс гласные
Слияния -друзья
Сценка «Как подружились гласные и согласные» о слогах-слияниях
Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали а, о, у, и, э, ы. А всех вместе их называли «г л а с н ы е з в у к и». У гласных звуков были звонкие голоса, они пели, как птицы. Однажды они так весело пели, что и другим звукам захотелось петь.
«Пппппп», - запыхтел звук п. Пыхтел-пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я непевучий, у меня нет голоса, я не могу петь!»
«Тттттттт», - затукал звук т. Тукал-тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал, загоревал он тоже: «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит!»
«Кккккккк», - закряхтел звук к. Кряхтел-кряхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.
- Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук а.
Мы, гласные звуки, можем вам помочь, только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?
- Согласны, согласны! – закричали непевучие звуки.
- Вот и хорошо, за это мы будем вас всех называть
«С о г л а с н ы е з в у к и», - сказали гласные.
И стали с тех пор крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Вот послушайте.( пропеть слоги- слияния)
(Задание на доске)
-Вставьте гласные . (БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, МРК, ПРТ, СХР, КРНДШ)
1 ученица
-В период обучения грамоте мы узнали о твердости и мягкости согласных звуков.
Сценка « НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ»
(вместе 2 ученика, изображающие твердый и мягкий согласный )
-Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,
Но, чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Ученица,(изображающая мягкий звук)
-Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
Ученик (изображающий твердый звук)
- А твердые - словно грубее и ниже,
Как будто твердые - злей.
Ученица-
Послушай, как ласковы мягкие звуки:
Ель, капель, метель и мель.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Ученик-
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: Стол! Укол!!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее - он даже зол.
(Задание на знание гласных букв ,указывающих на твердость или мягкость предыдущего звука)
-Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
А О У Я (Я-указывает на мягкость предыдущего звука)
А Е Я Ю
- Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, игла, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.
1 ученица
-Еще мы научились правилам русского языка
Жи-ши пиши с буквой и,
Ча-ща с буквой а.
и об этом вам рассказ.
Сказка про ЖИ и ШИ
Автор-
Жили-были, не тужили
Буквы «Ж» и «Ш» в квартире.
Неразлучны они были.
Крепко-накрепко дружили.
Но случилось как-то вдруг
Им услышать в двери стук.
Дверь открыли, крикнув: «Ах!»
Буква «И» стоит в слезах.
Плачет буква И, рыдает.
Нет друзей, живу одна я.
Можно с вами подружиться,
Вместе жить и веселиться?
«Проходи!», – сказали «И»,
А за ней вприпрыжку «Ы»:
«Вы меня впустите тоже,
Я на И чуть-чуть похожа!»
Буквы ей сказали дружно:
«Это правило знать нужно.
Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»
Мы, ребята, пишем с И !»
Сказка про Ча и Ща
Подружились с буквой «А»,
Как-то буквы «Ч» и «Щ».
«Ч» однажды «Щ» сказала,
«А» на чай я к нам позвала.
Есть зефир, халва и торт,
«А» подружку приведёт.
Пусть приходят – «Щ» в ответ,
К нам на лакомый десерт.
Приходили «А» и «У»,
Чай отведали, халву,
Веселились, песни пели,
Тортик шоколадный ели.
Вдруг у «А» возник вопрос
И спросила та, всерьёз:
«Почему же мы, друзья,
Не позвали букву «Я»?
Отчего и почему,
Позабыли мы про «Ю»?
Отвечали буквы ей–
Правило прочти скорей!
«ЧА» и «ЩА», да «ЧУ и «ШУ»,
Пишем мы без «Я» и «Ю»!
II страница «Собирайка»
Составить из букв слова.
З А У Б А К (азбука)
В У К Ы Б (буквы)
К О Ш А Л (школа)
И Н А К Г (книга)
В О Л А С (слова)
К А С А К З (сказка) .
-На уроках мы говорили о многозначности слова.
Овсянка Н. Сладков
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! - добавил Сашка.
- И я люблю! - сказал Матвей.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это - с молоком? - удивился Сашка.
- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.
- Как это - про что? Про овсянку! - ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Как песни пела?! - изумился Матвей. - Каша?
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою овсянку слушать!
- Айда! - согласился Матвей. - А потом ко мне - мою овсянку кушать!
И они побежали.
-В период обучения грамоте у ребятишек менялись зубки и многие шепелявили. Вот об этом рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква»
Рассказ Заколдованная буква.
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:
- Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.
И когда выгрузили, шофер сказал:- Теперь надо эту елку заактировать, - и ушел.
А мы остались возле елки.Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:- Смотрите, а на елке сыски висят.
Сыски! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:- Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:- Пять лет девчонке, а говорит «сыски». Ха-ха-ха!
Потом Мишка упал в обморок и застонал:- Ах, мне плохо! Сыски.
И стал икать:- Ик! Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик! Сыски.
Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.
У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.
- Я правильно сказала! У меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать сыски, а у меня высвистывается сыски.
Мишка сказал:- Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово - хыхх-кии! Вот как у меня ловко выходит: хыхки! Я даже петь могу:Ох, хыхечка зеленая,Боюся уколюся я.
Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:- Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
А Мишка:- Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай реветь. Только и слышно: Сыски! - Хыхки! - Сыски!
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:
- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и все!
Учитель
Я от «Азбуки» слыхала,
Что вы сказок прочли немало.
-Назовите героев сказок
1.Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,
2.Сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит)
3. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее….( Красная Шапочка)
4. Толстяк живет на крыше, летает всех он выше. ( Карлсон)
5. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш … (Малыш)
5. У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный. Кто же это? … (Буратино)
6. Она красива и мила, а имя ей от слова « зола». ( Золушка)
Учитель
-А теперь попробуйте так же правильно продолжить имена героев сказок и литературных героев. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.
Кощей…бессмертный
Василиса…Прекрасная
Братец…Иванушка
Сестрица…Алёнушка
Змей…Горыныч
Баба…Яга
Мальчик…с пальчик
Кот … в сапогах Крокодил … Гена
Муха … Цокотуха
Черепаха … Тортилла
Почтальон … Печкин
Дядя … Степа
Частушки
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Припев:
Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Припев:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Припев:
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Припев:
Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.
Припев:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Припев:
С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
Припев:
Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
Припев:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Ученик
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать .
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Ученик
Мы Азбуку прочли до корки,
У нас по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения.
Нам сегодня выдают
Удостоверения!
Ученица
-В том, что мы Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
(Выдаются удостоверения)
Дети
-Спасибо, Азбука, и прощай…..
Азбука:
-Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
(Азбука» вводит в класс за руку учеников, изображающих учебник «Русский язык и « Литературное чтение»)
Русский язык:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.