Советы логопеда родителям первоклассников
консультация

Леонтьева Марина Сергеевна

 Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

 Для того, чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы:

1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память)

 2. Правильное звукопроизношение.

 3. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)).Не путайте букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, это что мы пишем.

 4. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.

 5. Должна быть развита мелкая моторика кистей рук.

 6. Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).

 7. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда родителям первоклассников

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

 Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться.

 Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

 Для того, чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы:

1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память)

 2. Правильное звукопроизношение.

 3. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)).Не путайте букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, это что мы пишем.

 4. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.

 5. Должна быть развита мелкая моторика кистей рук.

 6. Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).

 7. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.).

 Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом

. Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Навыки письма формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук).

 Что делать в этом случае?

 Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.

Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д."). Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы

. Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки).

 Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание. Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом (дислексия и дисграфия).

 Дети с такими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов и т.д. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”.

 Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

 При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают  письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

 Нарушения встречаются у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек

. Около 5–8 процентов школьников страдают нарушением чтения и письма

. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Для полноценного обучения письму и чтению ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и зрительно-моторное восприятие и внимание.

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков.

 Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе.

 В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.). Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы: глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.).

 Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.). Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

 Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печѐм, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).

 Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребѐнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю.

Уважаемые родители, Ваша любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего ребенка.

  Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда родителям

Родителям об основных речевых нарушениях...

Советы логопеда родителям

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудро...

Советы логопеда Родителям школьников

Советы логопеда Родителям школьников...

Советы логопеда родителям будущего первоклассника

Рекомендации от логопеда родителям детей, заканчивающих детский сад....

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

Данный материал предназначен для родителей будущих первоклассников....

Советы учителя-логопеда родителям первоклассников

Советы учителя-логопеда родителям первоклассников...

Советы логопеда будущим первоклассникам. Буклет.

Данный материал представлен в виде буклета, где  в сжатой форме даны краткие рекомендации логопеда как подготовить речь ребёнка  для успешной учёбы в школе....