Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса
статья на тему
Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе ДОУ. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно-средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада. Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.
Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддъяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.
Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться:
- с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности;
- с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Под средой понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит его личностное и интеллектуальное развитие.
Одни авторы исследуют развивающую среду с позиций "предметной среды", "предметного пространства", с учетом эргономических требований к жизнедеятельности, антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды. Другие современные ученые понимают ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.
Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов (Г.М. Андреева, О.А. Горбань, А.Н. Леонтьев и др.).
Однако предметно-развивающая среда чаще связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Надо подчеркнуть, что О.А. Комаровой под предметно-игровой средой понимается организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, главным образом, игры, личностно-ориентированного взаимодействия.
В.В. Сабирзянова оценивает предметно-развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно-развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.
Безусловно, организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.
Таким образом, по мнению автора, предметно-развивающая среда – организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка.
Развивающая среда ДОУ обладает широким спектром функций:
Информационная функция – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
В связи с этим наиболее важные задачи предметно-развивающей среды можно определить таким образом:
- предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;
- предметно-пространственная среда должна обеспечивать "зону ближайшего развития" ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;
- среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта;
- развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников;
- предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности.
Предметный мир детства – среда развития всех специфических его видов деятельности.
Стало быть, организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Очень активно в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, посредством предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми, в совместной с педагогом деятельности, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода.
Благодаря этому, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
-показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
В таком случае, следует рассмотреть их подробнее.
Показ предмета и его называние – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слухо-зрительного сосредоточения (через внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки).
Показ действий с предметами и их называние – другой методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. В основе действия ребенка с предметами лежит подражание взрослому. Действия с предметами путем подражания усваиваются в следующей последовательности:
- совместное выполнение действий ребенка со взрослым (сопряженное и сопряженно-отраженное),
- отраженное выполнение действий ребенком (по последовательному показу взрослого),
- выполнение действий ребенком по пошаговому образцу взрослого,
- выполнение действий по памяти,
- самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции,
- самостоятельное выполнение действий в свободной деятельности детей.
Экспериментирование в условиях предоставления свободы выбора как методический прием моделирует такие условия исследования, освоение и модификация предметно-развивающей среды, в которых ребенок осознает проблемность ситуации, ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (факторами) данной проблемной ситуации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта при изменении предметно-развивающей среды.
С целью привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада оказался метод проектной деятельности, задачи которой заключаются в следующем:
- ввести детей в проблемную игровую ситуацию;
- способствовать мотивации детей к исследовательской деятельности;
- активизировать познавательный процесс;
- формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте.
Проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно-образовательный процесс с социальной жизнью и способствует формированию навыков исследовательской деятельности.
Вышеперечисленные методы делают предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребенка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, и на формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания связаны с освоением специфических: математической, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной предметно-развивающих сред. Все это позволяет выйти на более качественный уровень образования, способствует раскрытию предпосылок творческого потенциала детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в образовательном процессе интерактивной творческой среды ПервоЛого
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – первостепенная задача сегодняшнего дня. Использование компьютеров, мультимедийных программ и устройств позволяет кардинально оптим...
Использование в образовательном процессе интерактивной творческой среды ПервоЛого
В СТАТЬЕ Я ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ "ПЕРВОЛОГО" НА УРОКАХ...
Выступление на педагогическом совете "Интерактивное обучение, предметно-развивающая среда".
В выступлении рассказывается о том,как интерактивные формы организации учебного процесса помогают формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к са...
Основные компоненты образовательного процесса при системно-деятельностном подходе
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов....
«Особенности основных компонентов образовательного процесса при системно – деятельностном подходе»
Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко ...
Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС
Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной сан...