Методическая работа
методическая разработка (1 класс) по теме

Курочкина Юлия Евгеньевна

Методическая работа по развитию техники чтения для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

За последние годы у детей начальной школы резко увеличилась нагрузка по предметам, возросли также и требования  к ЗУНам. Поэтому важность скорости чтения  стала еще более очевидной, чем раньше. Также экспериментальным путем установлена прямая связь между техникой чтения и успеваемостью. В.Н.Зайцев ввел термин «оптимальное чтение». «Оптимальное чтение»-это чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.  Ухудшается понимание при повышенной и пониженной  скорости чтения. Ребенку с  низким темпом  чтения, учитывая возросшую нагрузку по предметам, необходимо очень много времени на выполнение домашнего задания. Не говоря уже о том, что выполнение домашнего задания превращается  в муку для ребенка с низким темпом чтения. В процессе чтения совершенствуются оперативная память  и устойчивость внимания. От этих двух показателей , в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Поэтому  очень важно стремиться, чтобы в конце начального обучения ребенок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

 В самом начале обучения процесс чтения для детей является очень тяжёлым и даже мучительным. Многие родители озабочены этой проблемой. Что же зачастую можно наблюдать? Родители усаживают своего ребенка, который плохо читает, и говорят следующее: «Прочитай этот текст, сказку и т.п. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи.» При той низкой технике, которой обладает первоклассник, ему необходимо не меньше часа на чтение. Здесь допускается серьёзная педагогическая ошибка, подавляется желание читать. Очевидно, что без положительного отношения и интереса  к процессу чтения  ученику трудно увеличить свой  темп чтения.  

   Учитывая все выше сказанное, появляется понимание важности у детей не только скорости чтения, но и  мотивации  при обучении чтению,  как важному условию для увеличения темпа. Очевидно, что большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье.  В этой работе для родителей представлены рекомендации и  два вида  приемов  при обучению чтению.

Первые-  способствуют  повышению мотивации у детей  к чтению.

Вторые-  направлены на тренировку скорости  чтения.

При использовании этих приемов важно в начале обучения чтению руководствоваться принципом «щадящего чтения» , который подразумевает не длительность, а частоту тренировочных упражнений. Поэтому домашние тренировки следует проводить 3 порциями по 5-10 минут. Через час-два еще одна порция. Перед  сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа за один прием. При  первых признаках усталости подключаются родители и читают с детьми поочередно. Вторым, не менее важным принципом является систематичность занятий. Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Тексты  должны быть с крупным шрифтом и большими красочными картинками. Литература для чтения должна быть разнообразной : сказки, рассказы, стихотворения, фольклор. Надо организовать семейное чтение книг, т.к. коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением.

Важно, чтобы ребенок захотел поделиться с вами впечатлениями, ни в коем случае не навязывайте ему свои мысли о прочитанном.

Приемы , направленные на формирование  интереса к чтению у детей 6-7 лет:

Важно понимать, что  работу с этими приемами следует выполнять  под руководством взрослых.

  1.  Выбери нужную картинку. Для этого приема предлагаются слова, разбитые на слоги,  и картинки с местом для отметки. Из слов  ученику следует составить предложение. После этого взрослый показывает ребенку  2-3 картинки. Ученик  выбирает из предложенных  одну  картинку, которая  соответствует прочитанному предложению и отмечает ее галочкой.
  2. Совместное с детьми создание диафильма. Этот прием не только прививает интерес к чтению, но и  дает ребенку возможность почувствовать себя соавтором произведения (ребенок сам читает или рассказывает текст), учит ребенка выразительному чтению  и развивает артистичность. (читать можно по ролям) Для этого приема подобраны произведения, которые будут иллюстрироваться. Они разбиты на части (кадры). Взрослый предлагает ребенку нарисовать  «кадры». Рисунки  можно делать на заранее подготовленных из обычных листов формата А4 «кусочках пленки» (листы не должны быть толстыми). Когда работа завершена, «кадры» склеиваются в единую пленку и сворачиваются в рулон. Теперь в листе ватмана сделайте горизонтальные прорези по размеру листов  с рисунками. «Экран» готов.  В каждом кадре ребенок читает по 2 строчки, после рисует   и раскрашивает кадр. Количество кадров зависит от уровня чтения ребенка. Потом ребенок показывает домашний театр, по картинкам  рассказывает , о чем он прочитал.
  3. Раскрась/нарисуй картинку.

а) Нарисуй к тексту картинку или раскрась картинку так, как сказано в тексте. 

б) Нарисуй продолжение рассказа. Читается небольшая часть текста-повествования родителем. Ребенку предлагается нарисовать продолжение  рассказа, сказки. А после самому прочитать  и узнать, чем же заканчивается этот рассказ.

    4.Слово заблудилось. Верни слова на место в предложение.

5.Инсценировка. Дети разыгрывают прочитанные побасёнки.

       Приемы, направленные на улучшение техники  чтения:

  1.  «На буксире». Взрослый читает более быстрым темпом. Ребенок старается успевать за ним. Если ребенок отстает, взрослый снижает темп.
  2. Многократное чтение. Проводится с секундомером или песочными часами. Сначала читает взрослый, чтобы ребенок  осознал и осмыслил прочитанное. По истечении минуты ученик отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого отрывка. При этом ребенок опять делает отметку. Во второй раз ребенок читает на несколько слов больше. Увеличение темпа вызывает положительные эмоции, им хочется читать еще раз . Однако более 3 раз не следует читать один отрывок. Если перейти на новый отрывок , то можно увидеть, что  1-2 предложения дети прочитают в  прошлом темпе. Очень полезно сравнивать результаты ,достигнутые учеником, с его прежними. Поэтому рекомендуется иметь личный листок учета скорости чтения. Сравниваются результаты через неделю, месяц. Дети видят результат.
  3. Для класса: «Соревнование». Дети разбиваются по группам приблизительно с одинаковой техникой чтения и читают на скорость.

4.Чтение скороговорок.   При работе со скороговорками следует придерживаться следующего алгоритма: в скороговорках следует выяснить её смысл, затем преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходить на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения.

          Работа со скороговоркой направлена на отработку чистоты звука, а затем интонации с помощью заданий.

Попросите ребёнка прочитать  одну и ту же скороговорку  с различными эмоциями. Например, с  радостью,  злостью, грустью, удивлением, восторгом, предостережением и т.д.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ  МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

1.Выбери нужную картинку.

Прочитайте слова, составьте из них предложение и запиши его схему. Отметьте галочкой соответствующую ему картинку.

  1. Миш|ка , выс|ту|па|л, цир|ке , дрес|си|ро|ван|ный, в.

___________________________________________________

 

                   https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b8b02f238a9c702113db7117f628dc22&n=21                             https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4c6ffaf39db51a3c572f224c7f6de4a2&n=21https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2f2fd01c5f8595d6fb3cd7182f163d6b&n=21

                                       

        

  1. Гри|бы, в, бе|лоч|ка, кор|зин|ке, нес|ла

                         https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d2d00cb97c2aca3fc78f841a152366f7&n=21           https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2f5d0fa3a6ce137eedfde100561a2b5b&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ba610906d63c7273aba3140e68efb656&n=21

             

        

  1. Ба|буш|ка, в, вя|жет, крес|ле, спи|ца|ми,  плат|ки.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e084217ae286d4cb068ae4d7aa2c489f&n=21          https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3c2524efb3293122e76de6947a5a8419&n=21           https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4b56f9c96ce136d35790702174b04fbd&n=21

  1. В, кош|ка, ма|лень|ку|ю,аквариуме, ло|вит,  рыб|ку.

__________________________________________

кошка с удочкой на реке Клипарты, векторы, и Набор Иллюстраций Без Оплаты Отчислений. Image 18902894.            https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=57d02444573077f04357fe3a647ecea0&n=21        https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a33134a0d2ee2f6fdbbaff0b97413dcc&n=21

        

  1. На, играют, площадке, ребята, мяч, в.

________________________________________

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a071f817ac914d393433361eb4690b4d&n=21       КАЛМЫЦКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ МИРА - ФИЗК…  https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b08a92466c67aaabf6fa71b0235bd02a&n=21

  1. Го|то|вит, на, торт, по|вар, вкус|ный, кух|не.

___________________________________________

  https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0dae44b3c5cf2dbfe0ecc54ee9a45c6e&n=21                               Производство, Ставропольский крайМоя будущая профессия. . Специальность "Международная экономика": Май 2013

        

  1. Ре|бя|та, в, пи|шут, на, тет|ра|дях, у|ро|ках.

____________________________________________

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=674f16c17e8ff2d4ab8c8e86aa419589&n=21 https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a333c2ba4aa30313352ed428056d5588&n=21  https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=71eaa1da0657cfb8a8c86197e0726b04&n=21

2. Тексты к диафильму.

  1.       Гном гу|лял.(1кадр)

      Гном иг|рал.(2 кадр)

      Гря|нул гром.(3 кадр)

      -А|у, гном!

Гном гу|лял.

Гном иг|рал.

Гря|нул гром.

-А|у,гном!

2.В ле|су ко|за.(1 кадр)

   У ко|зы ко|са. (2 кадр)

   Зве|нит ко|са-

   Се|но ко|сит ко|за.(3 кадр)

В ле|су ко|за.

У ко|зы ко|са.

Зве|нит ко|са-

Се|но ко|сит ко|за.

  3. Как дети играли.

Та|ма|ра и Та|ня иг|ра|ли. О|ни о|де|ли кук|лу, мы|ли ру|ки Ду|не.(1 кадр)

Кор|ми|ли кук|лу ма|ми|ны|ми кот|ле|та|ми. (2кадр)

А Ди|на и То|ня иг|ра|ли так. То|ня отк|ры|ла тет|ра|ди. У Ди|ны мел. Как на у|ро|ке. (3 кадр)

Та|ма|ра и Та|ня иг|ра|ли. О|ни о|де|ли кук|лу, мы|ли ру|ки Ду|не.

Кор|ми|ли кук|лу ма|ми|ны|ми кот|ле|та|ми.

А Ди|на и То|ня иг|ра|ли так. То|ня отк|ры|ла тет|ра|ди. У Ди|ны мел. Как на у|ро|ке.

4. Фо|тог|раф Во|ва.

Гля|ди|те: э|то дед Фе|дот. Он дрем|лет о|ко|ло во|рот.(1 кадр)

А э|то кот. И он Фе|дот. Ку|да-то ми|мо он и|дет. (2 кадр)

А вот фо|тог|раф Во|ва. Ми|ну|та -и го|то|во. (3 кадр)

-Гля|ди|те на фо|то Де|да Фе|до|та!

-Где тут дед? Де|да нет. Тут Фе|дот, да не тот. Вот.(4 кадр)

Гля|ди|те: э|то дед Фе|дот. Он дрем|лет о|ко|ло во|рот.

А э|то кот. И он Фе|дот. Ку|да-то ми|мо он и|дет.

А вот фо|тог|раф Во|ва. Ми|ну|та -и го|то|во.

-Гля|ди|те на фо|то Де|да Фе|до|та!

-Где тут дед? Де|да нет. Тут Фе|дот, да не тот. Вот.

       

5.У Ли|зы сан|ки. Ка|тит|ся Ли|за с гор|ки.(1 кадр)

Вдруг сан|ки- в ка|нав|ку, Ли|за –в снег.(2 кадр)

Вста|ла- и не Ли|за, а Дед Мо|роз. (3 кадр)

Ве|се|ло Ли|зе. Взя|ла сан|ки- и сно|ва на гор|ку.(4 кадр)

У Ли|зы сан|ки. Ка|тит|ся Ли|за с гор|ки.

Вдруг сан|ки- в ка|нав|ку, Ли|за –в снег.

Вста|ла- и не Ли|за, а Дед Мо|роз.

Ве|се|ло Ли|зе. Взя|ла сан|ки- и сно|ва на гор|ку.

6.   У|дит Фе|дя ры|бу. (1 кадр)

    У кус|та бан|ка для у|ло|ва.(2 кадр)

    А за кус|том Фе|дин кот. (3 кадр)

    И он ры|бу ло|вит. Из бан|ки.(4 кадр)

  У|дит Фе|дя ры|бу. (1 кадр)

У кус|та бан|ка для у|ло|ва.

   

А за кус|том Фе|дин кот.

И он ры|бу ло|вит. Из бан|ки.

7.Фе|дя сде|лал ма|ме на кух|ню пол|ку для по|суды.(1 кадр)

Из фа|не|ры смас|те|рил па|ро|ход для детс|ко|го са|ди|ка. (2 кадр)

А сест|рён|ке на|ри|со|вал кар|тин|ку к сказ|ке про храб|ро|го порт|но|го.(3 кадр)

Не|да|ром ма|ма хва|лит Фе|дю: «На все ру|ки мас|тер!»(4 кадр)

Фе|дя  сде|лал   ма|ме на  кух|ню  пол|ку  для по|суды.

Из фа|не|ры  смас|те|рил  па|ро|ход   для детс|ко|го    са|ди|ка.

А сест|рён|ке  на|ри|со|вал  кар|тин|ку к сказ|ке про храб|ро|го  порт|но|го.

Не|да|ром ма|ма хва|лит Фе|дю: «На все ру|ки мас|тер!»

8.Ми|тя и Кос|тя дол|го хо|ди|ли по ле|су и по|те|ря|ли до|ро|гу. (1 кадр)

А тут стем|не|ло, по|хо|ло|да|ло. Ми|тя от ис|пу|га зах|ны|кал. (2 кадр)

А Кос|тя не хны|кал. Он тас|кал су|хи|е вет|ки. (3 кадр)

Ско|ро вспых|нул кос|тёр. Ста|ло свет|ло и теп|ло. (4 кадр)

Пла|мя за|ме|тил ста|рик о|хот|ник. Он вы|вел ре|бят из ле|са. (5 кадр)

Ми|тя и Кос|тя дол|го хо|ди|ли по ле|су и по|те|ря|ли до|ро|гу.

А тут стем|не|ло, по|хо|ло|да|ло. Ми|тя от ис|пу|га зах|ны|кал.

А Кос|тя не хны|кал. Он тас|кал  су|хи|е  вет|ки.

Ско|ро  вспых|нул  кос|тёр. Ста|ло  свет|ло и теп|ло.

Пла|мя за|ме|тил ста|рик о|хот|ник. Он вы|вел ре|бят из ле|са.

     

      9. …А ли|сич|ки взя|ли спич|ки,

   К мо|рю си|не|му пош|ли,

   Мо|ре си|не|е зажг|ли.(1 кадр)

   Мо|ре пла|ме|нем го|рит,

   Вы|бе|жал из мо|ря кит:

  «Эй, по|жар|ны|е, бе|ги|те!

   По|мо|ги|те, по|мо|ги|те!»( 2 кадр)

   Дол|го, дол|го кро|ко|дил

  Мо|ре си|не|е ту|шил

  Пи|ро|га|ми, и бли|на|ми,

  И су|ше|ны|ми гри|ба|ми…(3 кадр)

         А ли|сич|ки взя|ли спич|ки,

   К мо|рю си|не|му пош|ли,

   Мо|ре  си|не|е зажг|ли.

 

   Мо|ре пла|ме|нем го|рит,

   Вы|бе|жал из мо|ря кит:

  «Эй, по|жар|ны|е, бе|ги|те!

   По|мо|ги|те, по|мо|ги|те!»

 

  Дол|го, дол|го кро|ко|дил

  Мо|ре си|не|е ту|шил

  Пи|ро|га|ми, и бли|на|ми,

  И су|ше|ны|ми  гри|ба|ми…

     

     10.У лу|ко|морь|я дуб зе|лё|ный,

Зла|та|я цепь на ду|бе том.(1 кадр)

И днём и ночь|ю кот учё|ный

Все хо|дит по це|пи кру|гом;

Идёт нап|ра|во-песнь за|во|дит,

На|ле|во-сказ|ку го|во|рит. (2 кадр)

Там чу|де|са: там ле|ший бро|дит,

Ру|сал|ка на вет|вях си|дит; (3 кадр)

Там на не|ве|до|мых до|рож|ках

Сле|ды не|ви|дан|ных зве|рей;(4 кадр)

Из|буш|ка там на курь|их нож|ках

Сто|ит без о|кон, без две|рей…(5 кадр)

…В тем|ни|це там ца|рев|на ту|жит,

А бу|рый волк ей вер|но слу|жит;(6 кадр)

Там сту|па с Ба|бо|ю Я|гой

И|дёт, бре|дёт са|ма со|бой;(7 кадр)

Там царь Ка|щей над зла|том чах|нет;

Там рус|ский дух… Там Русь|ю пах|нет!(8 кадр)

         У  лу|ко|морь|я  дуб  зе|лё|ный,

Зла|та|я  цепь на  ду|бе  том.

И днём и ночь|ю кот учё|ный

Все хо|дит по це|пи кру|гом;

Идёт нап|ра|во-песнь за|во|дит,

На|ле|во-сказ|ку го|во|рит.

Там чу|де|са: там ле|ший бро|дит,

Ру|сал|ка на вет|вях си|дит;

Там на не|ве|до|мых до|рож|ках

Сле|ды не|ви|дан|ных зве|рей

Из|буш|ка там на курь|их нож|ках

Сто|ит без о|кон, без две|рей…

В тем|ни|це там ца|рев|на  ту|жит,

А бу|рый  волк ей вер|но  слу|жит

Там сту|па с Ба|бо|ю  Я|гой

И|дёт, бре|дёт  са|ма  со|бой

Там царь Ка|щей над зла|том чах|нет;

Там рус|ский дух… Там Русь|ю пах|нет!

3. Нарисуй картинку.

1.Подчеркни в стихотворении И.Муравейки «Мяч-хвастун» слова мяча и нарисуй к нему картинку.

                    Мяч-хвас|тун

Крик|нул   мя|чик:                                                          

-За|хо|чу

И на не|бо

У|ле|чу!-

За|вер|тел|ся,

За|кру|жил|ся

И в ка|на|ве

О|чу|тил|ся.

2.Подчеркни в стихотворении З.Новлянской «Самая хорошая игрушка» слова, называющие признаки «моей» игрушки одним цветом, а признаки «твоей» игрушки –другим цветом. Нарисуй эти игрушки.

               

       Са|мая   хо|ро|ша|я   иг|руш|ка

           У мо|ей иг|руш|ки-нож|ки,

У тво|ей –ко|лё|си|ки,

У тво|ей блес|тит ма|куш|ка,

У мо|ей во|ло|си|ки.

У мо|ей иг|руш|ки-хвос|тик,

У тво|ей-тру|ба тор|чит!

И мо|я то ржёт, то ска|чет,

А тво|я –пых|тит-кри|чит.

         Ну и что же , что ко|лё|са,

И фо|на|рик и тру|ба!

Нет, не ста|ну я ме|нять|ся

Ни за что и ни|ког|да!

3.Подчеркни в стихотворении Л.Яхнина «Апрель» слова, называющие то, о чём говорится в стихотворении. Нарисуй к нему картинку.

                                     Ап|рель

Си|нее не|бо,

Си|ние те|ни.

Си|ни|е ре|ки

Сбро|си|ли лёд.

Си|ний под|снеж|ник

Жи|тель ве|сен|ний,

На си|ней про|та|лин|ке

Сме|ло рас|тёт.

4. Отгадай загадки. Про что говорится в загадках: про то, что бывает , или про то, чего не бывает? Нарисуй разгадки.

        Я без|ру|кий, я без|но|гий,

   То ка|та|юсь по до|ро|ге,

  То по у|ли|це ска|чу,

  То по воз|ду|ху ле|чу.

 В си|нем не|бе лишь один

 Зо|ло|тис|тый а|пель|син.

 Ми|но|ва|ло три не|де|ли

А|пель|си|на  мы не е|ли.

Но ос|та|лась в не|бе толь|ко

А|пель|си|но|ва|я доль|ка.

Хвос|ти|ком ви|ля|ет

Зу|бас|та, а не ла|ет.

Вес|ной  вы|рас|та|ют,

О|сень|ю  о|па|да|ют. 

Не жуж|жу, ког|да си|жу,

Не жуж|жу, ког|да хо|жу,        

Не жуж|жу, ког|да тру|жусь,

А жуж|жу, ког|да кру|жусь.

Е|жед|нев|но,

В шесть ут|ра,

Я тре|щу:

Вста|вать по|рррра!

5. Прочитай стихотворение В.Орлова. Нарисуйте главных героев стихотворения.

                                       Встре|ча

Пов|стре|чал у|лит|ку Жук:

-Ты не бой|ся,

Я твой друг!

Что нас|та|ви|ла

Ро|га на ме|ня,

Как на вра|га?

Коль дру|зей

Встре|чать ро|га|ми-

Ста|нут все они вра|га|ми!

6.Вспомните названия и автора  этих произведений.Прочитайте и подчеркните слова-признаки, характеризующие главного героя. Нарисуйте главного героя.

           Вдруг из ма|ми|ной из спаль|ни,

Кри|во|но|гий и хро|мой,

Вы|бе|га|ет у|мы|валь|ник

И ка|ча|ет го|ло|вой.

                                                                                                                            ***

Прочитайте отрывок и подчеркните слова, которые говорит Комарик. Нарисуйте  главного героя.

Вдруг от|ку|да-то ле|тит

Ма|лень|кий Ко|ма|рик

И в ру|ке его го|рит

Ма|лень|кий фо|на|рик.

-Где у|бий|ца? Где зло|дей?

Не бо|юсь е|го ког|тей!

7.Прочитайте начало текста. Подумайте , что случилось потом с главными героями. Нарисуйте продолжение этой истории.

                                                                 Му|ра|вей и го|луб|ка

Му|ра|вей под|полз к ре|ке пить. Вдруг нак|ры|ла его вол|на, и стал му|ра|вей то|нуть. У|ви|де|ла е|го го|луб|ка и бро|си|ла е|му вет|ку…

        Прочитай и узнай, чем закончилась эта история.

                                 

…Му|ра|вей сел на вет|ку и спас|ся. О|хот|ник пос|та|вил се|ти. Он хо|тел пой|мать го|луб|ку. Му|ра|вей под|полз к о|хот|ни|ку  и у|ку|сил е|го за но|гу.

Чья концовка оказалась более интересной, твоя или автора?

8. Прочитайте начало текста. Подумайте , что случилось потом с главным героем. Нарисуйте продолжение этой истории.

Мур|зик был не|до|гад|лив, и по|то|му с ним всег|да слу|ча|лись нес|часть|я: то е|го жа|ли|ла о|са- и он ва|лял|ся с виз|гом по зем|ле и мял тра|ву, то е|му от|дав|ли|ва|ли ла|пу, то он, во|ру|я мёд, из|ма|зы|вал им мох|на|ту|ю мор|ду до са|мых у|шей. К мор|де при|ли|па|ли листь|я и ку|ри|ный пух.

Но боль|ше все|го Мур|зик из|во|дил нас сво|и|ми по|пыт|ка|ми сгрызть всё, что е|му по|па|да|лось под ру|ку. Из|гры|зен|ны|е ве|щи он всег|да сно|сил в чу|лан, где их и на|хо|ди|ли. На|ко|нец Мур|зик доб|рал|ся до ре|зи|но|вой лод|ки. Он дол|го пы|тал|ся ух|ва|тить её за борт, но лод|ка бы|ла о|чень ту|го на|ду|та, и зу|бы сколь|зи|ли. Ух|ва|тить бы|ло не за что. Тогда Мур|зик по|лез в лод|ку и на|шёл там е|дин|ствен|ну|ю вещь, ко|то|ру|ю мож|но бы|ло сже|вать…

        

Узнайте, чем же закончилась эта история.

Мур|зик на|чал же|вать ре|зи|но|ву|ю проб|ку. Ею был затк|нут кла|пан, вы|пус|ка|ю|щий воз|дух.

 Мур|зик лёг, за|жал проб|ку ла|па|ми и за|вор|чал- проб|ка е|му на|чи|на|ла нра|вить|ся.

Он грыз её дол|го. Ре|зи|на не под|да|ва|лась. Толь|ко через час он её раз|грыз, и тог|да слу|чи|лась страш|на|я вещь. Гус|та|я стру|я воз|ду|ха с рё|вом выр|ва|лась из кла|па|на, как во|да из по|жар|но|го шлан|га, у|да|ри|ла в мор|ду, под|ня|ла на Мур|зи|ке шерсть и под|бро|си|ла е|го в воз|дух.

 Мур|зик чих|нул, взвизг|нул и по|ле|тел в за|рос|ли кра|пи|вы, а лод|ка е|щё дол|го свис|те|ла, ры|ча|ла, и бо|ка е|ё тряс|лись и ху|де|ли на гла|зах.

9. Прочитайте историю о приключениях мышонка, которую написал Л.Толстой. Догадайтесь, кого встретил мышонок на своём пути. Нарисуйте этих «зверей».

Мыш|ка выш|ла гу|лять. Хо|ди|ла по дво|ру и приш|ла о|пять к ма|те|ри.

-Ну, ма|туш|ка, я двух зве|рей ви|де|ла. О|дин страш|ный, а дру|гой доб|рый.

Мать ска|за|ла:

-Ска|жи, ка|ки|е  э|то зве|ри?

-О|дин страш|ный, хо|дит по дво|ру вот э|так: но|ги у не|го чёр|ны|е, хо|хол крас|ный, гла|за на|вы|ка|те, а нос крюч|ком. Ког|да я ми|мо шла, он от|крыл пасть, но|гу под|нял и стал кри|чать так гром|ко, что я от стра|ха не зна|ла, ку|да ид|ти. А дру|гой зверь ле|жал на сол|ныш|ке и грел|ся. Шей|ка у не|го бе|ла|я, нож|ки се|ры|е, глад|ки|е, сам ли|жет сво|ю бе|лу|ю груд|ку и хвос|ти|ком чуть дви|жет, на ме|ня гля|дит.

Кого на самом деле стоит бояться мышке?

10.Прочитайте начало произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Подумайте , кого встретили главные герои. Нарисуйте этого зверя.

                          Страш|ный рас|сказ.

Маль|чи|ки Шу|ра и Пе|тя ос|та|лись од|ни. О|ни жи|ли на да|че-у са|мо|го ле|са, в ма|лень|ком до|ми|ке. В этот ве|чер па|па и ма|ма уш|ли в гос|ти.

 Ког|да стем|не|ло, Пе|тя и Шу|ра са|ми у|мы|лись , са|ми раз|де|лись и лег|ли спать в сво|и пос|тель|ки.

 Ле|жат и мол|чат. Ни па|пы, ни ма|мы нет.

В ком|на|те тем|но. И в тем|но|те по сте|не кто-то пол|за|ет , шур|шит…

Шу|ра и го|во|рит со сво|ей кро|ва|ти:

-Мне сов|сем не страш|но.

-Мне то|же сов|сем не страш|но, от|ве|ча|ет Пе|тя с дру|гой кро|ва|ти.

-Мы во|ров не бо|им|ся, го|во|рит Шу|ра.

-Лю|до|е|дов то|же не бо|им|ся, -от|ве|ча|ет Пе|тя.

-Тиг|ров не бо|им|ся,-го|во|рит Шу|ра.

-О|ни сю|да не при|дут,-от|ве|ча|ет Пе|тя.

И толь|ко Шу|ра хо|тел ска|зать, что он кро|ко|ди|лов не бо|ит|ся, как  вдруг о|ни слы|шат…за дверь|ю, в се|нях, кто-то нег|ром|ко то|па|ет но|га|ми по по|лу: топ…топ…шлёп…шлёп…топ

Как бро|сит|ся Пе|тя к Шу|ре на кро|вать! О|ни зак|ры|лись с го|ло|вой о|де|я|лом, при|жа|лись друг к дру|гу. Ле|жат ти|хо-ти|хо, что|бы их ник|то не ус|лы|шал.

Топ…топ…шлёп…шлёп…топ…шлёп…

А че|рез о|де|я|ло всё рав|но слыш|но, как кто-то за дверь|ю хо|дит и то|па|ет….

Прочитай концовку этого рассказа и узнай, какой  «страшный» зверь испугал ребят.

Но тут приш|ли па|па с ма|мой. О|ни от|кры|ли две|ри, вош|ли в дом, зажг|ли свет. Пе|тя и Шу|ра им всё рас|ска|за|ли. Тут ма|ма с па|пой зажг|ли е|щё од|ну лам|пу и ста|ли смот|реть по всем ком|на|там, во всех уг|лах. Нет ни|ко|го. И вдруг вдоль сте|ны кто-то как про|бе|жит  в угол… Про|бе|жал и свер|нул|ся в уг|лу ша|ри|ком. Смот|рят-да э|то ё|жик! Он, вер|но, из ле|са заб|рал|ся в дом.

4.Слово заблудилось

1. Верни на место слова, пропущенные в стихотворении С.Маршака: «половинку», «не вернёшь», «купил», «не отдашь». Нарисуй предметы, которые просят у Гриши.

                                              Жа|ди|на

-Гри|ша, Гри|ша, дай мне нож.

-Ты об|рат|но ……………

-Дай-ка, Гри|ша, ка|ран|даш.

-Ты об|рат|но…………….

-Гри|ша, Гри|ша, дай ре|зин|ку.

-Ты от|ку|сишь ……………

-Гри|ша, Гри|ша, дай чер|нил.

-Ты бы сбе|гал ……………….

        

2.В стихотворении Э.Успенского «Если был бы я девчонкой…» пропущено несколько слов: «под|мёл», «мес|та|ми», «пос|ти|рал», «кар|тош|ки», «сы|нок». Верни эти слова на место.

                           Ес|ли был бы я дев|чон|кой…

Ес|ли был бы я дев|чон|кой…

Я бы вре|мя не те|рял!

Я б на у|ли|це не пры|гал,

Я б ру|баш|ки ………………

Я бы вы|мыл  в кух|не пол,

Я бы в ком|на|те ……………..

Пе|ре|мыл бы чаш|ки, лож|ки,

Сам на|чис|тил бы……………

Все сво|и иг|руш|ки сам

Я б рас|ста|вил по ……………

От|че|го я не дев|чон|ка?

Я бы ма|ме так по|мог!

Ма|ма сра|зу бы ска|за|ла:

-Мо|лод|чи|на ты,

…………………………………!

3.Стихотворение З.Новлянской про то, как бывает, растеряло много слов. Верни  слова на свои места.

Вот эти слова: «солн|це», «маль|чик», «Ша|рик», «кош|ка».

…………………………ищет мячик во дворе.

…………………………гложет кости в конуре.

………………………….мур-мурлычет на окне.

………………………….ярко светит в вышине.

4. Прочитай стихотворения , подчеркни слова, в которых буква заблудилась. Исправьте ошибки, напишите правильные буквы.

Зак|ри|чал о|хот|ник: — Ой!
Две|ри го|нят|ся за мной!

             ***

Кук|лу вы|ро|нив из рук,
Ма|ша мчит|ся к ма|ме: —
Там пол|зёт зе|лё|ный 
лук 
С длин|ны|ми у|са|ми!..

              ***

Пос|мот|ри|те-ка, ре|бят|ки:
Ра|ки вы|рос|ли на гряд|ке!

              ***

Та|ет снег. Те|чёт ру|чей. 
На вет|вях пол|но 
вра|чей.

              ***

Мы со|би|ра|ли ва|силь|ки. 
На го|ло|вах у нас — 
щен|ки.

              ***

На по|жел|тев|шу|ю тра|ву
Ро|ня|ет ле
в сво|ю лист|ву.

              ***

Ма|ма с боч|ка|ми пош|ла 
По до|ро|ге вдоль се|ла.

              ***

Жуч|ка буд|ку не до|е|ла:
Не|о|хо|та. На|до|е|ло.

              ***

Ми|ша дров не на|пи|лил,
Печ|ку 
кеп|ка|ми то|пил.

              ***

Си|не|ет мо|ре перед на|ми. 
Ле|та|ют 
май|ки над вол|на|ми.

              ***

Врач на|пом|нил дя|де Ми|те:
— Не за|будь|те об од|ном:
О|бя|за|тель|но при|ми|те
Де|сять 
ца|пель пе|ред сном.

             ***

Се|ли в лож|ку и — ай|да! — 
По ре|ке — ту|да, сю|да.

             ***

На бо|ло|те нет до|рог.
Я по ко
ш|кам — скок да скок!

            ***

За|бо|дал ме|ня ко|тёл, 
На не|го я о|чень зол!

            ***

На вол|ке — сме|та|на,
        тво|рог, мо|ло|ко. 
И рад бы по|есть,

Да дос|тать не|лег|ко...

4.Инсценировка

Прочитай побасёнки и разыграй их со своим товарищем

                http://ups5.3dn.ru/_ld/8/44523549.jpg 
– Я|му ко|пал? 
– Ко|пал. 
– В я|му у|пал? 
– У|пал. 
– В я|ме си|дишь? 
– Си|жу.  
– Лест|ни|цу ждёшь? 
– Жду. 
– Я|ма сы|ра? 
– Сы|ра.  
– Как го|ло|ва?  
– Це|ла. 
– Зна|чит, жи|вой? 
– Жи|вой. 
– Ну, я по|шёл до|мой. 

                                               

                                          ***

- Брат|цы, брат|цы! Я мед|ве|дя пой|мал! 

- Так ве|ди е|го сю|да. 

- Да он не и|дёт. 

- Ну, так сам и|ди! 

- Да он дер|жит ме|ня! Ай! 

                                        *** 

- Фе|дул, что гу|бы на|дул? 

- Каф|тан про|жёг. 

- Мож|но за|шить! 

- Да иг|лы нет. 

- А ве|ли|ка ли ды|ра-то? 

- О|дин во|рот ос|тал|ся. 

                                         *** 

- Сбил-ско|ло|тил - вот ко|ле|со; 

Сел да по|е|хал - ах, хо|ро|шо! 

О|бер|нул|ся на|зад – 

Од|ни спи|цы ле|жат! 

                                        *** 

– Уж так ме|ня про|си|ли, так не пус|ка|ли… 

- А ку|да про|си|ли? 

- С ха|ты. 

- А ку|да не пус|ка|ли? 

- Да… в ха|ту… 

                                           *** 

– Смот|ри, по|мо|гай на|шим! 

- А ка|кие ж ва|ши? 

- А те, что по|беж|дать бу|дут. 

                                        *** 

– Ты пи|рог съел? 

- Нет, не я. 

-А вкус|ный был? 

- О|чень… 

                                         *** 

- Здо|ро|во, ку|ма! 

- На рын|ке бы|ла! 

- Ни|как ты, ку|ма , глу|ха? 

- Ку|пи|ла ку|ри|цу и пе|ту|ха. 

- Про|щай, ку|ма. 

- Пять ал|тын да|ла. 

                                           *** 

- Тит, и|ди мо|ло|тить! 

- Брю|хо бо|лит! 

- Тит, и|ди щи хле|бать! 

- А где мо|я боль|ша|я лож|ка? 

                                         *** 

– Раз|день ме|ня. 

Ра|зуй ме|ня, 

У|ло|жи ме|ня, 

Пок|рой ме|ня, 

Пе|ре|вер|ни ме|ня, 

А там, по|ди, ус|ну я сам. 

                                        *** 

– Са|дись, ба|ба, под|везу! 

- Да нет вре|ме|ни! Ид|ти на|до ско|рей… 

                                        *** 

– И|ван, и|ди ра|бо|тать! 

- Не мо|гу: но|ги бо|лят. 

- И|ван, и|ди есть. 

- Бе|гу, бе|гу. Без ме|ня не на|чи|най|те. 

                                    *** 

– Ты что де|ла|ешь? 

- Ни|че|го. 

- А что он де|ла|ет? 

- Да вот мне по|мо|гать при|шёл. 

                                       *** 


- А|ку|ля, ты что шьешь не от|туля? 

- Да я, ма|мень|ка, ещё по|роть бу|ду! 

                                    ***

-Се|на дал ло|ша|ди?

-Дал.

-На|по|ил ло|шадь?

-На|по|ил.

-Так и|ди зап|ря|гай.

-А где о|на?

                                 ***

-И|ван, ска|жи мо|ей ло|ша|ди: тпру!

-А сам что ж?

-Да гу|бы за|мёрз|ли.

                                 ***

-Сы|сой, а Сы|сой! Под|ве|зи до де|рев|ни!

-Ко|ню тя|же|ло бу|дет.

-Нет, не бу|дет! Я ся|ду, а ко|роб се|бе на ко|ле|ни по|ло|жу.

-Ну, е|же|ли так, то са|дись.

http://ups5.3dn.ru/_ld/8/44523549.jpg 

Скороговорки

1. Бе|лы|е ба|ра|ны би|ли в ба|ра|ба|ны. 

 2.Во|до|воз вез во|ду из во|доп|ро|во|да.

3.Дед До|дон в ду|ду ду|дел, Дим|ку дед ду|дой за|дел. 

4.Ле|же|бо|ка ры|жий  кот  от|ле|жал  се|бе  жи|вот.

5. Зим|ним ут|ром от мо|ро|за на за|ре  зве|нят бе|рё|зы. 

6. О|ко|ло  ко|ла   ко|ло|ко|ла.

 7.Гал|ка се|ла на за|бор,

Грач за|вёл с ней раз|го|вор.

  1. Хох|ла|ты|е  хох|луш|ки  хо|хо|том  хо|хо|та|ли.

  1. Дя|тел  си|дел на  ёл|ке и  дол|бил  щёл|ки.

  1. Ра|ма  ра|но  ро|зо|ве|ет,  ра|ма  ра|да – солн|це  гре|ет.

11.Но|сит  Се|ня  се|но в се|ни. Спать на  се|не  бу|дет  Се|ня.

12.Тол|ком  тол|ко|вать, да без  тол|ку   рас|пе|ре|тол|ко|вы|вать. 

13.Цып|ля|та  и  ку|ри|ца  пьют  чай  на  у|ли|це.

14.Че|ре|па|ха,  не ску|ча|я,  час  си|дит за  чаш|кой  ча|я.

15.Шесть  мы|шат в  ша|ла|ше  шур|шат.

16. Щёт|кой  чи|щу  я  щен|ка,  ще|ко|чу  е|му  бо|ка.



Предварительный просмотр:

Урок – путешествие в страну звуков.

Цель: систематизировать изученный материал по программе 0 класса;

          развивать творческие способности;

Оборудование: билетики-приглашения в страну звуков; костюмы героев; рисунки Тима и Тома и изображения различной еды к ним; карты знаний на каждого ребенка; изображения: сундук, утка, яйцо, иголка.

Роли звуковичков, Тима и Тома, карликов-гномов берут на себя ребята 1 или 2 классов.

                              Ход урока.

  1. Перед входом в класс дети пишут на билетиках звуками свои имена. Дети входят в класс с билетиками, которые звуковички проверяют.
  2. Страна гласных звуков.(слайд)

Гласный звуковичок: Ребята, вы меня узнали? Каким образом произносятся гласные звуки? Сколько  гласных звуков вы знаете? Назовите их.

Игра «Сторожа»

-Вы сейчас будете «сторожами» замков и должны пропускать  в замок только те слова, которые начинаются на гласный звук (показать жестом), а остальным словам вы преграждаете путь (показать жестом). Звуковичок называет разные слова на гласные и согласные звуки, а дети «пропускают» или «преграждают» им путь.

Дети «переходят» в страну согласных звуков.

  1. Страна согласных звуков. Выходит согласный звуковичок:

-Ребята, вы меня узнали? Кто я? Как произносятся согласные звуки? Какие бывают согласные звуки? Как они обозначаются?»

-Ребята, на согласные звуки постоянно нападает злой волшебник Палецвротнеклади. Защитите звуки от злого волшебника! Для этого вам нужно специальное оружие ( раздает детям значки для обозначения согласных звуков.) Звуковичок называет разные звуки. Когда дети слышат согласные звуки, поднимают соответствующие значки.

-Ребята, все согласные звуки живут в домиках у Тима и Тома. Догадались, какие звуки живут у Тима, а какие у Тома?  Тим и Том очень голодные. Давайте их накормим. Какую еду ест Том (начинается на твердый согласный), а какую Тим (начинается на мягкий согласный)? Дети распределяют по твердости, мягкости начальные звуки в названиях еды и крепят к Тиму и Тому.)

Дети «идут» дальше и видят Богатыря.

4.-Богатырь будет сражаться против Кощея Бессмертного. Жизнь Кощея спрятана в иголке, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в сундуке. Чтобы Богатырь победил Кощея, надо его одеть. Богатырь просит помощи у детей. ( дети соотносят схемы и картинки: латы, шлем, меч, конь) Ребята «одевают» Богатыря.

-Вот Богатырь размахнулся мечом, чтобы разбить сундук. Назовите первый звук слова «сундук», чтобы помочь богатырю. Дайте характеристику звука. Потом также работают со словом «утка», «яйцо», «иголка» и побеждают Кощея.

Ребята «идут» дальше. На пути им встречаются карлики-гномы.

5.Злобные карлики-гномы в стране звуков. Они преграждают вам путь.

 Гномы: Мы посылаем на Вас 1) ураган 2)комары 3) жара (схемы) .Дети отбивают все бедствия, составляя схемы на слова, которые придумали: замок, дым, , вода.

Гномы вручают детям билеты в страну слов.

6.Рефлексия.

-Ребята, чему мы научились в стране звуков?

    Детям дается карта знаний, в которой они раскрашивают звезды соответствующими цветами. Карты вывешиваются на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

3 раздел. План методической работы. План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней. План участия в работе РМО учителей начальных классов.

3 раздел. План методической работы.План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней.План участия в работе РМО учителей начальных классов....

2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов

2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов...