Читаем летом
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
За летние каникулы чтение ухудшается более чем у 50% учеников, письмо – у 67%, а вычислительные навыки – у 75% учеников.
Для того, чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно тренироваться ежедневно 15 минут во время летних каникул.
В сборнике представлены тексты для чтения в летний период, направленные на тренировку и проверку знаний, а также на восполнение пробелов умений и навыков.
Как Саша увидел самолёт
Бы-ла вес-на, та-ял снег, тек-ли ру-чей-ки. Са-ша пус-кал по во-де бу-маж-ны-е ло-доч-ки. Вдруг ввер-ху что-то за-гу-де-ло. Са-ша по-ду-мал, что ле-тит пти-ца. Вот о-на у-же над го-ло-вой. Э-то был са-мо-лёт. Зас-мот-рел-ся Са-ша на са-мо-лёт, а ло-доч-ки уп-лы-ли.
Вопросы:
- Какое было время года?
- Что пускал по воде Саша?
- Что загудело в воздухе?
- Что Саша спутал с птицей?
Летние каникулы
Нас-ту-пи-ло жар-ко-е ле-то. Ро-ма, Сла-ва и Ли-за с ро-ди-те-ля-ми по-е-ха-ли в Крым. О-ни ку-па-лись в Чёр-ном мо-ре, хо-ди-ли в зо-о-парк, ез-ди-ли на экс-кур-си-и. Ре-бя-та ло-ви-ли ры-бу. Бы-ло о-чень ин-те-рес-но. О-ни на-дол-го за-пом-ни-ли э-ти ка-ни-ку-лы.
Вопросы:
- Какое натупило время года?
- Куда поехали ребята?
- С кем поехали ребята?
- Чем они занимались на отдыхе?
Кубики
Ма-ма по-да-ри-ла Во-ве ку-би-ки. Ку-би-ки бы-ли кра-си-вы-ми, яр-ки-ми: жёл-ты-е, крас-ны-е, си-ни-е, зе-лё-ны-е. Во-ва был о-чень рад по-дар-ку! Он сра-зу стал стро-ить из ку-би-ков вы-со-ку-ю баш-ню. Ве-че-ром Во-ва приг-ла-сил к се-бе в гос-ти Ни-ки-ту. Маль-чи-ки вмес-те иг-ра-ли в стро-и-те-лей.
Вопросы:
- Как зовут мальчика из рассказа?
- Что подарила мама Вове?
- Какие были кубики?
- Что построил Вова?
- Как зовут друга Вовы?
Котёнок
Ма-ма с па-пой ку-пи-ли мне ко-тён-ка. Ко-тё-нок был ма-лень-кий. Я по-и-ла е-го мо-ло-ком. Ко-тё-нок спал и я его не бу-ди-ла. А ког-да про-сы-пал-ся – иг-рал со мной.
Вопросы:
- Кого купили родители?
- Чем кормила котёнка девочка?
- Что делал котёнок?
Одуванчики.
О-ду-ван-чик по-хож на сол-ныш-ко с зо-ло-ты-ми лу-ча-ми. А ря-дом бе-ле-ет пу-шис-тый ша-рик.
Та-ня ду-ну-ла на ша-рик. По-ле-те-ли пу-шин-ки. По-то-му и на-зы-ва-ет-ся о-ду-ван-чик.
Та-ню-ша при-шла до-мой с зо-ло-тым ве-ноч-ком на го-ло-ве.
Ве-че-ром ус-ну-ла де-воч-ка. И о-ду-ван-чи-ки закры-ли сво-и цве-точ-ки до ут-ра.
(По К. Соколову-Микитову.)
Вопросы:
1. Из каких цветов сплела Танюша венок?
2. Почему венок назван золотым?
3. С чем сравнивается цветок одуванчика?
4. Когда одуванчик становится белым?
5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?
Гав.
Од-на-жды ще-нок у-ви-дел ко-тён-ка.
- Как те-бя зо-вут? – спро-сил ще-нок ко-тён-ка.
-Гав, - от-ве-тил ко-тё-нок.
- Че-го ты драз-нишь-ся? – о-би-дел-ся ще-нок.
- Э-то ме-ня так зо-вут – ГАВ! – ска-зал ко-тё-нок.
- Я не хо-тел те-бя о-би-деть. Да-вай дру-жить!
Так Ко-тё-нок и Ще-нок ста-ли друзь-я-ми.
Вопросы:
- Кого встретил щенок?
- Как зовут котёнка?
- Почему щенок обиделся?
Цветы.
Был жар-кий лет-ний день. Солн-це све-ти-ло яр-ко. Не-бо бы-ло го-лу-бо-е. Три де-воч-ки Ка-тя, Ма-ри-на и Юл-я со-би-ра-ли в по-ле цве-ты. О-ни на-бра-ли по бу-ке-ту раз-ных цве-тов: ро-маш-ки, ва-силь-ки, о-ду-ван-чи-ки. А по-том спле-ли из по-ле-вых цве-тов кра-си-вы-е вен-ки на го-ло-ву.
Вопросы:
- Какой был день?
- Как светило солнце?
- Как звали девочек?
- Чем занимались девочки?
- Какие цветы собрали девочки?
Галка.
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые пёрышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, чёрные только голова, шея, крылья да хвост.
(Г. Скребицкому.)
Вопросы:
1. О каких птицах вы прочитали?
2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
4. С чем можно сравнить серое туловище вороны? (С жилетом.)
Рысь.
В тёмном лесу, у лесной тропинки, залёг зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.
Лежит рысь на толстом суку и ждёт. Она с дерева так и бросится на добычу.
Вопросы:
1. Почему рысь названа большой кошкой?
2. Опишите рысь.
3. Как рысь охотится?
4. Как вы понимаете выражение «так и бросится»? (Внезапно неожиданно бросится)
5. Как вы понимаете слово «залёг»? (притаился)
Лесной оркестр.
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы.
Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет.
(По В. Бианки.)
Вопросы:
1. Каких птиц можно отнести к певчим?
2. Как поют певчие птицы?
3. Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?
4, Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?
5. Почему у рассказа такое название?
б. Почему о жуках и кузнечиках сказано, что они «скрипят», дятлы «барабанят», иволги «свистят флейтой», филин «ухает»?
Хитрая рыба.
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведёрко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
(По Э. Шим.)
Вопросы:
1. Где сидел дедушка?
2. Почему у него шел лов?
3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
Кит.
Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.
Вопросы:
1. Какое животное самое большое на свете?
2. Где могут жить киты?
З. Легко ли охотиться на китов?
Летучие мыши.
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.
Днеё летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в тёмных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.
( По Ю. Дмитриеву.)
Вопросы:
1. Какую пользу приносит летучие мыши?
2. Как они проводят день?
3. Когда охотятся летучие мыши?
4. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?
Купание медвежат.
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.
(По В. Бианки.)
Вопросы:
1. Кто вышел на берег реки из леса?
2. Как медведица купала первого медвежонка?
3. Почему побежал в лес другой медвежонок?
4. Что сделала с ним его мать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читаем летом
Предлагаю список литературы для чтения летом после 3 класса...
Читаем летом
Список книг на лето...
Что читать летом
Список книг для летнего чтения...
Читаем летом.5 класс
Что читать летом детям, идущим в 5 класс...
Читаем летом (рекомендации)
Список детской литературы для летнего чтения...
Читаем летом
Надеюсь, этот список литературы поможет родителям успешно организовать летнее чтение детей...
Что читать летом к 4 классу
Список литературы для чтения летом....