"Дети с ТНР" (статья ) - фэйсбук (июнь 2017 г.),сетевой портал "Солнечный свет" (июль 2017 год)
статья по теме

Карпухина Инна Викторовна

Опыт работы учителя-логопеда с детьми,имеющими ОВЗ(ТНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_soln.svet_.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Дети с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста 4-7 лет»

Г.Москва, ГБОУ Гимназия №1476, учитель-логопед Карпухина И.В., июнь 2017 г.

Дети с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста 4-7 лет

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с особенностями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большей степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков),  фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи.  Отечественными специалистами выделяются три уровня  общего недоразвития речи:

1 уровень – наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

2 уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

3 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.

Причины речевых нарушений.  Различают неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Так в нарушениям речи приводят:  внутриутробная патология (гипоксия плода (кислородное голодание), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус-несовместимость матери и плода, чрезмерный прием лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др. Особенно вредно сочетание нескольких неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг  могут приводит к последующим речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое окружение – все это способствует возникновению речевых нарушений. Можно выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию (заикание, дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи. Часто страдает речевая функция в критические периоды развития – 1-2 года, 3 года,7 лет. Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.

Классификация речевых нарушений. Существуют две классификации речевых нарушений. В основе медико-педагогической классификации лежит  изучение причин и патологических проявлений  речевой недостаточности. Это нарушения голоса (дисфония, афония), нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия), заикание, дислалия (нарушение звукопроизношения), дизартрия (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации  речевого аппарата), ринолалия (гнусавость), алалия (недоразвитие речевых центров коры головного мозга), афазия (распад речи), нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).

Для комплектования специальных дошкольных групп для детей с нарушением речи применяется психолого-педагогическая классификация. Согласно ей дефекты речи бывают: фонетико-фонематические, фонетические и общее недоразвитие речи.

Характеристика детей с нарушениями речи. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне  произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения,  и распределения. У этой категории детей наблюдается  сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности  в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие  мыслительных операций, снижение способности  к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять  задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют  двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются  в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его  развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.

При исправлении речевых нарушений родители должны всемерно помогать педагогам (учителю-логопеду (логопеду), воспитателю, педагогу-психологу). Исправление речи требует  систематических продолжительных занятий.  Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка. Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допуская включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.

В случае, если в семье растет ребенок с сенсорной алалией, родителям целесообразно следить за звуковым и речевым режимом малыша. Ребенка надо оградить от излишне частого общения  с окружающими, исключить слушание радио, просмотр телевизора. Желательно создать вокруг ребенка ситуацию зрительного голода  - не показывать игрушек, картинок. Только на таком спокойном фоне можно логопеду начинать коррекционную работу.

Если у ребенка дизартрия, родители должны постараться в первую очередь организовать режим сна и бодрствования. Поскольку у детей с дизартрией отмечается недоразвитие моторики, в частности нарушения движений пальцев и кистей рук (ребенок затрудняется сам одеваться, причесаться, действовать с мелкими предметами), родители могут учить своего малыша правильно захватывать предметы, удерживать их, перекладывать с места на место. Надо с большим вниманием относиться к малейшим успехам ребенка, хвалить его и поощрять. Взрослым следует терпеливо формировать у таких детей навыки самообслуживания (умение есть, одеваться, умываться и т.д.)

Еще одним речевым нарушением  является закрытая ринолалия. Она проявляется в нарушении тембра голоса и звукопроизношения. Обусловлен этот дефект непроходимостью носовой полости, вызванной наличием в носу полипов, аденоидов, искривлением носовой перегородки, гипертрофией слизистой носовой полости. Как правило, при устранении причины восстанавливается носовое дыхание и исчезает речевой дефект.  Реже встречаются дети с открытой ринололией, возникающей вследствие расщелин твердого и мягкого неба. Такому ребенку в дошкольном возрасте показана операция по восстановлению неба. Логопедическая работа начинается еще в дооперационный период. Это способствует предотвращению возникновения серьезных нарушений в функционировании органов артикуляции.

Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению.

Тяжелые нарушения речи имеют в анамнезе неврологический статус и коррекционная работа проходит по программе АООП для детей с ТНР(тяжелые нарушения речи) в течение 2- 3 лет.

1-ый год коррекционной работы – создание базы, на которой строится вся дальнейшая логопедическая работа.

2-ой год – продолжение логоработы по основным речевым направления: лексико-грамматическая компетенция, фонологическая (звукопроизношение)  компетенция, текстовая деятельность.

3-й год- уточнение речевой компетенции в процессе коммуникативной деятельности детей, активная социализация, интеграция детей с ТНР.

При переходе детей, имеющих в анамнезе ТНР, с дошкольного уровня на следующую ступень образования, речевое развитие обучающихся должно соответствовать возрастной норме (ФГОС ДО).  Однако  в процессе обучения в школе по ООП, учитывая неврологический статус ребят, может возникнуть потребность в продолжении логосопровождения и в оказании им своевременной помощи  всеми участниками образовательного процесса.

Список литературы:

Курс лекций (презентации) по теме «Реализация коррекционно-развивающих технологий сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ»- Москва: курсы ПК для учителей-логопедов ГППЦ ДО г. Москвы,2016 г.

«Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ», авторы – составители Ю.А. Афонькина, Н.А.Кочугова- Волгоград: издательство «Учитель», 2015 г.

«Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7 лет», составитель В.Ф.Жесткова- Волгоград: издательство «Учитель»,2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родители и дети, или как стать примерными родителями».

Материалы собрания помогают родителям правильно выстроить линию воспитания своих детей согласно принципу: "Воспитательная сила  равна любви ко всем людям". Родители узнают о "страшной любви" к де...

План работы на июнь 2017

План методической работы и занятия в пришкольном лагере....

Христианское (православное) воспитание и 7 факторов духовного роста детей. К данной статье есть наглядный материал.

Данный материал можно использовать на родительском собраниии. При выборе курса ОРСКЭ в 4 классе....

Приемы обучения детей рациональному чтению (статья)

некоторые приемы помогающие развивать у детей скорость чтения...

План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )

Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...