Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме: "Зачем нужен алфавит", 1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Урок построев в фоорме групповой работы. На уроке дети знакомятся с алгоритмом работы со словарями, с тем, где применяется в жизни алфавит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alfavit_1_klass.zip | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
учителя средней школы № 31
города Сургута
Янович Наталья Анатольевны
Класс: 1 класс
Программа «Школа России»
Тема: Алфавит
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала по применению в жизни алфавита , постановки и конструктивного решения учебных проблем, развития внутренней мотивации учения школьников.
Цели урока по содержанию:
Обучающая: Познакомить детей с алгоритмом работы со словарями, с тем, где применяется в жизни алфавит;
Развивающая: Развивать познавательный интерес к предмету, сформировать умение применять алгоритм во время работы со словарем, применять знания алфавита в жизни, а также умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.
Воспитательная: Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий.
Технология : проблемно-диалогическое обучение
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, диалог
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемый результат обучения:
Развитие универсальных учебных действий. (УУД).
Осознанное применение обучающимися полученных знаний
Познавательные УУД:
-умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-использование знаково-символических средств;
-умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- синтез как составление целого из частей, самостоятельное достраивание, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- наличие учебно-познавательной мотивации;
Основные понятия: алфавит, применение алфавита, алгоритм при работе со словарем.
Межпредметные связи: информатика, окружающий мир.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь, карточки алгоритма, интерактивная доска, презентация.
Структура урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1 мин
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 5 мин
- Выявление места и причины затруднения 3 мин
- Построение проекта выхода из затруднения 5 мин
- Реализация построения проекта 7 мин
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 10 мин
- Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону 6 мин
- Рефлексия учебной деятельности 2 мин
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Слайд |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | 1 мин | Этот урок у нас сейчас Чтобы хорошо учиться, Для того, чтобы урок прошел успешно нужно быть внимательным и активным. Давайте вспомним правила работы в группе | Определяют все ли готовы к уроку.
| Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные: подготовка к уроку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения Открытие нового знания. | 5 мин 3 мин. .
7 мин | Чем мы пополним сегодня копилку наших знаний вы узнаете, когда выполните задание. Внимательно прочитайте слова: ЛЕТЕЛ, ПОШЁЛ, АЛФАВИТ, БЕЖАЛ.
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? - Ребята, зачем люди придумали алфавит? Учитель на доске фиксирует ответы детей:
- Давайте проверим ваши предположения на уроке. Задание 1. - Каждой группе надо объяснить значения слов, написанных на листочке: БИБЛИОТЕКА, СЛОВАРЬ, АЛФАВИТ, КАТАЛОГ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. (Приложение 2)
- Объясните. - Объяснения вы дали, но они разные. - Как узнать точное значение слова? - Предлагаю вам найти значение слова в словаре. - Найдите значение этого слова в словаре. Вопрос к группе, которая справилась быстрее всех. - Как вам удалось так быстро найти значение слова? - Кто не смог найти (или долго искал): - Почему возникли затруднения? - Как выйти из этой ситуации? - А надо ли знать алфавит, чтобы найти слово в словаре?
У меня был готовый алгоритм работы, но, пока я шла на урок, у меня все перепуталось. Помогите мне, расположите предложенные этапы в том порядке, в котором вы считаете, должна проходить работа по поиску значения незнакомого слова. (Приложение 3) - Давайте выберем самый удобный алгоритм, по которому вам будет легко работать. Памятки перед вами. Они различаются. Нам надо прийти к единому варианту. Я вам задаю наводящие вопросы, вы отвечаете, находите самую правильную памятку. | Лишнее слово алфавит потому, что слова: ЛЕТЕЛ, ПОШЁЛ, БЕЖАЛ. 1. имеют 2 слога; 2. начинаются с согласной буквы; 3. Отвечают на вопрос (что делал?) обозначают действие. А слово АЛФАВИТ имеет три слога, начинается с гласной буквы, отвечает на вопрос (что?) и обозначает предмет. Тема урока: Алфавит.
Оценка работы групп. Дети высказывают свои предположения. Дети читают слова, дают объяснения друг другу. Библиотека – учреждение, которое собирает, хранит печатные издания и обеспечивающее читателей литературой. Словарь – книга, в которой собрана нужная информация в алфавитном порядке. Орфографический, толковый, антонимов, синонимов и другие. Энциклопедия – справочник по различным темам. Каталог - ?
Оценка работы групп Не знаем, как быстро найти слово в словаре. - Надо составить алгоритм (последовательность работы) Да, надо, так как слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
Алгоритм работы со словарём. 1.Прочитай слово. 2.Определи, на какую букву оно начинается. 3.Найди в оглавлении на какой странице эта буква. 4.ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв. Оценка работы групп. Контролеры у доски ставят + или – около каждого пункта памятки своей группы | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание Предметные: Чтение слов, исключение лишнего слова, составление кластера. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий Предметные: Объяснение значений слов и составление алгоритма работы со словарем. | |
Физминутка | 1 мин | - Значение чего мы находим? - Значит, сначала мы их должны прочитать. Правило 1. - Затем должны определить, с какой буквы это слово начинается. Правило 2. - Но ведь у нас их целых 33, - Четвёртое правило гласит:
| Слов 1.Прочитай слово.
Определить вторую или даже третью букву. 4. Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. . Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий Предметные: Составление алгоритма нахождение слова в словаре. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| 10 мин
| Найдите в словаре и записать значение слов: абазинцы, итальянцы, финны, казахи.
Это интересно знать. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы. У них алфавит состоит из 21 буквы. У финнов – 31 буква. Казахский алфавит состоит из 42 букв. ИГРА «Помоги» 1 группа – в ЗООПАРКЕ убежали животные. Составьте список беглецов в алфавитном порядке. (Приложение 5) 2 группа – в БИБЛИОТЕКЕ упали с полки книги. Помогите им встать на место. (Приложение 5) 3 группа – в ЖУРНАЛЕ потерялась часть списка нашего класса. Помогите составить список. (Приложение 5) 4 группа – из СЛОВАРЯ убежали слова, помогите им встать на место. (Приложение 5) 5 группа – в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ забыли внести информацию о некоторых городах. Распределите названия городов, чтобы их могли внести в энциклопедию. Группы поменяйтесь работами, проверьте друг у друга. Оцените. Верните работы. У кого совпали оценки? У кого нашли ошибки? | Абазинцы - группе абхазо-адыгских народов, живущих на Кавказе. Итальянцы – народ романской языковой группы. Финны – финно-угорский народ, основное население Финляндии. Казахи- тюрский народ, коренное население Казахстана. Оценка работы групп. Алгоритм и знание алфавита. 1. Жираф, лев, медведь, носорог, обезьяны, пума, рысь, слон, тигр. 2. Вий, Гром, Дым, Жучка, Зимовье, Коралина, Огурцы, Шляпа. 3. Артемьев, Баймурзаев, Елесина, Илларионова, Ухов, Федорова, Химич, Цирин. (Фамилии вымышленные)
5. Алушта, Волгоград, Изюм, Калининград, Липецк, Москва, Новгород, Псков
| Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Предметные: нахождение слов в словаре с записью их значения по алгоритму во внешней речи. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Предметные: Решение уравнений по алгоритму во внутренней речи. Запись слов в алфавитном порядке. | |
Рефлексия учебной деятельности | 2 мин. | Что вам помогло расставить слова по порядку? - Зачем люди придумали алфавит? Где нам еще может помочь алфавит? Что интересного вы сегодня узнали на уроке? Как можно быстро найти слово в словаре? Вы сегодня много работали, оцените работу каждой группы. (Приложение 6) Оцените работу в группе каждого участника. (Приложение 7) Что больше всего вам понравилось на уроке? Оцените урок. Рефлексивный лист.(Приложение 8) | Знание алфавита. Для удобства.
Используя алгоритм. Оценка работы каждой группы. Оценка своей работы в группе. Ответы детей. Оценка урока | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России
коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...
Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании географических названий"" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании кличек животных" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по русскому языку «Что такое распространенные и нераспространённые предложения?», 2 класс, "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с признаками распространенных и нераспространенных предложений, формирование умения находить и различать распространенные и нераспространенные предложе...
Конспект урока по русскому языку "Что такое однозначные и многозначные слова?" (2 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Что такое многозначные и однозначные слова?»Цели деятельности учителя:-Формирование понятия об однозначных и многозначных словах;-Формирование уме...
Конспект урока по русскому языку: "Единственное и множественное число имён прилагательных", 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательно...
Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя: Формиров...