Программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа на тему
Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г. Нижневартовск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Серёгина Татьяна Николаевна
(Ф.И.О. учителя, составившего программу)
2017 год
Пояснительная записка
Переход ребёнка из детского сада в школу является переломным моментом в его жизни. Это естественно. И нужно сделать многое, чтобы этот переход был для детей безболезненным. А это задача воспитателей детского сада, родителей и, конечно же, учителей.
Главная задача, которая стоит перед учителями и родителями, создать общую установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Такая установка необходима для того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ жизни, приспособиться к требованиям школы.
Положительная позиция ребёнка должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать у ребёнка положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами и сделать само учение радостным событием и интересным занятием. Создать такую радостную и совершенно реальную личную позицию у маленького будущего школьника очень важно. Ведь всем хорошо известно: если человек чего–то хочет, к чему–то стремится, он добивается желаемого, и, если встречает известные трудности, они его уже не пугают, тем более тогда, когда в новой, сложной работе ему помогает, разъясняет, показывает - как нужно работать, внимательный и знающий учитель. Вот почему среди всех задач самой главной задачей является создание общей положительной направленности будущего ученика на школу.
Цель программы:
Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
В понятие “готовность к школьному обучению” входят следующие составные части:
1. развитие речи;
2. развитие интеллектуальных способностей;
3. развитие познавательной активности;
4. сформированность внутренней позиции школьника.
Задачи программы:
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором качеств. Это умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами развития дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Программа рассчитана на 8 недель. Занятия проводятся один раз в неделю (продолжительность: 3 занятия по 20 минут). Общее количество часов – 24.
Исходя из перечисленных составных школьной готовности, в программу были включены следующие разделы:
- «Грамотейка» (Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики. )
- «Посчитаем – поиграем» (Математическая пропедевтика.)
- «Посмотрим внимательно на мир» (Развитие познавательных способностей)
Раздел: « Грамотейка»
Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 6 лет является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».
Общая цель - подготовить в ходе обучения функционально - грамотную личность, как показатель качественного обучения. Одним из способов достижения этой цели видится создания непрерывных курсов. Непрерывность же на границе* детский сад- школа* обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы - описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной и средней школы.
Актуализация.
Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям:
1.Линия формирования произвольного поведения;
2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
3.Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
4.Линия мотивационной готовности.
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой - предупреждение
ошибок в чтении и письме, всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных
представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
1.Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.
2.Развитие наглядно- образного и формирование словесно- логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
3.Формирование приёмов умственных действий - анализа, синтеза. Сравнения, обобщения.
4.Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие умения работать в коллективе.
- Развитие умений говорения и слушания, чтения.
- Развитие интереса и внимания к слову, речи.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие владения звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
- Расширение представлений об окружающем мире.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте с детьми 6 лет.
Содержание работы:
- Развитие связной речи:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Лексическая работа:
- обогащение словарного запаса детей;
- обучение употреблению новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие звуковой культуры речи:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
- звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Развитие фонематического слуха:
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
- положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных.
- Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
- В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.
К концу обучения у детей формируются следующие знания и умения:
1. Звуки:
- Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.
- Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
- Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове.
- Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов.
- Уметь читать и составлять слоги.
2. Слоги:
- Знать понятие «слог».
- Уметь проводить слоговой анализ слов.
- Уметь подбирать слова на заданное количество слогов.
- Уметь выделять в словах первый и последний слог.
- Уметь подбирать слова на заданный слог.
- Уметь составлять прямые и обратные слоги.
- Уметь печатать слоги.
3. Слова:
- Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов.
- Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок.
- Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов.
- Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам.
- Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.
- Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Уметь печатать слова, состоящие из одного и двух слогов.
4. Буквы:
- Знать буквы.
- Знать дифференциацию понятий «звук» и «буква».
- Знать согласные и гласные буквы.
- Уметь соотносить букву и звук.
5. Связная устная речь.
- Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи.
- Уметь составлять предложения.
- Уметь пересказывать текст.
- Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Грамотейка» (8 часов)
№ | Дата | Тема занятия. | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1. | Итак, мы начинаем…Чему учат в школе? | Что ждёт будущих учеников в школе и зачем нужно учиться. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии. | 1 | |
2. | Про звонок и про урок. Семицветная дуга. | Значение школьного звонка и урока. Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». | Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, рефлексии. | 1 | |
3. | Знакомимся со звуками и буквами. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1. | ||
4. | Рисуем бусы. Развиваем фонематический слух. | Порядок расположения цветов в Российском флаге. Что такое фонематический слух. Рифма. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, речи, воображения, рефлексии. | 1 | |
5. | Дни недели. Слушаем сказку. Развиваем мелкую моторику. | Что такое русская народная сказка? Популярные герои рус.нар.сказкок. История возникновения названий дней недели. Упр. для развития мелкой моторики руки. | Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, чувства рифмы, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | |
6. | И снова сказка. Ещё о геометрических фигурах. | Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Точка, линия, прямая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | |
7. | Развиваем воображение и фантазию. Трудные задания от Василисы Премудрой. | Чем отличается воображение от фантазии. Василиса Премудрая – героиня русских народных сказок. | Развитие внимания, воображения, логического мышления, слуховой и зрительной памяти, чувства рифмы, речи, артистических способностей, рефлексии | 1 | |
8. | Развиваем речь. Качества характера. | Антонимы – слова «наоборот». Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера. | Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, воображения, ориентации в пространстве, речи, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 |
Раздел 2: «Посчитаем – поиграем»
Цель - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения задачи необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:
- на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
- на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
- на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.
К концу обучения у детей формируются следующие знания и умения:
- числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
- предшествующее число, последующее, числа – соседи;
- понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, «столько же», «также», «уже-шире», «короче-длиннее», «больше-меньше»;
- геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
- основные цвета и их оттенки;
- временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
- название дней недели;
- название месяцев и времен года;
- направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Посчитаем - поиграем» (8 часов)
№ | Дата | Тема занятия. | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1. | Сделай «так-же», сделай «по-другому». | Сравнение предметов по различным признакам. | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
2. | Найди «лишний предмет». Анализ объекта. | Сравнение предметов по различным признакам: цвету, форме, размеру и т.д. | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
3. | Представление о пространственных отношениях ( слева, справа, вверх, вниз). | Понятия «лево-право», «верх-низ». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
4. | Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз, ближе, дальше). | Понятия «ближе», «дальше». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
5. | Установление взаимнооднозначного соответствия предметов (образование пар). Отношение «столько же». | Понятия «столько же», «больше», «меньше». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | |
6. | Признаки предметов. Графический диктант. | Сравнение предметов по различным признакам. | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
7. | Признаки предметов. | Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее». | Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
8. | «Давайте подумаем…» | Установление закономерностей. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 |
Раздел 3: «Посмотри внимательно на мир» (РПС)
Цель: развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, речи, пространственной ориентации, конструкторских способностей, фонематического слуха, мелкой моторики, коммуникативных способностей, а также различных сторон логического мышления.
У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствуют занятия данного курса.
Занятия построены на сочетании коррекционно-развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма способствует непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств дошкольников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
Ожидаемые результаты.
- Первый уровень – приобретение дошкольником социальных знаний;
- Второй уровень – получения опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- Третий уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия.
- Развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся;
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Посмотри внимательно на мир» (8 часов)
№ | Дата | Тема занятия. | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1. | Времена года: осень, зима. | Отличительные особенности осени и зимы как времён года. | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, фонематического слуха, чувства рифмы, речи, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | |
2. | Времена года: весна, лето. | Отличительные особенности весны и лета как времён года. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | |
3. | Размеры предмета. Геометрические фигуры. | Сравнение предметов по различным признакам: длине, ширине, толщине, глубине, высоте. Точка, линия, прямая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии, расширение словарного запаса. | 1 | |
4. | Домашние и дикие животные. | Разнообразие домашних животных , их роль в жизни человека. Разнообразие диких животных. | Развитие внимания, мышления, смысловой и слуховой памяти, воображения, конструкторских и артистических способностей, речи. чувства рифмы, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
5. | Предмет в пространстве, их взаимное расположение. | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения. | Развитие внимания, логического мышления, воображения, фантазии, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | |
6. | Внешний вид ученика. Эстафета занимательных заданий. | Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены. | Развитие внимания, логического мышления, слуховой и зрительной памяти, быстроты реакции, фонематического слуха, конструкторских и артистических способностей, чувства рифмы, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | |
7. | Трамвайчик «Первоклашка». Тестируем и тренируем внимание и мышление. | Тесты на определение объёма внимания и его концентрации, на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных. | Развитие внимания, мышления, памяти, быстроты реакции, речи, рефлексии. | 1 | |
8. | Тестируем и тренируем память и мышление. | Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти, на определение умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями и умение обобщать. | Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, мышления, воображения, фантазии, рефлексии. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-137312-1354383889.jpg)
Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"
Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-400204-1392394730.jpg)
ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников
Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-135206-1351775885.jpg)
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников "Готовим будущего первоклассника!"
Родительское собрание...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-52264-1491754387.jpg)
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-949042-1700034905.png)
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....