Многозначные и однозначные слова
план-конспект урока на тему

Пятницкова Лариса Викторовна

Урок русского языка на тему:"Многозначные и однозначные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.pptx2.03 МБ
Файл mnogoznachnye_i_odnoznachnye_slova.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

« Я ко всем наукам ключ имею Я со всей вселенною знаком Это потому, что я владею Русским всеохватным языком» М.Данилов

Слайд 3

кот

Слайд 4

молоко

Слайд 6

Обь

Слайд 7

Шагаешь - впереди лежит. Оглянешься – домой бежит.

Слайд 8

Д о рога

Слайд 9

Опустел в деревне сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?

Слайд 10

Сентябрь

Слайд 11

За околицей цветут Белые ромашки, Жаворонки поют Над широкой пашней. Теплый ветер принесет Аромат смородины, Так чего дороже нет ? Нет дороже ……

Слайд 12

Родина

Слайд 13

Дружит с солнышком весной, Тихий, ласковый такой. А зимой завьюжит- Он с морозом дружит. В трубах завывает, С ног меня сбивает.

Слайд 14

Ветер

Слайд 15

Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом.

Слайд 16

Лопата

Слайд 17

Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки.

Слайд 18

Ягода

Слайд 20

1.У ёжика тело покрыто иголками. 2.Мама купила соломенную шляпу.

Слайд 21

Замок

Слайд 22

Ключ

Слайд 23

Ручка



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Предмет: русский язык

Целевой блок

Тема урока:

Что такое однозначные и многозначные слова?

Цель урока:

Познакомить учащихся с новыми понятиями: однозначные и многозначные слова

Развивать навык нахождения однозначных и многозначных слов в предложении;

Привить любовь к родному языку; развитие речи.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: 

  1. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  2. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  3. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные УУД: 1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

5.Оценивать жизненные ситуации  с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать  поступки героев.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

4.Донести свою позицию до других. 

*Познавательные: 

1. Устанавливать причинно- следственные связи.

2.Давать определения понятиям.

3.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
4.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения новых знаний

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы:

Учебник,

ТСО (компьютер)

Доска, мел

Этапы урока

Ход урока

ОНУ

-Здравствуйте! Присаживайтесь!

Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Все на месте? Все в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Начинаем наш урок русского языка.

- А начать мне хочется со стихотворения М.Данилова.

  « Я  ко всем наукам ключ имею

     Я со всей вселенною знаком.

    Это потому, что я владею

     Русским всеохватным языком»

-Ребята, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить)

- А еще правильно и красиво писать. Сегодня весь урок мы будем учиться правильно и красиво писать, и говорить.

Минутка чистописания

-Для того, чтобы красиво писать, давайте разбудим свои  пальчики. (Пальчиковая гимнастика.)

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа, обратите внимание, что в слове классная пишутся две буквы с.

-Сегодня на минутке чистописания, мы с вами пропишем заглавную и строчную букву о. С начала новой строк до конца строки пропишите строчную букву О.

-Назовите слова, где встречается строчная буква о. (Кот, молоко.)

-С начала новой строки до конца строки пропишите заглавную букву О.

-Назовите слова, где встречается  заглавная буква О. (Оля, Обь, Олег.)

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом. Прежде, чем узнать с каким  словом мы познакомимся, отгадайте загадку.

- Шагаешь - впереди лежит.

  Оглянешься - домой бежит.  (Дорога)

- Как вы понимаете значение этого слова?   ( Путь для передвижения)

- Напишем у себя в тетрадях зеленой пастой слово « Запомни !», после этого слова запишем с заглавной буквы слово Дорога. Поставим ударение.

Подчеркнем гласную о, и запомним, что слово дорога пишется с буквой о.

- Как называют маленькую дорогу? ( дорожка)

-Как называют сумку, которую берут с собой в дорогу?  (дорожная)

- Что общего у этих слов? (они однокоренные)

- Давайте с вами вспомним, какие еще словарные слова вы изучали на уроках русского языка. Я буду загадывать вам загадку, а вы будете писать отгадки.

1. Опустел в деревне сад,

    Паутинки вдаль летят,

    И на южный край земли

    Потянулись журавли.

    Распахнулись двери школ.

    Что за месяц к нам пришел?  ( Сентябрь)

2. За околицей цветут

    Белые ромашки,

    Жаворонки поют

    Над широкой пашней.

    Теплый ветер принесет

    Аромат смородины,

   Так чего дороже нет?

   Нет дороже Родины.

3. Дружит с солнышком весной,

    Тихий, ласковый такой.

    А зимой завьюжит –

    Он с морозом дружит.

    В трубах завывает,

    С ног меня сбивает. ( Ветер)

4. Рядом с дворником шагаю,
разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (
Лопата)

5. Рядом с дворником шагаю,
разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.  (
Ягода.)

-Молодцы ребята! Мы с вами повторили раннее изученные слова, а сейчас переедем к теме нашего урока.

Изучение новой темы.

Откройте учебник на странице 47. Найдите упражнение 58.

- В этом упражнении нужно рассмотреть рисунки и прочитать

- Что изображено в верхнем ряду?  (швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа)

- Чем похожи  все иголки? (они острые и тонкие)

- Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду)

-Что изображено в нижнем ряду?   (соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя)

 - Чем похожи все шляпы? (они круглой формы и находятся вверху предмета)

- Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (они похожи по внешнему виду)

-Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его.

- Ребята слово « игла» и слово «шляпа» пишутся и слышатся одинаково, но имеют много значений. Как мы назовем слова которые имеют много значений? ( многозначные)

Какие еще слова имеют много значений, но пишутся и слышатся одинаково? ( Замок, ключ, ручка, доска и т.д)

А слово карандаш, сколько значений имеет? (одно)

-Как мы назовем слово, которое имеет одно значение? (однозначное)

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об однозначных и многозначных словах)

- Какова наша цель?  (научиться определять однозначные и многозначные слова)

-Рассмотрите схему на странице 48.И ответьте на вопросы. На какие две группы делятся слова?  (На однозначные и многозначные)

-Какие слова называются однозначными? (слова, которые имеют одно лексическое значение)

-Приведите примеры.  (Ландыш, береза)

- Какие слова называются многозначными?  ( Слова, которые имеют два и более лексического значения.)

-Приведите примеры. ( Звезда, язык, иглы)

Физкультминутка.

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

Он любил летать все выше,

Выше пальм, жирафов выше.

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

Прыгал, кланялся, шалил,

С малышами говорил.

Закрепление изученного материала

- Молодцы ребята! Немного отдохнули, пора нам продолжить дальше выполнять упражнения.

Чтобы закрепить наши знания о однозначных и многозначных словах, выполним упражнение 61 на станице  49.

Прочитайте задание.

Прочитайте предложения под цифрой 1.   (Расцвел синий колокольчик. Звонко звенел колокольчик.)

-Какое слово в этих предложениях  является многозначным?  (колокольчик)

-Объясните эти значения.

- Спишите первое предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

-Прочитайте предложения под цифрой 2.   (Пушистый снежок укрыл землю.

На ковре спал пушистый котенок.)

- Какое слово в этих предложениях является многозначным? (пушистый)

- Объясните эти значения.

- Прочитайте предложения под цифрой 3.  ( На небе сияли крупные  звезды.

Ребята вырезали из бумаги крупные звезды.)

- Какое слово в этих предложениях является многозначным? (звезды)

- Объясните их значения.

-Какие слова называются многозначными?

Итог.

Рефлексия.

О каких словах мы сегодня говорили на уроке?  ( О многозначных и однозначных словах.)

Какие слова называются однозначные? Приведите пример.

Какие слова являются многозначные? Приведите пример.

-Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо- улыбнулись мне, а кто считает, что может работать еще лучше – поаплодировали себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике. 4 класс.Тема: Закрепление изученного . Деление многозначного на однозначное. Решение задач.

Цели: - образовательные:* обобщить полученные знания и закрепить навыки решения задач;* закрепить изученные вычислительные приёмы;- развивающие:* развивать познавательную активность;* совершенствовать...

Урок 11. Деление иногозначного числа на многозначное с однозначным частным

Презентация к уроку математики по программе Петерсон, 4 класс...

Урок 11. Деление многозначного числа на многозначное с однозначным частным

Презентация к уроку математики по программе Петерсон...

Презентация "Многозначные и однозначные слова"

В материале содержиться тема "Многозначные и однозначные слова" из календарно-тематического планирования по предмету "Русский язык" 3 класс...

открытый урок по русскому языку по теме: что такое многозначные и однозначные слова.

Открытый урок по русскому языку по теме: "Что такое многозначные и однозначные слова"....