Многозначные и однозначные слова
план-конспект урока на тему
Урок русского языка на тему:"Многозначные и однозначные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.pptx | 2.03 МБ |
mnogoznachnye_i_odnoznachnye_slova.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Я ко всем наукам ключ имею Я со всей вселенною знаком Это потому, что я владею Русским всеохватным языком» М.Данилов
кот
молоко
Обь
Шагаешь - впереди лежит. Оглянешься – домой бежит.
Д о рога
Опустел в деревне сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?
Сентябрь
За околицей цветут Белые ромашки, Жаворонки поют Над широкой пашней. Теплый ветер принесет Аромат смородины, Так чего дороже нет ? Нет дороже ……
Родина
Дружит с солнышком весной, Тихий, ласковый такой. А зимой завьюжит- Он с морозом дружит. В трубах завывает, С ног меня сбивает.
Ветер
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом.
Лопата
Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки.
Ягода
1.У ёжика тело покрыто иголками. 2.Мама купила соломенную шляпу.
Замок
Ключ
Ручка
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Целевой блок | |
Тема урока: | Что такое однозначные и многозначные слова? |
Цель урока: | Познакомить учащихся с новыми понятиями: однозначные и многозначные слова Развивать навык нахождения однозначных и многозначных слов в предложении; Привить любовь к родному языку; развитие речи. |
Планируемые результаты: | Предметные УУД:
|
Личностные УУД: 1.Принятие социальной роли обучающегося 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 3.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. 5.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать поступки героев. | |
Метапредметные УУД: *Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами 4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности | |
Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении. 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию 4.Донести свою позицию до других. | |
*Познавательные: 1. Устанавливать причинно- следственные связи. 2.Давать определения понятиям. 3.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |
Инструментальный блок | |
Тип урока: | Урок изучения новых знаний |
Формы, приёмы и методы | Словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы: | Учебник, ТСО (компьютер) Доска, мел |
Этапы урока | Ход урока |
ОНУ | -Здравствуйте! Присаживайтесь! Долгожданный дан звонок! Ты готов начать урок? Все на месте? Все в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Начинаем наш урок русского языка. - А начать мне хочется со стихотворения М.Данилова. « Я ко всем наукам ключ имею Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком» -Ребята, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить) - А еще правильно и красиво писать. Сегодня весь урок мы будем учиться правильно и красиво писать, и говорить. |
Минутка чистописания | -Для того, чтобы красиво писать, давайте разбудим свои пальчики. (Пальчиковая гимнастика.) -Откройте свои тетради, запишите число, классная работа, обратите внимание, что в слове классная пишутся две буквы с. -Сегодня на минутке чистописания, мы с вами пропишем заглавную и строчную букву о. С начала новой строк до конца строки пропишите строчную букву О. -Назовите слова, где встречается строчная буква о. (Кот, молоко.) -С начала новой строки до конца строки пропишите заглавную букву О. -Назовите слова, где встречается заглавная буква О. (Оля, Обь, Олег.) -Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом. Прежде, чем узнать с каким словом мы познакомимся, отгадайте загадку. - Шагаешь - впереди лежит. Оглянешься - домой бежит. (Дорога) - Как вы понимаете значение этого слова? ( Путь для передвижения) - Напишем у себя в тетрадях зеленой пастой слово « Запомни !», после этого слова запишем с заглавной буквы слово Дорога. Поставим ударение. Подчеркнем гласную о, и запомним, что слово дорога пишется с буквой о. - Как называют маленькую дорогу? ( дорожка) -Как называют сумку, которую берут с собой в дорогу? (дорожная) - Что общего у этих слов? (они однокоренные) - Давайте с вами вспомним, какие еще словарные слова вы изучали на уроках русского языка. Я буду загадывать вам загадку, а вы будете писать отгадки. 1. Опустел в деревне сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? ( Сентябрь) 2. За околицей цветут Белые ромашки, Жаворонки поют Над широкой пашней. Теплый ветер принесет Аромат смородины, Так чего дороже нет? Нет дороже Родины. 3. Дружит с солнышком весной, Тихий, ласковый такой. А зимой завьюжит – Он с морозом дружит. В трубах завывает, С ног меня сбивает. ( Ветер) 4. Рядом с дворником шагаю, 5. Рядом с дворником шагаю, -Молодцы ребята! Мы с вами повторили раннее изученные слова, а сейчас переедем к теме нашего урока. |
Изучение новой темы. | Откройте учебник на странице 47. Найдите упражнение 58. - В этом упражнении нужно рассмотреть рисунки и прочитать - Что изображено в верхнем ряду? (швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа) - Чем похожи все иголки? (они острые и тонкие) - Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду) -Что изображено в нижнем ряду? (соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя) - Чем похожи все шляпы? (они круглой формы и находятся вверху предмета) - Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (они похожи по внешнему виду) -Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. - Ребята слово « игла» и слово «шляпа» пишутся и слышатся одинаково, но имеют много значений. Как мы назовем слова которые имеют много значений? ( многозначные) Какие еще слова имеют много значений, но пишутся и слышатся одинаково? ( Замок, ключ, ручка, доска и т.д) А слово карандаш, сколько значений имеет? (одно) -Как мы назовем слово, которое имеет одно значение? (однозначное) - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об однозначных и многозначных словах) - Какова наша цель? (научиться определять однозначные и многозначные слова) -Рассмотрите схему на странице 48.И ответьте на вопросы. На какие две группы делятся слова? (На однозначные и многозначные) -Какие слова называются однозначными? (слова, которые имеют одно лексическое значение) -Приведите примеры. (Ландыш, береза) - Какие слова называются многозначными? ( Слова, которые имеют два и более лексического значения.) -Приведите примеры. ( Звезда, язык, иглы) |
Физкультминутка. | Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. Он любил летать все выше, Выше пальм, жирафов выше. В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, Прыгал, кланялся, шалил, С малышами говорил. |
Закрепление изученного материала | - Молодцы ребята! Немного отдохнули, пора нам продолжить дальше выполнять упражнения. Чтобы закрепить наши знания о однозначных и многозначных словах, выполним упражнение 61 на станице 49. Прочитайте задание. Прочитайте предложения под цифрой 1. (Расцвел синий колокольчик. Звонко звенел колокольчик.) -Какое слово в этих предложениях является многозначным? (колокольчик) -Объясните эти значения. - Спишите первое предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое. -Прочитайте предложения под цифрой 2. (Пушистый снежок укрыл землю. На ковре спал пушистый котенок.) - Какое слово в этих предложениях является многозначным? (пушистый) - Объясните эти значения. - Прочитайте предложения под цифрой 3. ( На небе сияли крупные звезды. Ребята вырезали из бумаги крупные звезды.) - Какое слово в этих предложениях является многозначным? (звезды) - Объясните их значения. -Какие слова называются многозначными? |
Итог. Рефлексия. | О каких словах мы сегодня говорили на уроке? ( О многозначных и однозначных словах.) Какие слова называются однозначные? Приведите пример. Какие слова являются многозначные? Приведите пример. -Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо- улыбнулись мне, а кто считает, что может работать еще лучше – поаплодировали себе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка в 3 классе по теме:"Слова многозначные и однозначные".
Презентация...
Урок по математике. 4 класс.Тема: Закрепление изученного . Деление многозначного на однозначное. Решение задач.
Цели: - образовательные:* обобщить полученные знания и закрепить навыки решения задач;* закрепить изученные вычислительные приёмы;- развивающие:* развивать познавательную активность;* совершенствовать...
Урок 11. Деление иногозначного числа на многозначное с однозначным частным
Презентация к уроку математики по программе Петерсон, 4 класс...
Урок 11. Деление многозначного числа на многозначное с однозначным частным
Презентация к уроку математики по программе Петерсон...
Презентация "Многозначные и однозначные слова"
В материале содержиться тема "Многозначные и однозначные слова" из календарно-тематического планирования по предмету "Русский язык" 3 класс...
открытый урок по русскому языку по теме: что такое многозначные и однозначные слова.
Открытый урок по русскому языку по теме: "Что такое многозначные и однозначные слова"....