Дыхательная гимнастика.
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) по теме
От состояния полноценной функции дыхания во многом зависит здоровье человека. Кроме этой важной составляющей, от мощности и направленности выдоха зависит и речевая функция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_minikompleks.doc | 79.5 КБ |
uprazhnenya_po_razvitiyu_rechevogo_dyhaniya_i_sily_golosa.doc | 39.5 КБ |
dyshi_pravilno.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс дыхательных упражнений,
в основе которых лежит принцип
четырехфазного дыхания.
Эти упражнения снимают мышечное напряжение,
создают положительный эмоциональный
настрой ребенка на предстоящую деятельность,
позволяют привести его в нужное состояние сосредоточенности.
Длительность выполнения дыхательной гимнастики -
1-2 минуты.
Использованы материалы из пособия С.В. Коноваленко
«Упражнения с числовыми и буквенными таблицами»
- Медленный глубокий вдох через нос, руки при этом поднимаются через стороны вверх, потянуться на носках вверх, удерживая равновесие.
- Задержать дыхание.
- Медленно выдохнуть теплую струю
- Задержать дыхание.
- Снова медленный вдох. Руки через стороны вверх.
- Задержать дыхание, удерживая равновесие на носках.
- Выдох в три порции.
- Задержать дыхание.
Упражнение повторяется 3-4 раза.
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнение 1.
Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.
Упражнение 2.
Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.
Упражнение 3.
Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти.
Упражнение 4.
Ребенок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.
Упражнение 5.
На одном выдохе – усиление и ослабление звука (упражнение «Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м).
Упражнение 6.
На одном выдохе – усиление и ослабление звука (упражнение «Вой ветра»: в-в-в-В-В-в-в).
Упражнение 7.
Упражнение «Свеча»: ребенок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
Упражнение 8.
Упражнение «Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков:
фу-фу-фу.
Упражнение 9.
Исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.
Упражнение 10.
Упражнение «Комар». Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся («не спугни комара»), выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили комара»).
Упражнение 11.
На одном вдохе, выдыхая толчками, ребеное должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков [ф]: ф! ф! ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.
Упражнение 12.
На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в-ф! в-ф.1 в-ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Упражнение 1.
Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).
Упражнение 2.
Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): о-о-о-О-О-О (грудная клетка при этом не сжимается).
Упражнение 3.
Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд):у-у-у-У-У-У (грудная клетка при этом не сжимается).
Упражнение 4.
Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): и-и-и-И-И-И (грудная клетка при этом не сжимается).
Упражнение 5.
Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): а-а-а-а; укачивание: а-а-а-а.
Упражнение 6.
Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): о-о-о; укачивание: о-о-о.
Упражнение 7.
Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): у-у-у; укачивание: у-у-у.
Упражнение 8.
Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): э-э-э; укачивание: э-э-э.
Упражнение 9.
Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: А-А-А-а-а-а).
Упражнение 10.
Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: О-О-О-о-о).
Упражнение 11.
Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: У-У-У-у-у-у).
Упражнение 12.
Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: И-И-И-и-и-и).
Упражнение 13.
Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: а).
Упражнение 14.
Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: о).
Упражнение 15.
Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: у).
Упражнение 16.
Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: и).
Упражнение 17.
Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: ауауауау….
Упражнение 18.
Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: аоаоаоа….
Упражнение 19.
Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: оиоиои….
Упражнение 20.
Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: уиуиуи….
Упражнение 21.
Пропевание гласных на одном выдохе: а-а-а-о-о-о-у-у-у.
Упражнение 22.
Пропевание гласных на одном выдохе: и-и-и-а-а-а-о-о-о.
Упражнение 23.
Пропевание гласных на одном выдохе: о-о-о-и-и-и-а-а-а.
Упражнение 24 .
Пропевание гласных на одном выдохе: и-и-и-э-э-э-о-о-о.
Упражнение 25. Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: а-а-а).
Упражнение 26.
Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: о-о-о).
Упражнение 27.
Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: у-у-у).
Упражнение 28.
Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: э-э-э).
Упражнение 29.
Взрослый без голоса, одними губами, «произносит» гласные звуки [а], [о], [у], [и]. Ребенок должен угадать. Потом он может сам «загадать взрослому свои гласные звуки.
Упражнение 30.
«Кто дольше пропоет». Взрослый устраивает между детьми соревнование: кто из них дольше пропоет. По его команде дети начинают тянуть какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный дольше всех на одном выдохе.
Упражнение 31 .
«Добавь слог». Взрослый произносит 2, 3, 4 и более слогов. А ребенок – каждый раз на один слог больше. Например, взрослый говорит: «па-па-па», а ребенок: «па-па-па-па», взрослый «ле-ле-ле-ле», ребенок «ле-ле-ле-ле-ле» и т.д.
Предварительный просмотр:
Дыши правильно
Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. Дело в том, что не только малыши, но и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, открытый рот. Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития.
При обучении ребенка правильному дыханию прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается иди подогревается, очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояний тревоги или угнетения, расстройства сна.
При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри» а поочередно. Затем можно предложить подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей. Пускание мыльных пузырей — хорошее и веселое упражнение для развития дыхания, Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора — два раза дольше, его лучше делать на 4 шага, тогда как вдох на 2 шага, или вдох делается на 2—3 шага, а выдох на 3—5 шагов. Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.
комплекс упражнений дыхательной гимнастики
- «Часики». Стоя, ноги слегка расставить» руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед, назад произносить «тик-так».
- «Трубач». Сидя, кисти рук сжаты в трубочку подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф-ф».
- «Петушок машет крыльями». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
- «Каша кипит». Сидя, одну руку положить на живот, другую — на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдох, опустить грудь и выпятить
живот — выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». - «Паровозик». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».
- «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить на лопатки — длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф».
- «Партизаны». Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 Шага — вдох, на 6—8 — выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-т-ше».
- «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «сссс!» Выпрямление — вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.
9. «Регулировщик». Стоя, ноги расставить на ширине плеч, одну руку вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем менять положение рук с удлинённым выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р».
10. «Летят мячи». Стоя, руки с мячом поднята вверх. Бросить мяч от груди вперед.
Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х-х».
11. «Маятник». Стоя. Ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на нижних углах лопаток. Наклонять в сторону туловище. При наклоне — с произнесением «ту-у-у-х-х-х-х».
12. «Семафор». Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с-с-с».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте...
Комплекс дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой
Уникальный оздоровительный метод доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Этот оздоровительный метод поможет Вам с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронихит, бронхиаль...
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширятьс...
Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.
Работа, направленная на сохранение здоровья, во время проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА СТРЕЛЬНИКОВОЙ
Дыхательные упражнения Стельниковой полезны для здоровья. Возможно использование упражнений в здоровьесберегающей технологии....
Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»
Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...