Повышение мотивации через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности.
статья на тему
На протяжении многих лет совершенствую в своей педагогической голове проблему , как научить ребенка учиться с удовольствием, как привить ему желание узнавать каждый день что то новое и как сформировать умение применить это в обычной жизни, на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya.docx | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Томский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Повышение мотивации учащихся
через развитие творческих способностей
в урочной и внеурочной деятельности
Итоговая работа
по программе повышения квалификации
«Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с учетом требований ФГОС»
Слушатель: Хамидулина Альмира Идрисовна,учитель нач. классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска
г. Томск
2017 г.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
На протяжении многих лет совершенствую в своей педагогической голове проблему , как научить ребенка учиться с удовольствием, как привить ему желание узнавать каждый день что то новое и как сформировать умение применить это в обычной жизни, на практике.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс. Необходимым элементом творческой деятельности человека, является воображение. Нередко можно услышать, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к нему. Однако это мнение является спорным, а с точки зрения школы – недопустимым. Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке уже с раннего возраста. И цель учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям,умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами.
Мотива́ция — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это цель, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это мотив. Можно также понимать жажду как чувство, ощущение (жажды), а потребность — как необходимость иметь определённое количество воды в организме (в крови), тогда цель поведения — утолить жажду.
Одна из главных идей Л. С. Выготского связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
К учебным мотивам отношу такие:
1. Собственное развитие в процессе учения. Поэтому всегда обращаю внимание на то, как ребенок изменился по сравнению с прошлой неделей, четвертью ,годом. Хвалю за то, что он стал лучше учить стихи, участвует в подготовке к праздникам, в инсценировках, нарисовал рисунок к конкурсу по городской целевой воспитательной программе «Городская детская филармония» или принял участие в Конкурсе чтецов .
2. Действие вместе с другими и для других. Всегда организую на уроках работу в группах. Даю возможность вместе решить задачу, придумать новый вопрос к ней, изменить данные, а иногда и разыграть задачу в лицах. Или текст прочитать по разному, но с выражением, например, радости или грусти. Затем анализируем, смотрим, что получилось, и как можно было сделать лучше.
3. Учеба ради лидерства и престижа.
Учение только тогда становится для детей радостным и понятным , когда они сами проектируют , конструируют, исследуют , открывают , т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной и творческой деятельности .
Учебники и специальные рабочие тетради УМК « Начальная школа 21 века».по которой я работаю третий год в МБОУ прогимназии « Кристина» г. Томска включают в себя богатый материал , в процессе выполнения которого учащиеся наблюдения, анализируют, находят доказательства, видят закономерности.
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Развитие творческих способностей в урочной деятельности.
«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией»
З.Фрейд
На уроках математики с 1 класса ведущий прием-это конструирование и моделирование. Дети с удовольствием выкладывают на партах цветные фишки в виде геометрических фигур, когда знакомятся с числовым рядом или с неравенствами ,а также при решении задач. Танграм-прекрасное средство для развития воображения и логического мышления, использую его в работе постоянно. Разрешаю делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках избегаю критики, а наоборот, поощряю творческую активность ребят.
Эвристическая задача на уроках русского языка - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса: Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. Стараюсь быть примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы
“Через сказку, фантазию, игру –
Через неповторимое детское творчество –
Верная дорога к сердцу ребёнка”
В. А. Сухомлинский
На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш.А. Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «…такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином». Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, но очень нуждается в чуткой помощи тактичного учителя. Ребенок – автор… Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли: « Я смогу, мне многое известно, мне многое дано».
В своей работе на уроках литературного чтения использую разные виды работы с текстом :
- Чтение по ролям
- Жужжащее чтение
- Пересказ
- Чтение с помощью жестов
- Нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, насмешкой, угрозой и т.д.
- Дополнение текста новыми героями
- В конце учебника даны памятки ,где дается алгоритм пересказа, чтения по ролям и т. д.,
На первом этапе мои ученики составляют тексты по сюжетным картинкам, учатся описывать предмет, подбирать сравнения к нему (солнышко , как золотая блестящая тарелка , как колобок , как желток яйца). Любят додумывать концовку произведения по его началу и основной части.
- Далее начинаю работу по формированию навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника по плану. А дальше учитель « отпускает учащихся в свободное плавание», не диктует свои правила и виденье на то или иное творение детей, так как вмешательство в процесс творчества нарушает индивидуальность и оригинальность создаваемого произведения. Поощряю разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, помогаю им раскрыть свой творческий потенциал.
- Для формирования интереса к чтению периодически посещаем мероприятия Областной детско-юношеской библиотеки, завели с 1 класса читательский дневник, многие дети записались в школы г. Томска. Рекомендую постоянно ,что читать по мере прохождения тем. Например,тема « Басни».На уроке даны две три басни Эзопа и Крылова,даю задание прочитать и рассказать в классе другие басни этих авторов,а если найдете произведения других баснописцев,тогда это будет очень здорово и полезно!
Большое значение придаю заучиванию стихов наизусть, инсценированию.
Разработала сама ряд уроков и занятий, целью которых является вовлечение ребят в творческую деятельность, а значит ,повышение мотивации к учению. Мои разработки находятся на сайтах Учебно-методический кабинет и Социальная сеть работников образования.
Сценарий внеклассного занятия « В гостях у Шарля Перро»http://ped-kopilka.ru/blogs/almira-idrisovna-hamidulina/scenarii-vneklasnogo-zanjatija-v-gostjah-u-skazochnika-sh-pero.html
Проект « Литературная гостиная»http://ped-kopilka.ru/blogs/almira-idrisovna-hamidulina/proekt-literaturnaja- gostinaja-posvjaschenaja-200-letiyu-so-dnja-rozhdenija-m-yu-lermontova.html
Уроки окружающего мира провожу так, чтобы заинтересовать их и подвести к исследовательской деятельности» .Поощряю умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему, творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю , что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Готовлю к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Стимулирую дальнейшее развитие. Доношу до детей простую истину: у творчества нет конца. Мои ученики ежегодно участвуют в научно-практических конференциях городского и областного, регионального уровня.
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности.
Проекты.
Поклонимся великим тем годам…
Цель:
сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
Заглянуть в историю своей семьи военного времени.
Собрать сведения и данные о моих родных - героях войны.
Получить представление о роли семьи в Великой Отечественной войне.
Немецкое рядом.
Цель:
создание условий для расширения кругозора учащихся и дошкольников о немецких традициях и обычаях.
Задачи проекта:
Узнать о немецких автомобилях, предметах одежды и т. д.
Собрать сведения о культуре немецкого народа.
Традиции немецкой семьи.
Цель:
создание условий для расширения кругозора учащихся и дошкольников о традициях немецкой семьи.
Задачи проекта:
Узнать о традициях в немецких семьях.
Воспитывать уважение к традициям и обычаям семьи.
«Краски немецкой осени». В сентябре в прогимназии «Кристина» состоялось заключительное мероприятие в рамках проекта «Краски немецкой осени». В течение первого учебного месяца – сентября – ребята наблюдали за изменениями, происходящими в природе, готовили творческие работы, разучивали осенние песни и стихотворения, знакомились с традициями немецкого праздника Урожая. Конкурс детских поделок из природного материала «Осенняя фантазия» украсила проект. Чего мы здесь только не увидели: и туфельки на шпильках из баклажан, элегантные часы из патиссонов, экзотические пальмы и изысканные тюльпаны из перцев и много-много других интересных поделок.
Немецкие праздники.
Мартинстаг
День Мартина (Der Martinstag – «Дэр Мартинстаг») является праздником в честь Мартина Турского и отмечается 11 ноября. В Центральной Европе он характеризуется многочисленными обычаями, например, в качестве основного блюда выступает запеченный гусь, повсюду проходят шествия и слышны песнопения в честь Святого. День Мартина празднуется во многих немецких областях в сопровождении громких парадов. Особенно этот праздник любим детьми, которые его именуют «праздником фонарей» - Laternenfest («Латерненфэст»). Святой Мартин родился в 316 г. в сегодняшней Венгрии (Ungarn - «Унгарн»). Как сын римского офицера, он был обязан по закону нести военную службу. Его имя происходит от латинского бога войны Марса. В основе праздника лежит событие, произошедшее в 334 г. в Амьене.В этот год была холодная зима. 18-летний Мартин, не являвшийся христианином, встретил нищего у ворот и поделился с ним своей мантией (Mantel – «Мантель»). После этого ночью во сне явился ему Христос в качестве нищего, чтобы сказать, что Мартин дал ему свое пальто. Мартин принял крещение, стал студентом епископа Хлариуса Портирса (Hilarius von Portiers), основал монастырь и 10 лет спустя против его воли был выбран епископом Тура. Легенда гласит, что он спрятался в сарае среди гусей, для того, чтобы избежать назначения, но был предан гусями с их болтовней.
В нашей прогимназии дети заранее изготавливают красочные фонарики для праздника. Для этого ребята постарше приходят к своим маленьким друзьям (первоклассникам или дошкольникам) и проводят мастер-классы по изготовлению фонариков.Также разучивают стихи и песни на немецком языке, готовят сценку о Мартине.
День святого Николауса
Николаус приносит подарки всем, кто хорошо себя вел в уходящем году.
В ночь с 5 на 6 декабря в Германии издавна, с 1555 года, отмечают первый рождественский праздник – День святого Николауса, покровителя детей. В старых церковных записях можно прочесть: "Перед днем святого Николауса матери держат наготове подарки и розги для своих детей".
По традиции святой Николаус приносит детям орехи, сухофрукты и сладкий хлеб, выпекаемый по особому рецепту с добавлением сушеной груши. Малыши для подарков выставляют за дверь начищенные ботинки или сапоги – чтобы волшебный старик ненароком не прошел мимо. Правда, это касается только послушных детей. Кто весь прошедший год не слушался родителей, должен по поверью получить вместо сладостей розги. Все про детское поведение записано у Николауса в специальной "золотой книге". А старые церковные уставы гласят: "Перед днем святого Николая матери держат наготове подарки и розги для своих детей". В нашей прогимназии детям родители складывают в яркие сапожки яблоки, мандарины и сладости, орехи. После праздника, который проходит в музыкальном зале ,где появляется Николаус и беседует с детьми на немецком языке, все получают от него подарок-Сапожок с гостинцами!
Адвент (от лат. adventus — приход), начало литургического года, в духовном плане особо переживается верующими, но к празднику готовятся все. Любопытно, что в самой атеистической европейской стране, каковой является Чехия, на богослужения в эту пору ходят, как обычно, главным образом, практикующие верующие, однако венок Адвента из еловых веток, в который вплетены четыре свечи - их зажигают по очереди в четыре воскресенья Адвента, сегодня практически в каждом чешском доме. Раньше такими венками украшались как церкви, так практически исключительно дома верующих. Период Адвента - это четыре недели до Рождества. В этот период в нашей прогимназии уже наряжены елки,на окнах красуются снежные узоры из бумаги. Ожидание чуда и Рождества…
Рождество Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи. Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.
Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи.
Рождество-это символ Добра. Именно в эти дни в нашей прогимназии проходит Благотворительная Рождественская Ярмарка, где участниками являются все ученики и дошкольники с родителями. Заранее на уроках технологии и изо изготавливают поделки, сувениры из бумаги, теста, картона, ткани. На Ярмарке можно продать свою поделку и купить понравившуюся. Вырученные средства идут в Благотворительный фонд им. А. Петровой для спасения детей, больных раком крови.
Пасха Пасху называют «торжеством торжеств» — это главный христианский праздник. Для верующего христианина Пасха наделена огромным сакральным смыслом. Это и свидетельство всемогущества Бога, восставшего из мертвых, это и напоминание о безграничной любви к человеку Бога, отправившего на крестную смерть своего сына для спасения людей. Но традиция празднования Пасхи дольше, чем история христианства. Она богата интересными деталями, отличающимися в разных странах и культурах. В нашей прогимназии одинаково уважительно почитают Пасху православную и католическую. Мы рисуем, изготавливаем поделки, а в день празднования ребята получают шоколадные киндер сюрпризы.
Таким образом, жизнь в моей прогимназии бурлит. Каждый день наполнен новыми идеями, открытиями и творчеством А что еще нужно ребенку?
Литература:
- Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 437-439.
- Ширинкина О. А. « Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников».Начальная школа.-2015-№ 7. –с.44-45
Ресурсы интернета :
Хамидулина А. И. Внеклассное занятие для младших школьников 1-2 класса. В гостях у Ш. Перро. Сценарий [Электронный ресурс]. 2014-2017. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/almira-idrisovna-hamidulina/scenarii-vneklasnogo-zanjatija-v-gostjah-u-skazochnika-sh-pero.html (дата обращения 19.10.17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности".
Выступление на педагогическом совете с целью обощения опыта....
выступление на мо на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
доклад на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»...
Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности
Повышение мотивации учащихся....
Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности .
В статье дается краткий анализ причин снижения интереса учащихся к учебе, обосновывается необходимость поиска новых...
Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...
Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалени...
Доклад на тему « Повышение мотивации младших школьников через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Повышение уровня учебно...
Комментарии
Хорошая тема. Актуальная во
Хорошая тема. Актуальная во все времена. Спасибо за материал, Альмира Идрисовна.