Авторское методическое пособие к курсу «Познание и творчество» (школа будущего первоклассника)
план-конспект урока (1 класс) по теме

Смык Юлия Сергеевна

Пособие представляет собой  авторскую работу: конспекты занятий и КТП курса "Познание и творчество". КУрс направлен на развитие мышления,внимания,логики, умения слушать и понимать инструкции, взаимодействовать в коллективе, развивает любознательность и  познавательные интерес будущих первоклассников. Материал будет интересен и воспитателям подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

      УТВЕРЖДАЮ                                                                  СОГЛАСОВАНО                                                    РАССМОТРЕНО

    Директор СОШ №18                                                        Зам. директора по УВР                                        на заседании МО

     ______________                                                                _______________                                                Протокол №

     «____» 02. 2013.                                                              «____» 02. 2013.                                                от «____» 02. 2013.

Календарно - тематическое планирование занятий   «Творчество и познание»

Учитель: Смык Юлия Сергеевна

Всего  часов: 15,  в неделю 1 час

Цель: формирование первоначальных навыков умения учиться,  адаптация к школе.

Тема

Задачи

Методики и задания

Практическая работа

Материалы к уроку.

Дата

1

Давайте познакомимся! Словесные обозначения предметов.

  • развитие  коммуникативных навыков
  • развитие умения точно и правильно называть  предметы
  • развитие слуховых ощущений
  • развитие произвольного внимания

Игра «Знакомство».

Назови предметы

Назови   предметы , добавляй четвёртый предмет и называй  новое множество

Узнай по звуку.

Какой предмет лишний

Рефлексия

Нарисуй свою любимую игрушку

Цветные карандаши.

(2)  Зрительный ряд: персик, апельсин, яблоко, колбаса, груша, мяч, цыплёнок.

(3) бумага. Колокольчик, ксилофон, бубен

(4)карандаш, линейка, тетрадь, книга, машина

9.02

2

Цвет. Внимание (сосредоточенность).

  • развитие  коммуникативных навыков
  • развитие умения точно и правильно называть  предметы
  • развитие зрительных ощущений
  • развитие произвольного внимания
  • подготовка руки  к  письму

«Бывает - не бывает»

«Что какого цвета?»

Игра "Жили-были...". Жил-был жёлтый цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком". 

Задание 4:  «Весёлые истории».

Запомни последовательность цветов в радуге

(схема:  геометрическая фигура –цвет)

Рефлексия

7 флажков. Задание – раскрасить белые флажки в нужные цвета.

Цветные карандаши

(4) схематическая ветви: выбор -фигура, цвет.

(5) радуга

На листах -7 флажков (контур)

16.02

3

Пространственные представления. Цвет.

  • развитие  коммуникативных навыков
  • развитие пространственных представлений  (следует за, находится перед, слева, справа, между, снизу)
  • развитие внимания, логического мышления
  • развитие мелкой моторики

Игра "Маленький жук". (Следим глазками за перемещением предмета по сетке)

Раскрась правильно (направление-цвет)

Подбери   пару (смысловые пары)

Что снаружи, что внутри?

Рефлексия

Украсим  чудо-дерево

Цветные карандаши

(1) сетка, изображение жука

(2) на листе контуры предметов(яблоко, машина, помидор, груша, чашка)

(3) 3 карточки:

Стол, скатерть, пол (ваза, стул, ковёр); дом, кирпич, изба (забор, скамейка, брёвна); белка, орех, заяц (клетка, морковь, ель).

 

2.03

4

Понятийное мышление.

  • развитие  коммуникативных навыков
  • развитие  внимания, умений зрительного анализа, логического мышления

развитие мелкой моторики

Найди 10 отличий

Хлопни, если назову живое и маленькое.

Кто кем (чем) будет?

Назови одним словом

Назови одним словом (обобщение)

Найди ошибку в рассказе Незнайки.

Рефлексия.

Яблочко из пластилина.

Работа с пластилином.

(1) увеличенное изображение задания

(5) капуста, морковь, свёкла, лук, картофель, редис, огурец, кабачок, пугало.

(6) образец работы

9.03

5

Самоконтроль. Выполнение словесных поручений. Дни недели.

  • закрепление знания дней недели и понятия «раньше», «позже», «завтра», «послезавтра», «вчера», «позавчера», «перед», «после», «между»
  • развитие  умения выполнять словесные поручения
  • развитие внимания, памяти, мышления

Методика "Бусы 

Загадки о неделе.

Игра «Что за чем?»

Игра «Назови смысловую –пару»

Помоги пчёлке собрать урожай (наблюдения за перемещением пчёлки, составление простых слов)

Рефлексия

Обведи  по заданию .

Цветные карандаши

(1) на листе у каждого – кривая (изображающая нить).

(2) перекидной календарь, карточки с названиями дней недели (паровоз и вагончики)

(5) сетка с буквами, изображение пчёлки

(6) у каждого лист с изображениям предметов (самолёт, яблоко, дельфин, топор)

16.03

6

Память. Признаки предметов (размер, форма, материал).

  • развитие памяти
  • развитие мелкой моторики
  • развитие абстрактного  и логического мышления,  речи
  • развитие мелкой моторики.

Запомни 4 названия и повтори  в заданном порядке.

Как сказать слово, не произнося ни звука?

Похожие предметы (на круг, овал и т. д.)

Предметы: общий признак.

Рефлексия

Дорисуй половинку рыбки и укрась.

 Работа с пластилином.

(2)сокращённый алфавит

(3) изображения- круг, овал, треугольник

(4) изображения-цепочки

Чайник, костёр, лампа, батарея, печь;

Стакан, лампа, аквариум, банка с вареньем;

Тетрадь, кораблик, газета, блокнот;

Трава, огурец, лягушка, лист.

(5) у каждого на рисунке половина рыбки

23.03

7

Память (двигательная)

  • Развитие памяти на последовательность действий.
  • Развитие пространственных представлений
  • Развитие понятийного  мышления
  • Развитие внимания и мелкой моторики

Телеграфисты.

В группе предметов найти подмножества.

В группе найти лишний предмет

Найди пару

Подходящие заплатки.

Рефлексия.

Обведи по точкам. Раскрась.

Цветные карандаши

(2) набор предметных картинок-20 шт.

(3) изображения в ряд:

Клюшка, мяч, шайба, корзина.

Хлеб, кисть, краска, нож.

(4) у каждого на листе задание с контурами заплаток

(5) у каждого  задание обвести по контуру.

30.03

8

Анализ образца.

  • развитие умения анализировать и сравнивать образец
  • развитие произвольного внимания
  • развитие памяти, логического мыщления
  • подготовка руки к письму.

Найди одинаковые фигуры.

Где ошибся  сказочник?

Найди образец

Найди картинку по подсказке-описанию.

Найди ошибку в ряду.

Рефлексия.

Перепутанные линии (обвести линии цв. Карандашами)

Цветные карандаши

(1),(3) индивидуальный лист с заданием.

(4) изображения: Стул, часы, книга, дерево, цветок, телевизор, электрочайник, собака, слон.

(5) индивидуально- клубки, линии

(6) индивидуально- ряд из чередующихся предметов

6.04

9

Зрительный анализ. Словесный синтез. Мир профессий

  • развитие умения анализировать и сравнивать образец
  • развитие умения обобщать
  • развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.
  • подготовка руки к письму

Угадай, кто говорит? (по содержанию высказывания)

Правда или нет? (профессия - выполняемая работа).

Кому что нужно? (выбор инструментов)

Кто внимательнее? (цифры обвести в кружок, а буквы- в квадрат).

Рефлексия.

Дорисуй вторую половину ракеты.

Цветные карандаши

(2) изображения: пекарь, таксист, кочегар, свинарка, маляр, кондуктор, стюардесса, слесарь, клоун, модель, кондитер, библиотекарь, садовод, полицейский, столяр,

(3) повар, врач, скрипач, хоккеист, турист и их рабочие инструменты

(4) индивидуально, на листе  набраны цифры и буквы

(5) половина ракеты

13.04

10

Внимание (устойчивость). Мышление.

  • развитие умения анализировать и сравнивать образец
  • развитие внимания
  • развитие умения  сравнивать, находить  сходство и различие предметов, исключать лишний предмет
  • подготовка руки к письму.

Найди лишний предмет. (вариации)

Сравни пары предметов. Найди  отличия и сходства.

Чего не хватает на рисунках?

Раскрась бусы в заданном порядке.

Рефлексия.

Повтори рисунок (скопировать изображение воздушного шара.

Цветные карандаши

(1) 6 множеств по 4 предмета, визуальный ряд из 6 предметов,

(яблоко, мяч, помидор, шар в ряд, для продолжения  группа предметов: чашка, монета, флажок, пуговица.

(2) дождь, снег, солнце, луна, лыжи, коньки.

(3) у каждого на листе  недорисованные предметы (дом, чайник, машина, светофор, кошка)

(4) у каждого –ряд из 20 кружков

(5) половина рисунка (воздушный шар)

20.04

11

Внимание. Мышление (гибкость). Школьные премудрости.

  • развитие мышления (гибкость)
  • развитие внимания
  • развитие умения  сравнивать, находить  сходство и различие предметов, исключать лишний предмет
  • подготовка руки к письму
  • выявление  представлений о школе.

Способы применения предмета.

Что в моём портфеле?

Сравнение признаков (выявить лишнее слово на слух).

Найди пару противоположных предметов.

Викторина «Школьные премудрости»

Рефлексия.

Моя любимая отметка.

Работа пластилином по заданному контуру.

(1) карандаш, зонт, лупа, конструктор, щётка, расчёска, портфель.

(3) картинки: мороженое, ножницы, шарик,  горячий чай в чашке,  лимон, гиря, клей, конфета

(4) картинки: класс, урок, каникулы, ученики, звонок, перемена,  отметка, дневник,  парта, доска, дети  на уроке.

(5) у каждого контур пятёрки.

27.04

12

Внимание (устойчивость). Мохнатая школа.

  • развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова
  • развитие внимания (объём), мышления
  • развитие умения  определять предмет по описанию
  • расширение и активизация словаря
  • развитие мелкой моторики

Подбери слова (мамы- детёныши)

Отгадай предмет по описанию.

Сравни предметы, найди сходства и отличия.

Отгадай загадки-обманки (рифма путает).

Рефлексия

Нарисуй свое любимое животное.

Цветные карандаши

(1) животные и детёныши.

(2) корова, медведь; заяц, мышь.

4.05

13

Мышление.

  • развитие наблюдательности
  • развитие мышления (процессы синтеза)
  • развитие умения  устанавливать закономерности.
  • развитие мелкой моторики

Придумай предложение.

Сыщики (найти девятый элемент , закономерность)

Рефлексия.

Самый красивый букет.

Аппликация.

Цветная бумага, ножницы, клей.

(1) 4 группы картинок по 3 предмета

(2)  3 задания на подбор недостающего элемента в таблице

(3) образец работы, пошаговая инструкция

11.05

14

Внимание. Саморегуляция.

  • развитие внимания в условиях коллективной деятельности
  • развитие мышления (абстрагирование признаков)
  • развитие умения  копировать образец
  • развитие мелкой моторики

Диктант по клеточкам.

Покажи похожие (из множества выбрать подмножества).

Нарисуй так же. ( повторить узоры, соединяя точки в нужном порядке).

Рефлексия.

Найди одинаковые  предметы и соедини.

Цветные карандаши

(1)  сеточка с точкой-началом выполнения диктанта по клеточкам, образец выполнения.

(2) набор  картинок 10

(3) образец и подготовленный  лист для копирования образца

(4) задание на поиск одинаковых предметов- индивидуальное.

18.05

15

Заключительное занятие.

Диагностика  на школьную зрелость.

Методика «Дом-человек-дерево»

Цветные карандаши


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...