Общие рекомендации родителям будущих первоклассников
консультация (1 класс) на тему

Резник Галина Николаевна

 

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.  Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие рекомендации родителям будущих первоклассников

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.  Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

На этапе подготовки:

  • избегайте чрезмерных требований к ребенку;
  • предоставляйте право на ошибку;
  • не думайте за ребёнка;
  • не перегружайте ребёнка;
  • не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
  • устраивайте ребенку маленькие праздники.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1) Организуйте распорядок дня:

  • стабильный режим дня;
  • сбалансированное питание
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться:

  • обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3) Уделите особое внимание развитию произвольности:

  • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

  • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
  • выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
  • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
  • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
  • составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
  • можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
  • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
  • научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 6-7 лет не может работать долго, 15-20 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 15-20 минут.

5) Тренируйте руку ребенка:

  • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?
  4. Где они работают и кем?
  5. Как называется город, в котором ты живёшь?
  6. Какая река протекает в нашем городе?
  7. Назови свой домашний адрес.
  8. Есть ли у тебя сестра, брат?
  9. Сколько ей (ему) лет?
  10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
  11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
  12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
  13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
  14. Сколько времён года ты знаешь?
  15. Сколько месяцев в году и как они называются?
  16. Где правая (левая) рука?
  17. Прочти стихотворение.
  18. Знания математики:
  • счёт до 10 (20) и обратно
  • сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
  • решение задач на сложение и вычитание

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  2. Зачем нужно ходить в школу?
  3. Чем ты будешь заниматься в школе?
  4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  5. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  6. Что такое домашнее задание?
  7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
  8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Тесты и упражнения для будущих первоклассников.

Упражнение на развитие произвольного внимания. 

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности. 

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

  • назови свою фамилию, имя, отчество;
  • сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
  • как зовут твоих родителей?
  • утром ты завтракаешь, а днем...?
  • сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
  • футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
  • что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
  • нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
  • сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
  • в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
  • береза, дуб, осина - это...?
  • каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
  • у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
  • почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
  • огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Здесь не только советы и рекомендации, но ответы на часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников...

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Здесь помещены не только советы и рекомендации, но и ответы на часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников...

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители! Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. У родителей он вызывает: гордость за своего уже «взрослого» человечка, волнение, связанное с ожиданием и надеждой на его у...

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Советы родителям. Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию правильных речевых навыков.

Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию правильных речевых навыков....