тренинг с будущими первоклассниками
план-конспект на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Занятие с дошкольниками, направленное на знакомство с правилами школы, способствующее формированию психологической готовности к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchih_pervoklassnikov.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Материалы:
добрая игрушка, колокольчик, знаки «Говорит один» и «Говорим хором »

Ход занятия
(3 мин.) Знакомство, Упражнение «Вежливые слова»:

Дети стоят у своих парт. – Здравствуйте, ребята! Сегодня это занятие проведу я. Меня зовут Юлия Николаевна. Вы скоро станете школьниками, поэтому на нашем занятии мы будем учиться вести себя как настоящие ученики. Садитесь, пожалуйста.

- Чтобы мы с вами работали дружно и с хорошим настроением, давайте вспомним и скажем друг другу вежливые и добрые слова. Поможет нам вот эта добрая игрушка. Я передаю ее … Как тебя зовут? ... И говорю: «Добрый день, …! Желаю тебе успеха!» Ты берешь игрушку и говоришь мне: «Спасибо!»

Несколько человек передают друг другу игрушку. (Передавая, нужно встать, принимающий должен поблагодарить).

                                      Вариант 2: «Вежливые слова - вежливые ответы»
Психолог поочередно передает детям игрушку и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например:
«Спасибо! - Пожалуйста!», «Извините! - Ничего страшного!», «Здравствуйте! — Здравствуйте!», «Апчхи! - Будьте здоровы!» и т.д.

Ребенок произносит нужные слова и возвращает игрушку психологу.

(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»

Психолог звонит в колокольчик и произносит:
-
 У меня в руках звонок,

Начинается урок.

- Ребята, а теперь покажите мне, что делают школьники, когда прозвенел звонок и учитель входит в класс? (Все встают ровно, отвечают кивком на приветствие учителя, затем садятся)

Психолог читает рифмовку:

-
Учитель входит - надо встать,

 Когда он сесть позволит - сядь.

Ответить хочешь - не спеши,

А только руку подними.

Затем дети выполняют описываемые в ней действия. Кто запомнил, можно проговаривать слова.

(3 мин.) Игра «Трутень и пчелы»
Психолог говорит:

-
Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.

 Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!

2-й раз можно поиграть стоя, «махая крылышками», а когда приходит медведь – «крылышки» сложить.

Сесть.

( 3 мин.) Упражнение «Потопаем, похлопаем» Сидя.
Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе, например:

-
Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит.

Затем психолог говорит:

-
А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами. Начинаем!

Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по парте? Вставать и ходить по классу? Писать в тетрадях буквы? Рисовать в тетрадях машинки? Есть конфеты? Рисовать на страницах учебника? Отвечать на вопросы учительницы? И т. д.

(3 мин.) Игра «Пол - нос - потолок» Стоя.
Психолог говорит:

-
Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

(7- 8 мин.) Упражнение «Говорит один — говорим хором»
Психолог показывает детям два знака. Первый называется «Говорит один» и показывается в том случае, если ответ на вопрос должен дать один ребенок. (Дети поднимают руки, психолог называет того, кто будет отвечать). Второй знак - «Говорим хором» - показывается в том случае, если на вопрос разрешается ответить всем вместе, хором.

Вопросы могут быть следующими:

-
Как называется этот палец? (Показывает большой палец и знак «Говорит один».)

-
Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,


Хвост пушистый - краса,

А зовут ее - ? (Показывает знак «Говорим хором».)

- Как называется человек, который умеет рисовать картины? (Показывает знак «Говорит один».)

- Какие животные дают молоко? (Показывает знак «Говорим хором».)

- Что едят коровы? (Показывает знак «Говорит один».)

- Какое сейчас время года? (Показывает знак «Говорим хором».)

- На какой свет светофора можно переходить улицу? (Показывает знак «Говорим хором».)

- Как называются цветы, которые растут дома, а не на улице? (Показывает знак «Говорит один».)

- Как зовут мальчика, которого папа Карло вырезал из дерева? (Показывает знак «Говорит один».)

- А скажите, пожалуйста, драться, ругаться и толкаться - это хорошо или плохо? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.

( 3-4 мин.) Упражнение «Вежливость»
Психолог демонстрирует движения (руки вверх, в стороны, прыжки, наклоны и т.д.), дети их повторяют, но только в том случае, если психолог скажет «пожалуйста».

 ( 3 мин.) Упражнение «А в школе... » Сидя.
Дети хором отвечают на вопросы психолога:


  • В детском саду - воспитательница, а в школе кто?

  • В детском саду вас называют детьми, а в школе?

  • В детском саду - столы, а в школе?

  • В детском саду - группы, а в школе?

  • В детском саду - занятия, а в школе?

  • В детском саду главная - заведующая, а в школе?

  • В детском саду вы играете, а в школе что вы будете делать?

Дополнительно: (4 – 5 мин.) Упражнение «Правильно — неправильно»

В упражнении используется знак «Говорит один».

Психолог говорит:

-
^ Сейчас я буду рассказывать истории, которые приключились с ребятами-первоклассниками в прошлом году, вы внимательно их послушаете, а потом ответите, кто из ребят поступил правильно, а кто - нет.

Первая история такая. Прозвенел звонок, все дети вошли в класс и сели за парты. Вошла учительница, говорит: «Здравствуйте, садитесь!». Все дети сели. Вдруг вбегает опоздавший мальчик Алеша и кричит: «Ой, я не слышал звонка!» и бежит к своему месту. Другой мальчик, Коля, тоже задержался. Он постучался в дверь и сказал: «Извините, можно войти?». Учительница отвечает: «Входи, Коля, но больше не опаздывай». Кто из мальчиков поступил правильно?

А вот другая история. На уроке математики сидели две подружки - ^ Катя и Валя. У Кати в руках был карандаш, она им что-то писала в тетради, а у Вали не было. Тогда она вырвала карандаш из рук своей соседки, а Катя в ответ сбросила со стола Валины тетрадки, и обе подружки обиженно заплакали. Правильно ли поступили девочки? Как надо было поступить?

Следующая история. На уроке чтения одному мальчику захотелось в туалет. Он поднял руку и сказал: «Учительница, я пойду в туалет пописать». Тут все ребята засмеялись, а мальчик обиделся. На следующем уроке другому мальчику тоже понадобилось в туалет. Он поднял руку, учительница спросила:

«Что случилось?», и мальчик ответил: «Мария Ивановна, можно выйти?». Мария Ивановна сказала ученику: «Выйди, только ненадолго». Кто из мальчиков поступил правильно? Молодцы! Теперь вы знаете, как надо вести себя в школе.

Заключительный этап.

По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит:

-
Вот опять звенит звонок,

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему-то научились.

Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом выходим в коридор на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Психологический тренинг для родителей будущих первоклассников на тему: «Готовимся в 1 класс»

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учит...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников проводится с элементами тренинга. Семинар направлен на привлечение родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе, расширение знаний...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...