Приемы развития пространственных представлений младших школьников.
статья на тему
При формировании таких отношений основными практическими
действиями ребенка должны выступать действия по раскрашиванию
предметных картинок, рисование «дорожек», обозначение предметов
буквами, с помощью которых фиксируется результат мыслительной
деятельности по осознанию опыта ориентации в привычном пространстве и
начинается овладение простейшими графическими умениями. В частности, И.
В. Шадрина рекомендует при формировании названных отношений
использование, например, таких заданий:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы развития пространственных представлений младших школьников. | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы развития пространственных представлений
младших школьников.
Изучая методические разработки и рекомендации о путях и способах
формирования пространственных представлений у учащихся, можно заметить,
что подавляющее большинство из них (и теоретически, и исходя из опыта
работы) приходят к выводу о необходимости:
· используя способность детей шестилетнего возраста к
восприятию формы начинать формирование пространственных представлений
с первых уроков математики в 1-м классе. При знакомстве учеников с
геометрическими фигурами следует опираться не только на зрительное
восприятие образа ребенком, но и на все другие анализаторы, учитывая мнение
психолога Е. Г. Ананьева о том, что связующая роль между всеми
анализаторами принадлежит двигательно-кинестетическому анализатору;
· придерживаясь последовательности изучения геометрического
материала в начальной школе, предусмотренного учебными программами по
математике, в первую очередь помочь детям осмыслить основные
пространственные отношения, какие, как: быть впереди, находиться между,
находиться на противоположной стороне, быть внутри, следовать за, и так
далее. Среди них особым видом выделяются такие отношения, как: справа –
слева, ближе – дальше, вверху – внизу, над – под, оперирование которыми, в
силу их относительности, вызывает значительные трудности.
При формировании таких отношений основными практическими
действиями ребенка должны выступать действия по раскрашиванию
предметных картинок, рисование «дорожек», обозначение предметов
буквами, с помощью которых фиксируется результат мыслительной
деятельности по осознанию опыта ориентации в привычном пространстве и
начинается овладение простейшими графическими умениями. В частности, И.
В. Шадрина рекомендует при формировании названных отношений
использование, например, таких заданий:
1. Раскрась кольца пирамидки, если желтое кольцо
находится между красным и синим кольцами, а синее между желтым и
зеленым.
- Мартышка, попугай, слоненок и удав отправляются в путешествие.
«Все садятся в вагоны, следующие за мной», - приказала мартышка. «Я поеду
между слоненком и удавом», - сказал попугай. «А я поеду за попугаем», -
промолвил слоненок. Обозначьте нужной буквой вагон, в котором поедет
каждый из друзей.
Формирование пространственных представлений учеников начальных
классов может осуществляться путем использования некоторых
топологических свойств поверхностей (в частности отсутствия связи между
формой и размером). Для этого можно применять такие задания, как
раскрашивание многоугольных областей, построение плоских графов, поиск
путей в графе. Различные способы вложения в пространство можно увидеть,
экспериментируя с узлами и зацеплениями, и так далее.
Способствует и расширяет возможности формирования пространственных
представлений младших школьников также применение упражнений на
изменение формы фигуры в результате растяжения или сжатия с
использованием сетки параллелограммов.
Достаточно большие возможности, по мнению многих авторов, дают
для формирования пространственных представлений упражнения на
развитие умений представить мысленно различные положения и форму
предметов при изучении многогранников. При этом многогранники
рассматриваются как тела, ограниченные замкнутой поверхностью,
состоящей из плоских кусков. Естественно, что развитие таких умений
должно опираться на практические упражнения с развертками
многогранников.
По мнению Т. М. Щегловой, кандидата психологических наук,
преподавателя Шуйского госпединститута, формированию пространственных
представлений должно отводиться постоянное внимание не только на
отдельных уроках (с ответствующими темами), а в течение всего периода
обучения математике в начальной школе, то есть на всех уроках, содержащих
геометрический материал. При этом, по ее утверждению, необходимо
придерживаться последовательности, которая соответствует интуитивной
логике детей в ознакомлении с соответствующими понятиями, опираясь на
практическую деятельность учеников в сочетании с дидактически
обоснованной игровой формой.
Преподаватели Московского Государственного педагогического
института Г. Г. Кочеткова и Е. А. Крапивина приходят к выводу о том,
что формирование пространственных представлений может и должно
производиться уже на этапе изучения с младшими школьниками таких
понятий, как точка, линия, отрезок, прямоугольник и так далее.
Геометрические задания, по их мнению – с которым следует согласиться,
будут способствовать развитию пространственных представлений, если
операции по выполнению этих заданий будут связаны с поворотами фигур и
одновременным активным включением в объяснение таких понятий, как вверх
– вниз, влево – вправо и т.д.
Большие возможности для проведения таких упражнений
предоставляются, если использовать на уроках математики кубики из детского
конструктора, а при отсутствии таковых – обычные деревянные кубики,
которые можно сделать в школьных мастерских. Делая пометки на одной или
двух гранях кубика в виде точек разного цвета или окрашивая их в разные
цвета, можно составить целые серии упражнений разной направленности и
разного уровня сложности для формирования и развития пространственных
представлений учеников начального звена обучения. Эти серии можно
условно разделить на несколько групп по степени сложности и глубине
формирования пространственных представлений у учащихся:
1 группа. «Оперирование моделью кубика». Располагая кубик к
ученику фронтальной гранью с пометкой, можно выполнить такие
упражнения:
а) кубик повернули на один оборот влево. Какое положение займет
модель кубика? Найди это положение на чертеже?
б) поверни модель кубика так, чтобы он занял указанное на чертеже
положение. И т.д.
2 группа. «Оперирование образом в фиксированной системе отсчета,
совпадающей со «схемой тела».
Осуществляются повороты кубика на один оборот вправо (влево) в строго
фиксированной фронтальной системе отсчета. Оперирование
пространственным образом происходит в результате перекодировки
образа, то есть перехода из трехмерного пространства в двумерное
путем вычленения плоского элемента объемной формы. Ребенок
осуществляет мысленное вращение не самого кубика а лишь его
передней грани.
Не описывая подробно механизм выполнения упражнений, можно
выделить еще две группы подобных заданий:
3 группа. «Соотнесение рисунков на гранях кубика с изменением их
положения в пространстве»;
4 группа. «Переориентировка кубика в результате нескольких
поворотов».
Учитывая тот факт, что эффективным средством познания
пространства для младшего школьника являются его собственные
практические действия с объектами, целесообразно и необходимо при
выполнении упражнений с кубиками использовать модели кубиков
каждым ребенком с целью практической проверки высказанных догадок
и гипотез. При таком подходе к выполнению упражнений на
расположение пространственных объектов по отношению друг к другу
относительно «схемы своего тела» или других точек отсчета, узнавание
и изображение этих объектов и их проекций на чертеже или рисунке
представляют достаточную ценность как для формирования
пространственных представлений, так и для развития пространственного
мышления младших школьников.
Подводя итог сказанному выше, можно утвердительно сказать о
том, что поступление названных учебников «Моя математика» в школы
даст возможность учителям начального звена обучения более системно
и продуктивней осуществлять развитие пространственных представлений
младших школьников. Из курсов педагогики и методики математики известно,
что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной.
Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой
информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой
мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как
анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Включение этих
операций в процесс усвоения содержания обеспечивает реализацию
продуктивной деятельности младших школьников, без которой невозможен
процесс формирования пространственных представлений и пространственного
мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»
В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....
ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Отчет по методической теме на городском Методическом объединении учителей начальных классов г. Североморска....
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»
Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...
Методическая разработка Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»
Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы для детей с ОВЗ и направлен на развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией....
Методическая разработка Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»
Методическая разработка предназначена для работы с учащимися с нарушением слуха....
Методическая разработка / Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»
Методическая разработка рекомендована педагогам работающим с детьми с ОВЗ....
Методическая разработка Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»
Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы для детей с ОВЗ и направлен на развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией....