План реализации проектной работы по русскому языку «Знакомые незнакомцы»
план-конспект на тему
Основополагающий вопрос: как научить запоминать словарные слова на долго прочно и основательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_f.h.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №7» Менделеевского муниципального района
Республики Татарстан
План реализации проектной работы по русскому языку
«Знакомые незнакомцы»
в Менделеевском муниципальном районе
Республики Татарстан
Мирзоева Фотима Хушвахтовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Менделеевск, 2017 год.
Оглавление проекта
1.Введение_ _______________________________________________________ 3
1.2.Актуальность выбранной темы_____________________________________3
1.3.Проблема_______________________________________________________3
1.4. Участники проекта______________________________________________ 3
1.5. Место реализации проекта________________________________________3
1.6. Срок проведения проекта_________________________________________3
1.4.Цель проекта____________________________________________________4
1.5. Задачи, поставленные для реализации проекта_______________________4
1.6. Этапы реализации проекта _____________________________________ __4
2. Описание проекта_________________________________________________4
2.1. Планируемые результаты_________________________________________5
2. 2. Работа со словарными словами____________________________________5
2.3. Методы и приемы в обучении письму_____________________________ _6
3.Рефлексия деятельности __________________________________________10
3.1. Результат степени достижения поставленной цели________________ __10
4.Список литературы____________________________________________ __12
Введение
Актуальность проекта.
Основополагающий вопрос: как научить запоминать словарные слова на долго прочно и основательно.
Опыт работы показал, что, не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки. Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, научить запоминать словарные слова надолго, прочно и основательно?
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Проект составлен с учетом требований Федеральных государственных стандартов второго поколения.
Проблемные вопросы проекта «Знакомые незнакомцы»:
- Нужно ли применять правила при написании слов?
- Какие правила, мы используем?
- Написание всех ли слов можно проверить правилом?
Учебные вопросы:
- Как располагаются слова в словарях?
- Из каких частей состоит слово?
- Чем отличаются слова :«зАмок и замОк», «дорога и подорожник»,« лечу в самолете и лечу людей»?
Участники проекта: ученики и учителя начальных классов школы, педагоги предметники, родители учеников, классные руководители, воспитатели ГПД, психологи.
Место реализации проекта: МБОУ «СОШ №7», МБУ ДО «ЦВР» Менделеевского района
Срок проведения проекта: 4 года (1-4кл)
Цель и задачи проекта.
Цель проекта «Знакомые незнакомцы»: создание системы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Знакомые незнакомцы – это сборник творческих работ детей: рисунков, сказок и рассказов, а тат же статей про словарные слова.
Задачи проекта:
- Изучить педагогическую и методическую работу по данной проблеме.
- Разработать и апробировать методические рекомендации по совершенствованию словарной работы с точки зрения компетентностного подхода.
- Воспитание интереса к урокам русского языка
- Формирование информационной культуры.
Этапы реализации проекта
I этап - информационно-аналитический. Сбор информации, изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.
II этап- диагностический. Мониторинг и составление уровня грамотности школьников начальных классов и составить диагностическую карту.
III этап - план мероприятий, который направлен на изучение лексического значения слова, на закрепление навыка правописания слова, на отработку навыка правильного произношения, на включение в активный словарь школьника, для чего составляются с новым словом словосочетания или предложения. Включает в себя 3 раздела: теоретический, творческо-практический, контрольно-оценивающий. На данном этапе ученики работают со словарным словом, выполняют творческие задания разного уровня сложности, в зависимости от возрастных особенностей.
IV этап - систематизация материала. На этом этапе создается единая база «Знакомые незнакомцы».
Описание проекта
Проект направлен на повышение орфографической грамотности, повышение интереса к урокам русского языка, приобщение детей к исследовательской деятельности посредством изготовления «Знакомые незнакомцы».
Проект реализует преемственно-перспективный подход к исследовательской деятельности учеников начальной школы и предполагает интеграцию следующих учебных предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, история, информатика
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
Работа со словарными словами.
Известно, что освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными», трудно даётся младшим школьником.
Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания. Ребёнку отводится пассивная роль: слова предъявляются и анализируются самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет, не формирует интереса к языку, не обеспечивает достаточного и прочного запоминания.
Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
«Иногда написание, считающееся традиционным и не проверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии исторических изменений в фонетике русского языка», - пишет М. Р. Львов.
На этапе введения нового слова предлагается проведение многоплановой работы.
Методы и приемы в обучении письму. (Из опыта работы)
1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).
Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено, ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.
2.КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.
Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
3.«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
4.«ТОЛКОВЫЙ»СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
5.«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ»СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
6.«КАРТИННЫЙ»СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия…
В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
7.СХЕМЫ-УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)
_______СС__ ( касса, масса…)
8.КОПИЛКА-МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
9.«ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.
Аргументов м.б. много, и «лишних» слов тоже!
10.«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.
11.«ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею.
Шифровка «слоговое сложение».
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД НА РОД
ТРА ВА У ГОН ВА ГОН
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно объявляю, чью шифровку мы отгадываем.
Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .
Шифровка «Добавь гласные».
(Или «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа:
КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
ВРН (ВОРОНА)
12.КРОССВОРДЫ.
Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внеклассной работе и в качестве домашнего задания.
13.«НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
14.«ПРОБА ПЕРА».
В 3-4 классах практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. ( Причём, хочется отметить, что для способных детей словарь дополнен словами, не входящими в программу данного класса). С пятницы и до понедельника предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:
1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;
2. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-, -оло-;
3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…
4. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. Создают целую книгу рассказов – помощников. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
15.«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»
Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…
ЗАДАНИЯ:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например:
Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
16.«ГОЛОВОЛОМКИ»
Составление и разгадывание ребусов.
18.ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. Вкаких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
19.«МУДРЫЙ СЛОВАРИК».
Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.
20.ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Занимаясь с детьми индивидуально, практикую пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ.
Рефлексия деятельности
Гипотеза: я предполагаю, что планомерное применение тех приёмов и методов, которые описаны в работе, даёт возможность повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приёмов.
Результат степени достижения поставленной цели:
«Знакомые незнакомцы» который будут создавать учащиеся. Каждая страница этого словарика - маленькая энциклопедия слова.
Данный проект продолжается. И продолжится, пока дети думают, исследуют, познают неизвестное. Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.
Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Разнообразные задания в работе над словами с непроверяемыми написаниями, активизируют деятельность детей, повышают интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывают внимание к слову. Одно из достоинств данной системы словарной работы – создание ситуации успеха для ученика.
Изучение детского словаря, его увеличение, углубление и обогащение должно стать постоянной заботой учителя, так как индивидуальный словарь любого человека, и тем более младшего школьника во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли. Неслучайно К.Д.Ушинский считал, что ребенок, поступивший в школу, нуждается в том, «чтобы его, хоть немного, приучали правильно глядеть на самые простые, окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, - словом, чтобы его приготовить к учению».
Заключение. Работая над темой проекта «Знакомые незнакомцы», я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке, формирует у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повышает уровень их речи.
Девизом этого проекта могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беседы с учителями: 1-4 класс начальной школы. Под ред. Журовой Л.Е. – М . : Вентана - Граф, 2002. – 320с.
2. Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка. Начальная школа №1, 1992.
3. Иванов С.В., Евдокимова О.А. и др. Русский язык для 2 класса.
4. Иванов С.В., Евдокимова О.А. и др. Русский язык для 3 класса
5. Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета Начальная школа №9, 2002.
6. Лухтай Л.К. Работа со словарями Начальная школа №5, 1990.
7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя.
8. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов.
9. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Оценка знаний.
10. Словарь иностранных слов.
11. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. Книга для внеклассного чтения.
Словари и энциклопедии
Социальная философия: словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - М.: Академический Проект, 2003. - 588 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
Чернышев, В. Н. Подготовка персонала: словарь / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. - СПб.: Энергоатомиздад, 2000. - 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по русскому языку в 3 классе. Имена существительные с суффиксами -ек, -ик
Проектная работа по русскому языку в 3 классе по теме "Имена существительные с суффиксами -ек, -ик". ...
Проектная работа по русскому языку в 3 классе. Имена существительные с суффиксами -ек, -ик
• Уточнение знаний учащихся о правописании слов с суффиксами –ек, -ик.• Развитие коммуникативных навыков при работе в группах....
Проектная работа по русскому языку
Обобщение знаний об имени прилагательном...
Проектная работа по русскому языку
"Мое имя Екатерина"...
Проектная работа по русскому языку.
Проектная работа "Портрет одного слова"...
Методическая разработка проектной работы по русскому языку
Разработка конспекта для 4 класса "Родовые окончания имён прилагательных"...
Проектная работа по русскому языку на тему " Имена прилагательные в загадках" 3 класс
Конспект проектной работы по русскому языку на тему " Имена прилагательные в загадках" 3 класс...