«Знакомство с произведениями местных деятелей культуры»
классный час на тему

Гайдарова Людмила Александровна

 «Знакомство с произведениями местных деятелей культуры»

Цель:  Формирования у подрастающего поколения позитивных духовно-нравственных ориентиров, гражданского самосознания, чувства любви и гордости за Родину.

Задачи:

1.Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

2.Формировать уважительное отношение к национальным и духовным понятиям, которые святы для народов нашего края: «Отечество», «мать», «хлеб», «Кубань», «честь», «долг», «подвиг».

3.Мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся,

осознание своей сопричастности с историей и современностью Кубани, отдание дани памяти и уважения знаменитым землякам, понимание единства судьбы каждого кубанца с Россией и родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Знакомство с произведениями местных деятелей культуры»

http://www.anapa250.ru/images/1329455368_50.-kazachok.jpg

Подготовила:

 Гайдарова Л.А.

 «Знакомство с произведениями местных деятелей культуры»

Цель:  Формирования у подрастающего поколения позитивных духовно-нравственных ориентиров, гражданского самосознания, чувства любви и гордости за Родину.

Задачи: 

1.Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

2.Формировать уважительное отношение к национальным и духовным понятиям, которые святы для народов нашего края: «Отечество», «мать», «хлеб», «Кубань», «честь», «долг», «подвиг».

3.Мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся,

осознание своей сопричастности с историей и современностью Кубани, отдание дани памяти и уважения знаменитым землякам, понимание единства судьбы каждого кубанца с Россией и родным краем.

Оборудование: презентация, карточки со словами  «Отечество», «патриотизм», «гражданственность», «Кубань», «мать», «хлеб», «честь»,  «долг», «подвиг», Гимн Кубани.

Оформление: на доске висит карта Краснодарского края и слова: «Отечество», «патриотизм», «гражданственность», «Кубань», «мать», «хлеб», «честь»,  «долг», «подвиг».

Форма проведения: час общения

Ход мероприятия:

1.Организационный момент:

Усадить детей и настроить на работу в классе

2.Сообщение темы:

Воспитатель: У каждого человека есть Родина-мать, страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина – это вся необъятная страна с её полями, лесами, морями.

Игра: «Слова» 

(на доске слова: «Отечество», «патриотизм», «гражданственность», «Кубань», «мать», «хлеб», «честь»,  «долг», «подвиг».

Обсуждаем с детьми значение понятий.)

- Какая страна является Родиной для вас, дети?

Воспитатель: У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным и родным. Может быть, для чужого человека покажется здесь обыкновенным и простым, но твоему сердцу дорога каждая мелочь. У каждого человека может быть только одна родина – раз и навсегда, она достаётся в наследство от отцов и дедов.

Звучит 1 куплет «Гимн Кубани»

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на первом уроке в этом году?

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашей малой родине – нашей Кубани, ее культуре, традициях. Мы совершим множество открытий, прикоснемся к культурному наследию нашего  края, узнаем о культурных достижениях земляков.

   3.Изложение нового материала:

 Воспитатель: Кубань – один из крупнейших культурных центров России и в этом мы с вами сегодня убедимся.

Воспитатель: В нашем крае сохранены и развиваются множество культурных учреждений - это библиотеки, культурно- досуговые  учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

Воспитатель: А теперь давайте разберемся, что входит в понятие «культура» и какие культурные традиции есть на Кубани.

Воспитатель: Что же такое «культура»? (обсуждаем с детьми).

Воспитатель: Культура – Это…(Слайд 1)

Воспитатель: 1.Жилища(Слайд 2-4)

Воспитатель: В станицах строились хаты. Они были глинобитными или саманными, крыши - четырехскатные под камышом или соломой Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники

 Воспитатель: 2.Одежда (Слайд 5-7)

Воспитатель: Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, Женская одежда различалась у казачек. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".

Воспитатель: 3.Семейный и общественный быт (Слайд 8-10)

Семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Для них характерно глубокое уважение к старшим.

Воспитатель: Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.

Воспитатель: Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.

Воспитатель: Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.

 4.Физминутка

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

Воспитатель: 4.Фольклор(слайд 11-13)

Воспитатель: Своеобразие происхождения кубанского казачества определило особенности его фольклора. Были распространены украинские песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы).

В станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков, бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

 Воспитатель: 5.Народные промыслы и ремесла.   (Слайд 14-16)  

 Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники.

Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Воспитатель:  Вывод: под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях

Воспитатель: Ребята, а где у нас в школе мы можем найти достижения деятелей культуры? (В библиотеке)

Воспитатель: Правильно, недаром говорят, что библиотека это храм, в котором собраны лучшие достижения наших земляков.

5. Итог: 

Воспитатель: История культуры Кубани неразрывно связана с историей России, и с каждым днем эта связь становится крепче.

В заключении необходимо подчеркнуть мысль о том, что каждый своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю.

Воспитатель: Мы  бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся  своими  корнями. Значит - уверенно шагаем  в будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы" (знакомство с произведением).

конспект урока по литературному чтению для классов компенсирующего обучения...

Математика.2 класс. Знакомство с произведением.

Урок -объяснение нового материала.На  уроке дети знакомятся с новой записью- произведением....

Презентация "Знакомство с произведениями местных деятелей литературы""

Знакомство учащихся с произведениями кубанских деятелей литературы....

«Деятели культуры Красноярья»

В преддверии двухсотлетия образования Енисейской губернии мы остановили свой выбор на номинации «Деятели культуры Красноярья». Считаем, что нам просто необходимо продолжать знакомство дете...