Современные педагогические технологии в учебном процессе.
опыты и эксперименты (1, 4 класс)
Статья об опыте работы учителя на тему: " Современные педагогические технологии в учебном процессе "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_v_uchebnom_protsesse_-_kopiya.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в учебном процессе.
В наше время происходят коренные изменения во всей системе образования и воспитания. В со-
ответствии с ФГОС НОО составлены учебные программы , переработаны и переизданы учебники
по всем предметам. С 2012-2013 учебного года работаю по программе «Школа России». Методо-
логической основой УМК этой программы является системно-деятельностный подход, цель кото-
рого, в первую очередь, научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка
из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом
виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных дейст-
вий. Изменение целей и задач современного образования повлекло за собой изменение методи-
ческой системы учителя.
Я, как и все учителя начальной школы, перешла с объяснительно-иллюстративного способа обуче-
ния на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятель-
ности. Одним из инструментов реализации личностно-ориентированного и деятельностного под-
ходов на уроках является использование современных педагогических технологий. Постоянно
приходится следить за новинками методической литературы, перенимать опыт коллег, искать от-
вет на вопрос «Как учить?». Вовлечь учащихся в активные познавательные и творческие процессы
на уроках и во внеурочное время стараюсь, используя современные педагогические технологии.
Перечислю некоторые из них:
-информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),
-технология проектной деятельности,
-технология проблемного диалога,
-технология сотрудничества,
-тестовые технологии,
-технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),
-технология использования игровых методов,
-технология уровневой дифференциации,
-здоровьесберегающие технологии,
-система инновационной оценки « Портфолио»,...
Работа в современной школе не представляется без использования этих технологий, особенно без применения информационно-коммуникационных технологий. Применение ИКТ повышает насыщенность урока информацией, делает подачу материала наглядной. Яркие картинки, видео-
фрагменты, эффекты анимации и звуковые эффекты повышают познавательный интерес учащих-
ся к учебной деятельности. Электронные приложения к учебникам оказывают неоценимую по-
мощь нам, учителям. В пособия включены огромное количество мультимедиаресурсов различ-
ных типов (фотографии, анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты), расширяющих
информационно-образовательное пространство урока. Использую их на уроках и во внеурочное
время , для самостоятельной работы учащихся дома.
Далее хочу остановиться на технологии проектной деятельности. Программой предусмотрена ра-
бота над созданием проектов во всех классах начальной школы по всем предметам. В учебниках
имеется рубрика «Наши проекты». Что такое проект? Любой проект имеет практически одинако-
вую структуру. Проект-это «пять П»: проблема, проектирование(планирование), поиск информа-
ции, продукт, презентация.
Проектная работа у учащихся начинается с первых дней первого класса. Чтобы привить инте-
рес к исследовательской деятельности и сформировать такие познавательные универсальные
учебные действия , как поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение
высказывания, в «Азбуку» введены следующие задания: собрать информационный материал и
подготовить сообщение по истории воздухоплавания и авиации, по истории флота, подготовить проект «Живая азбука». По другим предметам предусмотрены проекты : «Моя малая Родина»,
«Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Скороговорки», «Сказочная
страничка», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» и другие.
С первого класса дети начинают заниматься особой формой научно-исследовательской работы-
созданием и защитой самостоятельно созданных творческих проектов и компьютерных презен-
таций, участвовать в школьных научно-практических конференциях. Для этого необходимы боль-
шая предварительная работа ребенка с помощью родителей и мои консультации . Ребята учатся
работать с дополнительной литературой, использовать фотоматериалы, информацию из интерне-
та. Начатая в 1-ом классе работа по проектной деятельности продолжается и в следующих клас-
сах, ее объемы увеличиваются из года в год. Конечно, у учеников начальной школы не сформиро-
ваны на должном уровне нужные навыки, поэтому они не обходятся без моей помощи и помо-
щи родителей. К выполнению проектов заранее готовлю детей (выбор темы проекта, знакомство
с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сро-
ков работы). Оказываю помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составле-
нии альбома , в изготовлении и сборе фотографий, при оформлении работы, в подготовке презен-
тации). Провожу презентацию проекта(выступления учащихся с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы). Ученик должен почувствовать, что проект-это его самостоятельная работа, что она сложная, но интересная.
Проектную деятельность учащихся организовываю, используя разные формы работы: коллектив-
ную (всем классом), групповую, в парах, индивидуальную. Ребятам очень понравились такие кол-
лективные работы, как «Деревенский двор», «Праздничный стол», «Аквариум», «Детская площад-
ка». Все дети приняли активное участие в сборе материалов для этих проектов, каждый старался
на уроках добросовестно выполнить свой объем работы, чтобы не подвести класс.
Проект «9 мая - День Победы» ребята захотели выполнить индивидуально. Они собрали сведения
из семейных архивов, фотографии с фронта, письма, дневники, газетные материалы, купили кра-
сочные открытки, в библиотеках и в Интернете нашли рассказы и стихи о ВОВ, о Победе, написали
поздравительные тексты. Одни оформили проекты в виде стенгазеты, другие – в виде книги. Дети
так постарались , что после презентации все работы оказались на школьной выставке.
Многие учащиеся пополнили портфолио добросовестно выполненными проектами по разным предметам: «И в шутку и всерьез», «Рассказ о слове», «Праздник поэзии», «Зимняя страничка»,
«Имена прилагательные в загадках», «Кто нас защищает», «Экономика родного края» и др.
Работа над проектом раскрепощает ребенка, повышает уровень познавательной активности,
учебной мотивации , учит его сотрудничать и вести диалог с родителями, со сверстниками, плани-
ровать свою деятельность, понимать и принимать точку зрения одноклассника, демонстрировать результаты своей работы, оценивать свои проекты и проекты своих одноклассников. Короче- фор-мирует УУД.
Выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, от подготовленности и готовности учителя,…Без сомнения приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным техноло-
гиям, не отрицая использования и других.
Выпускник школы должен обладать теми качествами личности, в которых заинтересовано современное общество. Он должен уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуа-
циях, самостоятельно мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным.
Мы, учителя, должны не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектиро- вать, но и владеть в достаточной мере современными педагогическими технологиями, так как
без них правильно организоаать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению
поставленных целей невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)
Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....
Презентация по теме "Применение современных педагогических технологий в учебно - воспитательном процессе"
Некоторые приёмы технологии развития критического мышления....
Современные педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность
доклад на педагогический совет...
Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»
В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...
Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе
laquo;Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...