Мастер - класс "Время собирать камни"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Дмитриенко Наталья Владимировна

Занятие внеурочной деятельности по развитию речи в 4 классе с использованием методов гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и В.Г. Ниорадзе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_vremya_sobirat_kamni.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Время собирать камни»

  1. Орг. Момент
  2. Постановка цели, задач и плана урока

Загадка:

-  О чём говорят, что это летит, но иногда ползёт?

 Бывает потерянным, но для чего-то его находят?

Оно всё лечит и его нужно беречь?

- Сформулируйте тему занятия.

Решим задачи:

- Что такое время;

- Зачем его нужно беречь?

- Как его можно сохранить?

Прочитайте план работы:

  • Знакомимся с темой, задачами и планом занятия;
  • Собираем народную мудрость;
  • Мы размышляем;
  • Рассуждаем
  • Подводим итог занятия

- Еще, выполняя задания, мы  нарядим ёлочку

3. Собираем народную мудрость - Что такое Время?

Конечно, это не часы, не будильник. Это просто приборы, отсчитывающие это самое время. Вспомните, есть вещи,               о которых мы часто говорим, хорошо знаем, но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак не ухватите руками. Но без него просто не прожить! Так и время! Оно невидимо, оно без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать не сумеешь, и другу не подаришь. А потерять можно! А неуловимое время очень дорого стоит.

- Когда говорят, что время летит? Ползёт?

Когда оно бывает потерянным? На что его находят?

А на вопрос «Почему его нужно беречь?»

 Вы ответите, если соберёте пословицы:

Делу – время, потехе – час.

Время, как птица – упустишь, не поймаешь.

Порядок время бережёт.

Минута час бережёт.

Время – богатство, отпущенное природой

человеку безвозмездно.

- К каждой пословице подберите историю из жизни, расскажите в паре. Потом надо будет рассказать в классе историю своего напарника. А.В. Суворов говорил, что 1 минута решает исход битвы, 1 час -  успех целой кампании, 1 день – судьбу целого государства.

- Сделайте вывод, почему нужно беречь время своими историями.

4. Будем размышлять над рассказом А.Шибаева «Белый носовой платок»

-Чтение рассказа

Белый носовой платок

На автобусной остановке сидел, глядя в землю, мужчина. Некоторые люди оглядывались на него – он был небритым, одежда и обувь были поношенными и грязными. Мужчина не обращал на людей внимания, он снова и снова вспоминал свою прошлую жизнь.

    Он вспоминал, как жил мальчиком на узкой улочке в маленьком кирпичном дому. Он вспоминал цветы, которые росли у него на окне. Он вспоминал качели, которые смастерил ему когда – то отец.  И дорогу к дому, по которой он учился ездить на велосипеде.

    Потом он вспомнил, как стал взрослым и уже не жил у своих родителей, а лишь изредка навещал их. У него была работа, много друзей. Отец и мать стали скучны ему, в ресторанах с друзьями было гораздо веселее, чем с ними. Потом он вспомнил, как его маленькие долги, выросли в огромную гору долгов, и как он поехал к родителям за деньгами.

   Мать сразу же накормила его, отец только смотрел на сына, не задавая никаких вопросов, а он не хотел рассказывать истинную причину приезда. Он знал, где у отца лежат деньги. Когда родители вышли из комнаты, он запросто взял нужную сумму и ушел.

    Это было в последний раз, когда сын увидел своих родителей. Он не вернулся больше домой, уехал в другой город, и мать с отцом ничего не знали о дальнейшей судьбе своего сына. Не знали они так же о том, что их сын был осужден за совершение преступления и находился в заключении в тюрьме.

   В камере по ночам он много думал о них. Иногда, когда он не мог уснуть, и луна освещала стены камеры, он мечтал: освобожусь, сразу же поеду домой, к родителям. Если они еще живы….

   И вот теперь, освободившись из тюрьмы, он приехал в родной город и, сойдя с автобуса, сел в нерешительности на остановке. Он начал вспоминать прошлое и, вспомнив всю свою жизнь, почувствовал, как его охватил страх. А примут ли его родители? Какое он вообще имеет право войти  в родной дом?  Узнают ли родители в нем того сына, которого они так любили, и который так жестоко обманул их?

Тогда он решил написать родителям письмо. Письмо было коротким, но писал он его несколько часов. Заканчивалось письмо так: «Я знаю, что не имею никакого права на ваше прощение…  Но все – таки надеюсь. Вам решать. В четверг утром я пройду мимо вашего дома. Если вы захотите взять меня к себе, повесьте на окно моей бывшей комнаты белый носовой платок. Если он будет там висеть, – приду, если нет, помашу рукой на прощание старому дому и отправлюсь дальше в другие места».

   Настало утро четверга. Он пришел на знакомую улицу. Дом был на месте. Но идти дальше он не решался.  Он все стоял на месте и смотрел на камни, лежащие у него под ногами.

   Может быть, отец и мать уже переселились в другое место? Если на окне не будет белого платка, он зайдет к соседям, спросит у них о родителях и уйдет навсегда. Он не смел думать о том, что родители не захотят хоть разок повидать его.

 -Как закончится история? Почему?

- Определите, что означает выражение «Время собирать камни?» (Пришло время отвечать за свои поступки)

 - Дослушайте рассказ до конца.

   Он поднял глаза. Улицу покрывала еще сумрачная тень. Медленно пошел он к старому клену – откуда были ясно видны окна его бывшей комнаты.

   …Я не посмотрю, пока не дойду до клена, - решил он. Он дошел до дерева, глубоко вздохнул и медленно поднял глаза. Теперь он видел весь дом. Солнце осветило старые кирпичные стены… Его сердце дрогнуло. На каждом окне виднелись белые простыни, занавески,  покрывала, носовые платки…  Отец и мать ответили на письмо сына.

 Вытирая набегавшие слезы, мужчина подошел к крыльцу – дверь была уже распахнута.

- Почему белые платки были везде? (Родители простили юношу. Почему?) Смогли бы вы простить такое?

- Обижали ли вы своих родителей? Если обижали, возьмите камни, попросите у родителей прощение.

Скажите, как вы их любите, уважаете и положите камни в коробочку.

5.  Закрепление

- Опустите голову, представьте, что прошло 10 лет, что вы стали старше, как распорядитесь своим временем? Расскажите в классе.

6. Итак, мы узнали, что такое время, зачем его нужно беречь. Давайте составим памятку, как его можно сохранить?

- Ставить себе цель, составлять план по её достижению, быть пунктуальным, соблюдать режим дня, меньше болтать, играть в компьютер, телефон, больше трудиться, содержать всё в порядке, совершать добрые поступки.

7. Составьте выражение на одну букву В к теме нашего урока.

- Время верит в волшебство.

Вселенная – вращается вокруг времени.

Время – воронка вечности.

Время всех видит.

Время ведает  

-Мы не можем выбрать время, в которое живём, мы можем выбрать только то, что мы делаем со временем, которое нам дано.

8. Сюрприз учителя:

Открытки с напутствиями:

- Находите время для работы – это условие успеха.

- Находите время для игры – это секрет энергии.

- Находите время для чтения – это основа знаний.

- Находите время для спорта – это залог здоровья.

- Находите время для дружбы – это кладовая счастья.

- Находите время для мечты – это путь к звёздам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"

В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....

Камни-самоцветы. Пашанина Ангелина

Реферат о камнях -самоцветах был выполнен ученицей второго класса Пашаниной Ангелиной. Может использоваться как дополнительный материал к урокам окружающего мира и классным часам....

ИТК по рисованию солёным тестом и росписи камней

Инструкционно-технологическая карта с описанием работы и фотографиями по рисованию нетрадиционными техниками изодеятельности. Для занятий с детьми кружка, изостудии или  урока изобразительно...

Презентация к уроку окружающего мира "Мир камня"

Данную презентацию можно использовать на уроке окружающего мира во 2 классе. Цель данной презентации: познакомить детей с историей камней и использованием их в жизни...

Мастер-класс «Роспись по камням. Божья коровка"

Используя презентацию мастер-класса "Роспись по камням. Божья коровка"  педагоги смогут:1.    Развивать фантазию детей.2.    Учить находить красоту в самых неприметных вещах.3...

Мастер-класс "Роспись камней"

Арт-терапия для школьников...

Нетрадиционные техники рисования - роспись по камню. Мастер-класс "Божья коровка"

Материал предназначен для детей школьного возраста....