Внеурочная деятельность РПС
рабочая программа (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам» по развитию познавательных способностей Москва, Издательство РОСТ, 2012 г.
Общеинтеллектуальное направление способствует реализации задач воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучения решения задач творческого и поискового характера. Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию элементов логической и алгоритмической грамотности.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Формы работы.
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
-cамостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, – анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и слудовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Учебно – тематический план
Тема | Количество часов |
Задания повышенной сложности | 5 |
Логически-поисковые задания | 5 |
Тренировка внимания | 5 |
Тренировка слуховой памяти | 5 |
Тренировка зрительной памяти | 5 |
Поиск закономерностей | 5 |
Задания по перекладыванию спичек | 4 |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Дата | Корректировка | ||
занятия | ||||||
1 | 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | 04.09 | |||
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 11.09 | |||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 18.09 | |||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 25.09 | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 02.10 | |||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 09.10 | |||
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 16.10 | |||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 23.10 | |||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 30.10 | |||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 13.11 | |||
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 20.11 | |||
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 27.11 | |||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 04.12 | |||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 11.12 | |||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 18.12 | |||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 25.12 | |||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 15.01 | |||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 22.01 | |||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 29.01 | |||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 05.02 | |||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 12.02 | |||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 19.02 | |||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 26.02 | |||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 04.03 | |||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 11.03 | |||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 18.03 | |||
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 25.03 | |||
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 08.04 | |||
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 15.04 | |||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 22.04 | |||
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 29.04 | |||
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 06.05 | |||
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 13.05 | |||
34 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 20.05 |
Литература.
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »(7-8лет) Методическое пособие для 2 класса Курс «РПС».-3еизд.,перераб.- М.: Издательство РОСТ.-278с.
Программа развития познавательных способностей учащихся |
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »(7-8 лет) Рабочие тетради : В 2-х частях О. А. Холодова – 5е изд., перераб.- М.: Издательство РОСТ .-56с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....