Тайны загадок
план-конспект урока (2 класс) на тему
Конспект открытого урока по литературному чтению "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.zagadki.docx | 73.31 КБ |
prezentatsiya_zagadki.ppt | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тайны загадок.
Цель: формировать представление об игровом характере малых жанров фольклора – загадках; познакомить с приемом «сравнение»;
Задачи: создать условия для формирования умения правильного, сознательного, беглого чтения целыми слова, работать над выразительностью речи детей, интонацией; определять жанр произведения, учить детей проникать в глубину произведения, выражать свою точку зрения о прослушанном произведении; сравнивать загадки и умение их классифицировать; развивать внимание, память, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать чувство любви, добра, радости от процесса творчества.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявляет интерес к чтению, осуществляет позитивную самооценку;
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Предметные УУД: читать печатный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Оборудование: мультимедиа, раздаточные карточки, сказочные герои, схемы- модели ,иллюстрации.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
:
Ход урока.
I.Самоопределение к деятельности(1-2 мин)
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Грусть – тоска её боится.
- Что это такое? (Улыбка)
-Подарим друг другу улыбки , повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки и начнем урок.
- Ребята, вы знаете, как Маша и Миша мечтают попасть в Волшебный лес. А дорога в Волшебный лес долгая, трудная. Она проходит через Огороды Бабы Яги. Это не просто. Но Маша и Миша не пугаются трудностей, тем более у них есть такие помощники как вы.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6мин)
-Сегодня мы находимся на Поляне Одуванчиков.
-А где же наш помощник - Учёный Кот? Как же мы будем пробраться через Огороды Бабы Яги без Учёного Кота?
-Это дело нелёгкое? Попробуем найти его.
-Посмотрите вокруг себя, по сторонам. Ничего вы не увидели подозрительного? (мы нашли записки)
-Ну-ка, скорей прочитайте их!
- От кого же они? (от Бабы Яги)(открывается доска)
- Значит, Баба Яга заманила Учёного Кота в ловушку, чтобы вы не прошли через её Огороды.
-Нам немедленно нужно Учёного Кота спасать!
- Прочитайте, записку Бабы Яги, чего же она хочет?
-Прочитай вслух Полина.
Ваш Кот у меня! Выполните все мои задания ,очистите мой огород от сорняков и получите своего помощника!!! Баба Яга. | Задание 1 |
Раз, два, три, четыре, Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон, Кто не спит, тот – выйди вон! |
-Что за стихотворение прислала Баба Яга?
-По каким признакам вы определили этот жанр?
- наличие чисел
- зашифрованные слова
- определение жертвы- «выйди вон»
-Докажи, Лиза ,что у тебя тоже считалка. А как ты считаешь, Юра?
(3-4 ученика выделяют признаки считалки)
-Поднимите руки те, у кого на карточке не считалка.
(ученик зачитывает 1текст)
-Прочитай текст Ульяна, докажи ,что это не считалка
-Молодцы, вы справились с первым заданием Бабы Яги и уничтожили первый сорняк с её огорода.
(убираю сорняк с Огорода Бабы Яги, читаю задание на сорняке
Отгадайте зашифрованное слово, продумайте план дальнейших действий)
III.Постановка учебной задачи (2-3мин)
-Переходим к следующему заданию Бабы Яги.(задание2)
-Угадайте зашифрованное слово, по первым буквам каждой картинки.
-Поднимите руку. кто догадался? (Загадка) Назови слово. Умницы.
-Какая же, тема нашего урока?
Загадка
- Чтобы сформулировать цель урока, воспользуйтесь, схемой- помощницей на доске.
Мы узнаем….что такое загадка ,секреты загадки
Мы будем…. читать, отгадывать
Мы попробуем сочинить загадку
-Молодцы, справились со вторым заданием Бабы Яги, уничтожили ещё сорняк с Огорода, помогли Маше и Мише, а здесь новое задание.
(убираю сорняк с третьим заданием)
IV.Построение выхода из затруднения (10-11мин)
-Что такое загадка? (презентация,слайд1.)спрашивает она вас
- Из каких источников мы можем получить ответ на данный вопрос?
(из интернета , из книг, из Толкового словаря)
-Как хорошо ,что Толковый словарь оказался в классе.
(Индивидуальное домашнее задание : Толковый словарь)задание 3
Из данных источников узнали , что такое загадка. Эта мудрая книга не раз приходила к вам на помощь.
-Отлично!
- Подберите близкие по значению слова к слову «загадка» (тайна, секрет)
-Молодцы! Справились с третьим заданием Бабы Яги, стало на огороде сорняков меньше (убирается сорняк)
-Смотрите, ка здесь снова вопрос: «Как устроена загадка?»
- Понаблюдаем как «устроена» загадка.(слайд 2)
-Прочитай…загадку
На зеленой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И растаял этот шар.
- Что это за шарик? (слайд 3)
- Назван ли в загадке одуванчик? (нет)
- Название какого предмета его заменил? (шарик)
- С чем сравнивают одуванчик?(с шариком)
- Какие важные признаки этого шарика указаны? ( на зеленой ножке, вырос)
- На что похожа загадка: на стихотворение или рассказ?
(на стихотворение)
- Загадки бываю стихотворные и прозаические.
Теперь вы сделали ещё один шаг вперед к освобождению Учёного кота.
(убираю сорняк)
-Да, когда же кончатся задания Бабы Яги, новое препятствие на пути «Составь загадку» (слайд 4)(задание5)
Преобразование текста в загадку.
У петуха хвост с узорами
И сапоги со шпора
По утрам песни распевает
Всем время сообщает.
-Прочитай, текст.
-Поднимите руки те, кто считает что это загадка ?
- Кто считает, что это не загадка, поднимите руки?
- Почему? Кто докажет, загадка это или нет? (потому, что нет тайны ,секрета, предмет назван )
-Попробуем переделать в загадку?
-Какое слово в стихотворении лишнее? (петух)
-Уберите, лишнее слово и прочитайте что получилось?
-Какие слова обозначают важные признаки? (хвост с узорами, шпоры, время сообщает)
Хвост с узорами,
сапоги со шпорами,
песни распевает,
время сообщает.
-Итак, из стихотворения получилась загадка. Докажите.
(в стихотворении предмет назван, а в загадке нет, тайна, секрет)
А кто знает, что обозначает слово шпоры?
(у птиц – боковой коготь на конечностях, служащий для нападения и защиты.)
-Когда отгадываем загадку, выделяем признаки предмета, сравнение, т.е на что похож этот предмет ,тем самым раскрываем тайну.
Сделаем вывод (читают по цепочке со слайда)
-В чем же состоит секрет загадки?(СЛАЙД 5)
1. Предмет не назван.
2. Назван другой предмет, похожий на него(сравнение).
3. Указаны важные признаки предмета.
-Баба Яга, уже начала волноваться, потому что огород её стал почти чистым, остался один сорняк.
-Много вы потрудились ,немного отдохнём. Давайте развеселим Бабу Ягу,
Может, она подобреет и отпустит Ученого Кота
……… Физминутка(слайд 6)
V.Первичное закрепление во внешней речи (4-5)
-Баба Яга совсем разозлилась, придётся нам объединяться в группы чтобы справиться с последним заданием Ученого Кота
1 группа Прочитайте загадки, с каким предметом сравнивается отгадка, запишите.
Рос шар бел, Ветер дунул - Шар улетел. (Одуванчик) | Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (Колокольчики) | Белые горошки На зеленой ножке. (Ландыш) |
Одуванчик-….
Колокольчик-….
Ландыш-…..
(1человек из группы читает сравнения, другая группа приходит на помощь)
-Отлично, огород чист!!(убираю последний сорняк, под ним Ученый Кот)
- Ученый Кот в восторге от вашей помощи.
- Вместе с ним продолжим наше путешествие.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(4-5 мин)
-Откройте рабочие тетради на с. 9 №2 и выполните задание самостоятельно. Прочитайте и запишите пропущенное слово.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения.
VII.Включение в систему знаний и повторение(4-5мин)
Откройте учебник с.14-15,прочитайте шепотом загадки, отгадайте их.
Назовите отгадки .
Назначение загадок:
1В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов «тайного» языка. Чтобы уберечь своё жилище, семью, свой скот от «нечистой силы». С помощью загадки испытывали мудрость, находчивость человека. У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями.
И в наше время загадка используется как увлекательное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3мин)(слайд 7)
Сегодня я узнал……
Было интересно…….
Было трудно………
Я выполнял задания………
Я научился……….
Мне захотелось…………..
– Какую тайну загадок вы раскрыли?
У вас на столе расположены ладошки, кому было на уроке интересно, легко- раскрасьте ладошку в красный цвет, кому трудновато в желтый цвет, кому очень тяжело – синий.(слайд 8)
– Дома приготовите загадки по выбору: вспомните какие-нибудь загадки или сочините сами ( не обязательно складные). Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На зеленой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И растаял этот шар. 02.05.17
02.05.17
02.05.17
Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время сообщает. 02.05.17
Секрет загадки 1. Предмет не назван. 2. Назван другой предмет, похожий на него(сравнение). 3. Указаны важные признаки предмета. 02.05.17
02.05.17
Молодцы!!!! 02.05.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник загадок
Загадкой можно подзадорить, озадачить, заинтриговать. Загадка может украсить любой урок, праздник, особенно в школе. Без нее не проходят ни конкурсы, ни викторины. ...
Подборка загадок о животных.
Подборку загадок о животных можно использовать на уроках окружающего мира, рисования....
Аукцион шуток и загадок
Интеллектуально-творческий аукцион...
тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»
Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...
Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков
Сказка о гласных буквятах, у которых в кармашке поселился Йотик...
Занятие кружка «Разгаданные тайны» по теме: «Разгадываем тайны. Занимательные опыты.»
Цели: • ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;• способствов...
внеклассное мероприятие "Тайны зеленого дерева" (тайны здоровья)
Мероприятие направлено на:формирование у учащихся правильного представления о здоровье, довести до детей мысль, что здоровье не только бывает физическим, но и психическим, нравственным, показать связь...