Тайны загадок
план-конспект урока (2 класс) на тему

Едунова Татьяна Александровна

Конспект открытого урока по литературному чтению "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.zagadki.docx73.31 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_zagadki.ppt1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тайны загадок.

Цель: формировать представление об игровом характере малых жанров фольклора – загадках; познакомить с приемом «сравнение»;

Задачи: создать условия для  формирования умения правильного, сознательного,  беглого чтения целыми слова, работать над выразительностью речи детей, интонацией;  определять жанр произведения, учить детей проникать в глубину произведения,  выражать свою точку зрения о прослушанном произведении; сравнивать загадки и умение их классифицировать; развивать внимание, память, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать чувство любви, добра, радости  от процесса творчества.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: проявляет интерес к чтению, осуществляет позитивную самооценку;

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Предметные УУД: читать печатный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Оборудование:  мультимедиа,  раздаточные карточки, сказочные герои, схемы- модели ,иллюстрации.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

:

           

                                            Ход урока.

I.Самоопределение к деятельности(1-2 мин)

Есть у радости подруга   

 В виде полукруга.

 На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

 То внезапно возвратится,

Грусть – тоска её боится.

- Что это такое? (Улыбка)

-Подарим друг другу улыбки , повернитесь  к гостям и подарите им свои улыбки и  начнем урок.

- Ребята, вы  знаете, как Маша и Миша мечтают попасть в Волшебный лес. А дорога в Волшебный лес долгая, трудная. Она проходит через Огороды Бабы Яги. Это не просто. Но Маша и Миша не  пугаются трудностей, тем более у них есть такие помощники как вы.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6мин)

-Сегодня мы находимся на Поляне Одуванчиков.

-А где же наш помощник - Учёный Кот? Как же  мы будем пробраться через Огороды Бабы Яги без Учёного Кота?

-Это дело нелёгкое? Попробуем найти его.

-Посмотрите вокруг себя, по сторонам. Ничего вы не увидели подозрительного? (мы нашли записки)

-Ну-ка, скорей прочитайте их!

- От кого  же они? (от Бабы Яги)(открывается доска)

- Значит, Баба Яга заманила Учёного Кота в ловушку, чтобы вы не прошли через её Огороды.

-Нам немедленно нужно Учёного Кота спасать!

- Прочитайте, записку Бабы Яги, чего же она хочет?

-Прочитай вслух  Полина.

Ваш Кот у меня!

Выполните все мои задания ,очистите мой огород от сорняков и получите своего помощника!!!

Баба Яга.

Задание 1

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот – выйди вон!

-Что за стихотворение прислала Баба Яга?

-По каким признакам вы определили этот  жанр?

  • наличие чисел
  • зашифрованные слова
  • определение жертвы- «выйди вон»

-Докажи, Лиза ,что у тебя тоже считалка. А как ты считаешь, Юра?

(3-4 ученика выделяют признаки считалки)

-Поднимите руки те, у кого на карточке не считалка.

 (ученик зачитывает 1текст)

-Прочитай текст Ульяна, докажи ,что это не считалка

-Молодцы,  вы справились с первым заданием Бабы Яги и  уничтожили первый сорняк с её огорода.

(убираю сорняк с Огорода Бабы Яги, читаю задание на сорняке

Отгадайте зашифрованное слово, продумайте план дальнейших действий)

III.Постановка учебной задачи (2-3мин)

-Переходим к следующему заданию Бабы Яги.(задание2)

-Угадайте зашифрованное слово, по первым буквам каждой картинки.

-Поднимите руку.  кто догадался? (Загадка) Назови  слово. Умницы.

-Какая же, тема нашего урока?

Загадка

- Чтобы сформулировать цель урока, воспользуйтесь, схемой- помощницей  на доске.

Мы узнаем….что такое загадка ,секреты загадки

Мы будем…. читать, отгадывать

Мы попробуем сочинить загадку

-Молодцы, справились со вторым заданием Бабы Яги, уничтожили ещё сорняк с Огорода, помогли Маше и Мише, а здесь новое задание.

(убираю сорняк с третьим заданием)

IV.Построение выхода из затруднения (10-11мин)

-Что такое загадка? (презентация,слайд1.)спрашивает она вас

- Из каких источников мы можем получить ответ на данный вопрос?

(из интернета , из книг, из Толкового словаря)

-Как хорошо ,что Толковый словарь оказался в классе.

(Индивидуальное домашнее задание : Толковый словарь)задание 3

Из данных источников узнали , что такое загадка. Эта мудрая  книга не раз приходила к вам на помощь.

-Отлично!

- Подберите близкие по значению слова к слову «загадка» (тайна, секрет)

-Молодцы! Справились с третьим заданием Бабы Яги, стало на огороде сорняков меньше (убирается сорняк)

-Смотрите, ка здесь снова вопрос: «Как устроена загадка?»

- Понаблюдаем как «устроена» загадка.(слайд 2)http://doc4web.ru/uploads/files/14/13104/hello_html_30974d8a.jpg

-Прочитай…загадку

  На зеленой ножке

                             Вырос шарик у дорожки.

                              Ветерочек прошуршал

                              И растаял этот шар.

- Что это за шарик? (слайд 3)

- Назван ли в загадке одуванчик? (нет)

- Название какого предмета его заменил? (шарик)

- С чем сравнивают  одуванчик?(с шариком)

- Какие важные признаки этого шарика указаны? ( на зеленой ножке, вырос)

- На что похожа загадка: на стихотворение или рассказ?

(на стихотворение)

- Загадки бываю стихотворные и прозаические.

Теперь вы сделали ещё один шаг вперед к освобождению  Учёного кота.

(убираю сорняк)

-Да, когда же кончатся задания Бабы Яги, новое препятствие на пути «Составь загадку» (слайд 4)(задание5)

Преобразование текста в загадку.

У петуха хвост с узорамиhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13104/hello_html_d440af1.jpg

 И сапоги со шпора

По утрам песни распевает

  Всем время сообщает.

-Прочитай, текст.

-Поднимите руки те, кто считает что это загадка ?

- Кто считает, что это не загадка, поднимите руки?

- Почему? Кто докажет, загадка это или нет? (потому, что нет тайны ,секрета, предмет назван )

-Попробуем переделать в загадку?

-Какое слово  в стихотворении лишнее? (петух)

-Уберите, лишнее слово и прочитайте что получилось?

-Какие слова обозначают важные признаки? (хвост с узорами, шпоры, время сообщает)

Хвост с узорами,

сапоги со шпорами,

песни распевает,

время сообщает.

-Итак, из стихотворения  получилась загадка. Докажите.

(в стихотворении предмет назван, а в загадке нет, тайна, секрет)

А кто знает, что обозначает слово шпоры?

 (у птиц – боковой  коготь на конечностях, служащий для нападения и защиты.)

-Когда отгадываем загадку, выделяем признаки предмета, сравнение, т.е на что похож этот предмет    ,тем самым раскрываем тайну.

Сделаем вывод (читают по цепочке со слайда)

-В чем же состоит секрет загадки?(СЛАЙД 5)

1. Предмет не назван.

2. Назван другой предмет, похожий на него(сравнение).

3. Указаны важные признаки предмета.

 -Баба Яга, уже начала волноваться, потому что  огород её стал  почти чистым, остался один сорняк.                          

-Много вы потрудились ,немного отдохнём. Давайте развеселим Бабу Ягу,

Может, она подобреет и отпустит Ученого Кота

………                     Физминутка(слайд 6)

V.Первичное закрепление во внешней речи (4-5)

-Баба Яга совсем разозлилась, придётся нам объединяться в группы  чтобы справиться с  последним заданием  Ученого Кота

1 группа Прочитайте загадки, с каким предметом сравнивается отгадка, запишите.

Рос шар бел,

Ветер дунул -

Шар улетел.

(Одуванчик)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчики)

Белые горошки

На зеленой ножке.

(Ландыш)

Одуванчик-….

Колокольчик-….

Ландыш-…..

(1человек из группы читает сравнения, другая группа приходит на помощь)

-Отлично, огород чист!!(убираю последний сорняк, под ним Ученый Кот)

- Ученый Кот в восторге от вашей помощи.

- Вместе с ним продолжим наше путешествие.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(4-5 мин)

-Откройте   рабочие тетради  на с. 9 №2  и выполните задание самостоятельно. Прочитайте и запишите пропущенное слово.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения.

VII.Включение в систему знаний и повторение(4-5мин)

Откройте учебник с.14-15,прочитайте шепотом загадки, отгадайте их.

Назовите отгадки .

Назначение загадок:

1В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов «тайного» языка. Чтобы уберечь своё жилище, семью, свой скот от «нечистой силы». С помощью загадки испытывали мудрость, находчивость человека.  У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями.

И в наше время загадка используется как увлекательное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3мин)(слайд 7)

Сегодня  я узнал……

Было интересно…….

Было трудно………

Я выполнял задания………

Я научился……….

Мне захотелось…………..  


– Какую тайну загадок вы  раскрыли?

У вас на столе расположены ладошки, кому было на уроке интересно, легко- раскрасьте ладошку в красный цвет, кому трудновато в желтый цвет, кому очень тяжело – синий.(слайд 8)

– Дома приготовите загадки по выбору: вспомните какие-нибудь загадки или сочините сами ( не обязательно складные). Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадка

Слайд 2

На зеленой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И растаял этот шар. 02.05.17

Слайд 3

02.05.17

Слайд 4

02.05.17 У петуха хвост с узорами И сапоги со шпорами. По утрам песни распевает Всем время сообщает .

Слайд 5

Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время сообщает. 02.05.17

Слайд 6

Секрет загадки 1. Предмет не назван. 2. Назван другой предмет, похожий на него(сравнение). 3. Указаны важные признаки предмета. 02.05.17

Слайд 8

02.05.17 Сегодня я узнал…… Было интересно……. Было трудно……… Я выполнял задания……… Я научился………. Мне захотелось…………..

Слайд 9

Молодцы!!!! 02.05.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник загадок

Загадкой можно подзадорить, озадачить, заинтриговать.  Загадка может украсить любой урок, праздник, особенно в школе. Без нее не проходят ни конкурсы, ни викторины. ...

Подборка загадок о животных.

Подборку загадок о животных  можно использовать на уроках окружающего мира, рисования....

Аукцион шуток и загадок

Интеллектуально-творческий аукцион...

тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»

Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...

Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков

Сказка о гласных буквятах,  у которых в кармашке поселился Йотик...

Занятие кружка «Разгаданные тайны» по теме: «Разгадываем тайны. Занимательные опыты.»

Цели: •          ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;•          способствов...

внеклассное мероприятие "Тайны зеленого дерева" (тайны здоровья)

Мероприятие направлено на:формирование у учащихся правильного представления о здоровье, довести до детей мысль, что здоровье не только бывает физическим, но и психическим, нравственным, показать связь...