Влияние нетрадиционных форм и методов в работе со сказкой на развитие интереса у дошкольников к чтению.
методическая разработка ( класс) по теме

Богомолова Ирина Федоровна

Данный материал представляет систему работы по внедрению нетрадиционных форм и методов  в работе со сказкой на развитие интереса у дошкольников к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние нетрадиционных форм и методов  в работе со сказкой на развитие интереса у дошкольников к чтению.

Для того, чтобы ребенок был подготовлен к жизни, его надо сделать грамотным читателем. Грамотный читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий как найти нужную для себя книг, извлечь из нее информацию. Это безупречный тип читателя. У него с годами вкус к книге, к процессу чтения и анализу прочитанного только растет. Помимо этого, он отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотой. Хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, развитой эмоциональной сферой, верными нравственными ориентирами, общественно-приемлемыми потребностями и поведением. К сожалению, интерес к книге в современном обществе резко снизился. В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

Тема « Развитие интереса у дошкольников к чтению» актуальна ещё в виду того, что у детей уже в дошкольном возрасте появляется интерес к процессу чтения(называть буквы, произносить звуки и звукоподражания, составлять слоги и слова).Умение правильно произносить все звуки родного языка, называть буквы, самостоятельно читать слова, предложения или тексты, понимать прочитанное- одно из основных условий разностороннего развития личности каждого ребёнка и важная предпосылка его успешного обучения в школе.

Цель своей работы вижу в поиске эффективных форм и  методов  при организации непосредственной образовательной деятельности по развитию интереса у дошкольников к чтению.

Анализ научно - педагогической и методической литературы по проблеме развития интереса к чтению свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н.С. Карпинская, Н.М. Пьянкова, О.С. Ушакова /. Особое место в развитии интереса к чтению по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.

Подробнее остановлюсь на работе со сказкой, т.к. считаю, что именно сказке принадлежит большая роль в развитии интереса  к чтению. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге. Наряду с традиционными приемами ознакомления со сказкой (ознакомление  с содержанием сказки через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация), использую и нетрадиционные формы и  методы , так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый  значительный результат. К ним относятся :

-знакомство с русским народным костюмом, головным убором, обувью;

-знакомство со строениеми (изба, град, терем и т.д. );

-умение обобщать, анализировать, делать выводы;

-знакомство с художниками-иллюстраторами;

-знакомство с посудой и её свойствами (утица, плошка) ;

-игра «Цветик-семицветик» ( желания детей);

-составление новых сказок по содержанию старых;

-написание писем сказочным героям;

-рассказывание сказок с помощью моделей;

-игра «Новоселье» (приход сказочных героев со своими подарками);

-использование волшебной палочки для остановки сюжета;

-придумывание сказочного узора для буквы, штамповка букв, обводка;

-подчёркивание букв в словах текста;

-рисование наиболее ярких событий из сказок;

-развитие художественного воображения (подрисовка пятен) и т. д.

Важным условием организации и проведения непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте является диагностическая работа с детьми на  основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Мониторинг провожу два раза в год.  Мною были разработаны показатели сформированности звуковой стороны речи и развития интереса к чтению у дошкольников. Прежде чем начать читать, ребенок должен уметь слышать, из каких звуков состоят слова, делать звуковой анализ слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят. Этим я занимаюсь с детьми младшего дошкольного возраста. А овладение послоговым и слитным способами чтения формируются в старшем дошкольном возрасте и, соответственно, формируется интерес к чтению. Результаты мониторинга позволяют мне осуществлять индивидуальный подход к детям в непосредственной образовательной  деятельности и реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми.

На каждом возрастном этапе работа с детьми имеет свои особенности.

Младший дошкольный возраст. Важнейший период в развитии дошкольника. При знакомстве ребенка с литературными текстами особенно важна эмоциональность взрослого и яркая красочная наглядность. Важно эмоционально, красочно наглядно донести до детей содержание сказки, поэтому использую яркие красочные иллюстрации, настольный, кукольный и пальчиковый театры и  нетрадиционные формы работы со сказкой, как «Телефонный разговор» (развивать умение образно, ярко выразить словами своё отношение к событиям и героям), игра «Новоселье» и т. д. Неоценима и работа с заместителями или рассказывание сказок с помощью моделей

 Например лиса - оранжевый кружок, заяц - серый кружок. На данном этапе провожу артикуляционную гимнастику, знакомлю с песенками Язычка. Развиваю способность слышать данные песенки в заглавии сказок, названиях героев и т.

Песенка жука (звук «ж»)

Ж-ж-ж – запел рогатый жук:

Вот как громко я жужжу!

Тут же пчёлка зажужжала,

На жука, направив жало.

Ты, смотри, меня не трожь;

Уколю больней, чем ёж

Я жужжать умею тоже,

На жука чуть-чуть похожа: ж-ж-ж.

Песенка водички (звук «с»)

Есть у дождика сестричка,

Это – быстрая водичка.

С-с-с – она свистит, поёт

И струёй из крана льёт.

Эту песенку послушай:

«Мойте чисто с мылом уши»

Песенка гуся (звук «ш»)

Ш-ш-ш – шипит сердитый гусь –

Я мальчишек не боюсь,

Догоню вас, шалуны,

Ухвачу вас за штаны.

Песенка паровоза (звук «ч»)

Ч-ч-ч – спешу, спешу,

Чёрным дымом я дышу.

Дел не счесть у паровоза.

День и ночь кручу колёса,

Отдыхать я не хочу,

Через чащу вдаль качу.

Песенка мотора (звук «р»)

Р-р-р – догонишь нас не скоро!

Это – песенка мотора.

Р-р-р – Барбос рычит нам в след;

Догонять, вас, проку нет.

Пыхтелка ёжика (звук «п»)

П-п-п – проснулся ёжик

И пыхтелку запыхтел.

Ёжик петь совсем не может,

Хоть и очень бы хотел.

В средней группе продолжаю использование выше упомянутых приемов, но в более усложненной форме, также применяю такой прием технологии ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) как проживание сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача - ввести детей в сущность сказки, т.е. дети понимают действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения  ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации. Н-р, сказка «Волк и семеро козлят». На вопрос, какой был волк? Дети приходили к выводу злой и хитрый, потому что он обманул и съел козлят, но нашелся тот - кто его хитрее. Дети анализировали персонаж не только с внешней стороны (вводили заместитель по внешним признакам (по цвету), но и с внутренней стороны (какой был по характеру).

Старший дошкольный возраст. В данном возрасте появляется у детей особенный интерес к процессу чтения, т.к.дети произносят все звуки языка, различают близкие по звучанию звуки, начинают выделять звуки в словах ,знают некоторые буквы .В подготовительной к школе группе мы вместе с детьми составляем «Сказочную азбуку»,т.е на каждую букву алфавита я подобрала сказку, иллюстрации к ней.

А - Я – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Б – «Бременские музыканты»

В – «Василиса Прекрасная»

Г – «Гуси-лебеди»

Д – «Дюймовочка»

Е - Э – «По щучьему веленью»

Ё - О – «Ёж»

Ж – «Жихарка»

З – «Зимовье»

И – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

К – «Колосок»

Л – «Лисичка со скалочкой»

М – «Морозко»

Н – «Несмеяна»

П– «Пых»

Р – «Рукавичка»

С – «Снегурочка»

Т – «Каша из топора»

У – «Кривая уточка»

Ф – «Подарки Феи»

Х – «Хаврошечка»

Ц – «Царевна – лягушка»

Ч – «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»

Ш – «Чудесная шуба»

Щ- «По щучьему веленью»

С детьми данного возраста использую следующие формы работы со сказкой по подготовке к обучению грамоте для развития интереса к чтению: моделирование сказок  (схема+ пример),сочинение новых сказок, сказки с новым концом (что было бы, если бы волк не съел Красную шапочку и бабушку),сказка по- новому (Красная шапочка встретила не волка, а Винни- Пуха), универсальную методику работы со сказкой Л.Б. Фесюковой, в которой используется творческое наследие Д. Родари, ТРИЗ и собственный опыт автора. В этой методике на конкретных увлекательных примерах описываются нестандартные методы и приемы работы со сказкой. Идею методики помогают раскрыть оригинальные иллюстрации, а к некоторым произведениям предлагаются схемы и модели, отражающие идею сказки.В данной методике разработана универсальная схема работы со сказкой, где на примере одной сказки решаются такие задачи, как нравственное воспитание, речевое развитие, развитие мышления и воображения, экологическое воспитание, развитие мелкой моторики.

Универсальная схема работы со сказкой.( она выглядит следующим образом.)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Русская народная сказка

Нравственный урок

Мир не без добрых людей.

Воспитание добрых чувств

Полюбила я Алёнушку за то, что она… (заботливая, нежная, ласковая, преданная, чуткая…)

Сказка и математика

На основе сказки составьте задачу в два действия.

Речевая зарядка

Какие ласковые слова вам нравятся в этой сказке?

Почему же не послушался братец сестричку?

«Коровье копытце полно водицы» - складно звучит, а почему?

Наряжу в золото-серебро» - как это понимать?

Пошлем срочную телеграмму купцу.

Поможем найти Аленушку.

Подходит ли к сказке пословица «Будет и на нашей улице праздник»?

Сказка и экология

Какие еще встретиться на пути сестрицы и братца (кроме коровьего, лошадиного, козьего).

Развитие мышления и воображения

А если бы не пошел слуга за козленком? Что еще можно было придумать, чтобы спасти Аленушку?

Сказка развивает руки

С помощью пантомимы покажите эпизоды из сказки.

Даже небольшой опыт работы по развитию у дошкольников интереса к чтению показал, что достаточно использовать нетрадиционные формы  и  методы  в работе со сказкой, как дети самостоятельно начинают играть со звуками ,буквами, появляется желание прочитать слово, предложение или текст. Такой ребёнок-читатель умеет быть интересным самому себе, у него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к саморазвитию, самосовершенствованию.

Для обеспечения комплексного подхода по развитию у дошкольников интереса к чтению мною налажена работа с семьями моих воспитанников. В начале каждого учебного года провожу анкетирование родителей с целью их отношения к данной теме. Результаты анкетирования использую в дальнейшей работе. На учебный год составляю план работы с родителями, в котором отражаю запросы родителей на образовательные услуги. Осуществляю систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включающую передачу теоретических знаний. Оказываю помощь по интересующим вопросам через консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, родительские всеобучи, где встречу с родителями стараюсь наполнить особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений.

Рекомендуемая литература

         Ушакова О.С. Ознакомление художественной литературой и развитие речи.-Москва.Сфера,2012.-288.

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. -Москва. Фолио. 2000. - 460.

       Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Булычёва А. И. О чём рассказывает сказка//Дети в школу собирайтесь.-Москва: «Мозаика-Синтез».2008.-187.

Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Булычёва А. И. Грамота для дошкольников.//Дети в школу собирайтесь.-Москва: «Мозаика-Синтез».2008.-187.

       Венгер Л. Из чего строятся слова.// Дошкольное воспитание. - 1993. - №2 .- с. 47 – 50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма: урок – экспедиция. Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков. Тема: Корень слова. Однокоренные слова. .

Урок русского языка во 2 классе.Нетрадиционная  форма "Урок-экспедиция"Тип урока:Закрепление и развитие знаний. умений и навыков.Тема: Корень слова. Однокоренные слова.Цель урока:обобщить знания ...

"Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы на уроке в начальной школе"

Данная презентация содержит теоретический материал по заявленной теме....

Мастер- класс "Использование средств ИКТ для развития интереса к урокам литературного чтения"

      Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, ...

Нетрадиционные формы организации воспитательной работы.

Содержание нетрадиционных форм организации воспитательной работы в школе....

Статья "Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников"

Статья о формах взаимодействия с родителями и младшими школьниками для повышения у детей интереса к чтению....

"Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей с ЗПР и ТМНР."

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психоческого развития и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Материал для педагогическогосовета....