ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
консультация (1 класс) на тему
…Молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии ( Я. А. Коменский чешский педагог – гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики XVI века ).
Данная цитата взята из произведения «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Одна из глав (XII) посвящена именно подготовке детей к школе. Именно такие, как молодые деревца, приходят к нам в школу, юные дарования.
Образовательные стандарты второго поколения существенно обновили процесс обучения в школе, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе в современной школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Действительно ли так сложно подготовить ребенка к обучению в современной школе? | 30.09 КБ |
budushchiy_pervoklassnik_e_v.zip | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Е. В. Киндякова
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
…Молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии ( Я. А. Коменский чешский педагог – гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики XVI века ).
Данная цитата взята из произведения «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Одна из глав (XII) посвящена именно подготовке детей к школе. Именно такие, как молодые деревца, приходят к нам в школу, юные дарования.
Образовательные стандарты второго поколения существенно обновили процесс обучения в школе, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе в современной школе? Существует много мнений. Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах, примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.
Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки;
- великих русских поэтов и писателей (Барто А. Л., Маршак С. Я., Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.
Мотивационная готовность
- Настроен на обучение, готов к серьезной работе,
- учится с интересом, хочет узнавать новое,
- с интересом воспринимает новое в виде не только яркого мультфильма, но и рассказа взрослого, прочитанного в книге кем-то из взрослых,
- любит думать и фантазировать,
- проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни,
- аккуратный, бережно обращается со своими любыми, а затем и школьными вещами.
Математика, счет
Умение считать до ста не является обязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к началу школьного обучения:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним (соседи числа);
- понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
- уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
- уметь сравнить количество предметов в двух группах;
- решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
- уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
- ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Тебя я дал 6 конфет, з – ты съел, сколько осталось? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе печатные цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
- рисовать геометрические фигуры;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры в разном направлении, не выходя за контуры;
- проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- писать по образцу печатные буквы;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру не только прямоугольники и квадраты, но круги, овалы);
- лепить из пластилина и глины;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество. Используйте любое подручное средство дома и любое свободное время, даже период приготовления ужина на кухне. Смешайте в тарелочке фасоль и горох, попросите ребенка разобрать. Спрашивайте, чем отличается фасоль от гороха? Какого она цвета? Какая по форме?
Развитие речи
- Последовательно излагает свои мысли, умеет составлять рассказ по картинке;
- Использует в своей речи не только существительные и глаголы, но и достаточно прилагательных, есть местоимения, числительные и т.д.;
- Правильно строит предложение, слова ставит по порядку, согласовывая между собой;
- Проговаривает верно все звуки, отсутствуют логопедические проблемы;
- Различает звуки в слове.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту, умение задавать вопросы по существу. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги и выделяйте звуки.
Окружающий мир
Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:
- различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
- знать диких и домашних животных;
- называть несколько (2-3) зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, синица, ласточка, голубь, ворона и т.д.);
- знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
- знать названия 2-3 комнатных растений;
- знать названия овощей, фруктов, ягод;
- иметь представление о различных природных явлениях;
- называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), уметь назвать весенние месяцы, зимние, летние и осенние. Рассказывать стишки и уметь загадать загадки о временах года.
Все перечисленные навыки ребенок получает от ежедневного общения с самыми близкими в его жизни людьми, его родителями, бабушками и дедушками. Бывают случаи, когда ребенок с трудом запоминает дни недели, последовательность времен года, в таких случаях используйте стишки и рифмы в красивой детской книжке. Конечно этот материал можно найти и в интернете, но ребенок не получит эмоционального удовольствия от общения с новой иллюстрированной детской книжки. Покупая малышу книжку просмотрите иллюстрации – они должны быть добрыми и понятными; шрифт – он он должен быть легко читаем. Совсем скоро ребенок сам научится читать и перечитает книжки прочитанные вами, с большим удовольствием.
Что еще должен уметь будущий первоклассник?
Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.
Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
- Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
- Действовать по образцу.
- Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
- Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью (раскрашивать, рисовать, собирать пазлы, лепить и т.п.) 20-30 минут.
- Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
- Сохранять правильную осанку, сидя за столом в течение 15 - 20 минут (ноги на полу, спинка прямая, локти на столе).
- Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
- Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
- Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
- Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать.
- Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
- Самостоятельно одевать верхнюю и спортивную одежду с частичной помощью со стороны взрослых (завязать шарф, помочь застегнуть молнию или первую пуговицу на рубашке и т.п.)
- Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
- Ориентироваться во времени.
Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Эмоционально отзывчивый
Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Владеющий средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
- Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
- Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности
Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Следует помнить, что хорошая готовность ребенка к школе, залог успешности, спокойной быстрой и положительной адаптации к школе и учителю. Поэтому, главное – психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения и стремление к получению новых знаний. Спокойное восприятие всех изменений в жизни ребенка в первую очередь взрослыми, без волнения и запугивания ребенка школой, учителем. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. С любовью верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!
«Самые, по видимому, простые и обыкновенные предметы часто бывают, в своей сущности самыми важными и великими…» (В.Г.Белинский)
Подписи к слайдам:
• уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки; • уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза); • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока); • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…); • знать названия 1-3 комнатных растений; • знать названия 12 месяцев года; • знать названия всех дней недели. • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме; • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности; • знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Дети должны: - иметь представление о сезонных изменениях в природе; - определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, выпал снег.
Дети должны знать: - название нашей страны и её столицы; - флаг, герб России; - название родного города, села, свой адрес. Дети должны иметь представление: - о всенародных праздниках; - о труде людей в городе и сельской местности. Дети должны уметь рассказывать о своей семье.
Дети должны иметь представление: - о домашних и диких животных; - о перелетных и зимующих птицах; - о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Дети должны иметь представление: - об условиях необходимых для роста растений; - о лесных ягодах и грибах; - об овощах и фруктах; - о деревьях, кустарниках и цветах. Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Дети должны уметь: - различать и называть части суток и их последовательность; - понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»; - знать дни недели, их последовательность; - уметь называть месяцы года.
- Знать цифры (от 0 до 9). - Называть числа в прямом и обратном порядке. - Решать элементарные задачи на сложение и вычитание. - Соотносить цифру и число предметов. - Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант). Дети должны знать: - состав чисел первого десятка (из отдельных единиц); - состав чисел из двух меньших.
Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями). - Переключение. - Распределение.
- Повтор 10 слов или цифр. - Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.). - Пересказ текстов.
- Определение четвертого лишнего. - Классификация, обобщение. - Сходство/различия. - Умение решать логические задачи. - Сложение фигур из частей. - Сложение из счетных палочек. - Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
Дети должны уметь: - сравнивать, группировать, классифицировать предметы; - называть материалы, из которых они изготовлены; - понимать значение обобщающих слов.
Дети должны уметь: - прямо и твердо ходить, бегать, прыгать; - точно ловить и кидать мяч; - на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;- застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Дети должны уметь: - проводить прямые, не дрожащие линии; - «видеть» строку и писать в ней; - видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку. - Уметь чертить прямую линию. - Писать печатную букву по образцу. - Вырезать из бумаги. - Аккуратно клеить. - Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки. - Лепить как отдельные образы, так и целые композиции. - Изготавливать аппликации.
Понимать и точно выполнять задания
Действовать по образцу, в заданном темпе
Видеть причинно-следственные связи
Внимательно слушать, ориентироваться во времени.
Запоминать и называть по памяти
Сохранять правильную осанку, следить за аккуратностью своего вн. вида
Выполнять основные физические упражнения
Без стеснения находиться в коллективе,
Уметь вежливо общаться с взрослыми, разговаривать спокойно
Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед,
При необходимости обращаться за медицинской помощью
Физически развитыйЛюбознательный, активный, интересуется новым, Эмоционально отзывчивыйОвладевший средствами общения и способами взаимодействия Способный управлять своим поведением Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природеОвладевший универсальными предпосылками учебной деятельностиОвладевший необходимыми умениями и навыками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен знать будущий первоклассник.
Выражение «подготовить ребенка к школе» — это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей. Это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник ...
Что должен знать и уметь будущий первоклашка
Советы родителям будущих первоклассников....
Что должен знать и уметь будущий первоклассник.
Проблема подготовки волнует многих родителей будущих первоклассников. В этой статье даны краткие рекомендации для родителей по подготовке детей в 1 класс....
Что должен знать будущий первоклассник до поступления в школу
Материал для тестирования...
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
В данной статье описываются конкретные умения и знания, которыми ребенок должен овладеть к поступлению в первый класс....
Что должен знать будущий первоклассник?
Бытует мнение, что к шести - семи годам ребенок должен знать и уметь следующее......
ПАМЯТКА "Что должен знать будущий первоклассник"
Независимо от уровня дошкольной подготовки начало обучения в первом классе является для шести-, семилетнего ребенка коренным переломом в жизни. Помощь родителей необходимое...